Основы здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче¬ских дефектов».

Содержание

1. Понятие здоровья, его содержание и критерии.
2. Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.
3. Наследственность и меры здравоохранения человека.
4. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
5. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.
6. Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
7. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
8. Способы регуляции образа жизни.
9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
10. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.
11. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.
12. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
13. Отражение делового образа жизни у студентов.
14. Психопрофилактика и психогигиена.
15. Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.
16. Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Работа содержит 1 файл

Копия Основы здорового образа жини студента..doc

— 235.00 Кб (Скачать)

У  интерналов обнаружена более активная, чем у  экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстерналы же наоборот более тревожны, подвержены депрессиям, психическими заболеваниям.

 

12. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

Физическая культура является одним из факторов, формирующих здоровый образ жизни. Выяснилось, что в иерархии ценностей у студентов абсолютно доминируют следующие:

1. Наличие хороших и верных друзей. 
2. Здоровье. 
3. Любовь.

Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим, необходима актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ценностью, как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа "преимущественных ценностей" (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование "противоречивых" за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа "частными", так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании "внешних" форм состояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения — 50%, физических качеств — 32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола.

Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями, но студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

 

1.      Отражение делового образа жизни у студентов.

Деловой стиль жизни опасен для частной жизни. Деловой стиль обязывает строить по-особому рабочие отношения, он полностью меняет ритм жизни человека. У того появляется четкий распорядок дня, каждая минута этого распорядка имеет значение. Но жить в таком ритме опасно для здоровья. А для того, чтобы бизнесмен мог полноценно трудиться, ему нужно обладать замечательным здоровьем. Иными словами, он должен научиться отдыхать. И на время забыть о всяком этикете. Это на самом-то деле очень непросто сделать.

Деловой человек легко приучается к регламентированным отношениям. Некоторые деловые люди так в этом поднаторели, что даже на пляж отправляются в полном облачении. Можно их понять: деловой костюм сросся с ними, трудно из него выползти и ощутить свободу. Но попробуйте отрешиться от своей общественной значимости.

Деловые люди часто забывают, что Если вы не в офисе и не на встрече, то вы не на работе. И у вас есть полное право быть просто человеком.

Только вдали от людей, которые могут его узнать, этот человек позволяет себе надеть то, что привычно для всего неделового мира. А все потому, что он ни на минуту не перестает быть деловым человеком. Он всегда боится выглядеть не так, как ему положено. Если хотите дожить до старости и сохранить здоровье – учитесь об этом забывать. Носите свою форму только там, где она вам необходима. А в остальное время вы ведь играете другие роли.

 

2.      Психопрофилактика и психогигиена.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравматических реакций (психогений). Медицинские работники и психологи объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, по борьбе с вредными привычками, по формированию отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения. Важнейшими задачами психогигиена и психопрофилактики являются организация и воспитание здорового образа жизни людей, улучшение их быта, производственных условий труда, преодоление психотравмирующих ситуаций, отказ от острых и хронических алкогольных и наркоманческих интоксикаций.

Методы психогигиены и психопрофилактики: психокоррекционная работа в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д.
Специальные задачи – помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работы с молодыми и распадающимися семьями и т.д.

В настоящее время в задачи психогигиены и психопрофилактики входит предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а так же облегчения острых психотравмирующих реакций. 

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы: 
1)        возрастная психогигиена, 
2)        психогигиена быта, 
3)        психогигиена семейной жизни, 
4)        психогигиена трудовой деятельности и обучения. 

Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную. 
Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению. 
Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного. 

 

3.            Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.

Экологическая обстановка в городах пригодна к жизни с большой натяжкой. Во всем мире эта проблема считается самой актуальной, отчего руководители государств активно принялись агитировать население своих стран обратить внимание на здоровый образ жизни. Сегодня питаться полуфабрикатами, продуктами, содержащими ГМО, вредное приготовление пищи, игнорирование физических упражнений не приветствуется. Более того, ведется пропаганда борьбы с такими вредными привычками, как алкогольная и наркотическая зависимости, табакокурение. Ко всему прочему добавляются исследования детского здоровья, которые показывают весьма плачевные результаты:

-   значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

-   стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников

-   резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей

-   увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)

К недостаткам образования, в частности, относятся:
- недостаточная освещенность классов;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов; перегрузка учебными занятиями.

С каждым днем последователей здорового образа жизни становится все больше и больше. Здоровое тело дает надежду на долгую и счастливую жизнь вопреки экологии всего мира. Правда, преуспевают в этом занятии далеко не все, ведь привычное питание и уровень активности не так просто изменить за один день. Конечно, главное препятствие – это лень. Избавиться от вредных привычек и побороть тягу к жирному, сладкому и фаст-фуду может лишь волевой человек. Основной массе людей следует настроиться на борьбу, опираясь на опыт и советы знающих и авторитетных личностей.

Отклонения в состоянии здоровья человека, как правило, формируются в детстве и юности и часто являются результатом нездорового образа жизни. На территории России, а особенно Челябинской области, экология, социально-экономические условия жизни, питание, развитие здравоохранения на современном этапе не отвечают требованиям общества. Для сохранения здоровья при указанных объективных факторах, актуальной является задача обучения населения основам здорового образа жизни, то есть формирования четких установок, ориентации и навыков сохранения и укрепления здоровья для каждого человека. В данном случае речь идет о влиянии на субъективные факторы, к которым относятся также уровень информированности и реальная практика постоянного самопобуждения к реализации требований здорового образа жизни.

Чтобы сохранить российскую нацию,  прежде всего – самого себя здоровым, сильным и целеустремленным, важен шаг каждого на встречу здорового образа жизни.

 

4.      Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

 

17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента