Основы здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче¬ских дефектов».

Содержание

1. Понятие здоровья, его содержание и критерии.
2. Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.
3. Наследственность и меры здравоохранения человека.
4. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
5. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.
6. Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
7. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
8. Способы регуляции образа жизни.
9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
10. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.
11. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.
12. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
13. Отражение делового образа жизни у студентов.
14. Психопрофилактика и психогигиена.
15. Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.
16. Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Работа содержит 1 файл

Копия Основы здорового образа жини студента..doc

— 235.00 Кб (Скачать)


 

План.

 

1.      Понятие здоровья, его содержание и критерии.

2.      Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.

3.      Наследственность и меры здравоохранения человека.

4.      Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

5.      Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.

6.      Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

7.      Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.

8.      Способы регуляции образа жизни.

9.      Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.

10.  Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.

11.  Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.

12.  Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

13.  Отражение делового образа жизни у студентов.

14.  Психопрофилактика и психогигиена.

15.  Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.

16.  Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.

17.  Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие здоровья, его содержание и критерии.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Критериями здоровья являются:

-   Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

-   Первичная инвалидность.

-   Показатели физического развития.

-   Показатели психического здоровья.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

-   Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается.

-   Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств.

-   Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья.

 

 

2.      Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.

 

3.      Наследственность и меры здравоохранения человека.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Наследственность - это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинако­вые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут "усмирить" его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась.

Уровень здоровья индивида зависит от генетического "фона", стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья. Представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.

4.      Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.

Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм — образцов правильного или подобающего поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должны действовать. Нормативная культура — это система социальных норм или стандартов поведения, которым .члены общества следуют более или менее точно.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

 

5. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.

Человек, как саморегулирующаяся система, может регулировать свое состояние – физическое, социальное, психологическое благополучие. Может «навести порядок» в своем организме, в своей жизни. Для того чтобы суметь привести в нормальное гармоничное состояние свой организм и все стороны своей жизни, необходимо владеть системой ЗНАНИЙ. ЗНАНИЙ не о способах лечения болезней (это задача врача), а устранения заболеваний, поддержания, укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы.

ЗНАНИЯ эти представляют собой свод правил, основанный на приоритетах Российской академии медицинских наук (РАМН), Минздравсоцразвития РФ

Правило 1. Человек неотделим от окружающей его среды обитания. Со всеми этими составляющими среды обитания организм постоянно взаимодействует и вынужден приспосабливаться к их влиянию.

Быть здоровым можно, только если состояние внутренней среды организма отвечает требованиям, предъявляемым к нему факторами окружающей среды.

Правило 2. Организм способен извлекать пользу из всех составляющих окружающей среды и бороться с негативными ее проявлениями только при полноценном обеспечении всех физиологических потребностей, активном обмене веществ. Наиболее важными факторами, обеспечивающими само существование живого организма, а также влияющими на возникновение (устранение) нарушений здоровья, являются дыхание, прием пищи и воды. Не менее важным фактором является своевременное и полноценное удаление из внутренней среды организма чужеродных веществ и продуктов обмена.

Правило 3. Здоровье человека зависит от уровня его образованности, наличия у него знаний о действительных причинах возникновения заболеваний и существующих методах борьбы с ними.

Правило 4. Важнейшим условием формирования высокого потенциала здоровья является социальное благополучие человека, в том числе материальная обеспеченность. В случае отсутствия социального благополучия для человека становятся недоступными те мероприятия, средства, образ жизни, следование которым является неотъемлемой частью системы восстановления здоровья и профилактики заболеваний.

Правило 5. Необходимо осознание ответственности за свое здоровье и благополучие. Недопустимо перекладывать заботу о своем здоровье на плечи государства, правительства, здравоохранения.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек – его организм – имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо:

1.     ПОСТЕПЕННОСТЬ. Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

2.     СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.

3.     РИТМИЧНОСТЬ. Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.

А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

 

6.      Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе­го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен­тации.

Спортивная деятельность - одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека. В качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента