Основы здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче¬ских дефектов».

Содержание

1. Понятие здоровья, его содержание и критерии.
2. Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.
3. Наследственность и меры здравоохранения человека.
4. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
5. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.
6. Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
7. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
8. Способы регуляции образа жизни.
9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
10. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.
11. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.
12. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
13. Отражение делового образа жизни у студентов.
14. Психопрофилактика и психогигиена.
15. Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.
16. Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Работа содержит 1 файл

Копия Основы здорового образа жини студента..doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

Здоровье и окружающая среда.

Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состоя­ние окружающей среды. Вмешатель­ство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сло­жившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухо­лей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состоя­ние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50%  зависит от условий, нас окружающих.

  Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.   

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении  окружающей среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных со­лей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетаю­щее воздействие на самочувствие человека и протекание жизнен­но важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их коле­баний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

 

Культура межличностного общения.

Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития личности. В настоящее время социально-психологическая ситуация существенно обострила проблему эмоционального общения людей. В развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и возможным партнерам по общению.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера. Особенно этот аспект важен в культуре общения в Вооруженных Силах.

В армии, как и во всем обществе, уже давно существуют проблемы, связанные с повышением уровня культуры общения. При этом нельзя не учитывать специфические особенности воинской службы. Воинский коллектив (это, как правило, одни мужчины) накладывает отпечаток на характер общения, нередко усугубляя имеющиеся трудности. Низкая общая культура значительного количества личного состава приводит, например, к такому явлению как "неуставные взаимоотношения" (НУВ). Надо отметить, что подобные явления были и есть в большинстве армий мира.

Дефицит культуры общения, нарушение этических норм коммуникации ведут к многим негативным последствиям у всех слоев социума. Под давлением индивидуализации человеческого сознания размываются человеческие ценности, а трудности экономического плана, житейские неурядицы, тревога за завтрашний день увеличивают раздражительность людей, их нервное напряжение и, как следствие этого, увеличение числа всевозможных конфликтных ситуаций; повышением политической и социальной активности широких слоев населения в результате демократизации. 

 

Половые отношения.

Медицинская общественность уже довольно давно признала, что занятия сексом являются не излишеством или баловством, а частью здорового образа жизни человека. Многочисленные исследования показали, что ведение регулярной половой жизни из-за сильного повышения кровяного давления является отличной кардиотренировкой для профилактики инфаркта. Дополнительная доза эстрогенов, выбрасываемая в кровь во время секса, значительно укрепляет сердечную мышцу. В результате практически вдвое снижается вероятность возникновения инфарктов и инсультов.

Польза секса исключительно важна для обоих представителей противоположного пола. Мужчинам секс буквально продлевает жизнь, потому что мужской половой гормон тестостерон при длительном воздержании накапливается в организме, ускоряется белковый обмен, значит, организм начинает быстрее стареть. Полноценный половой акт снижает уровень тестостерона в крови, и шансы мужчины стать долгожителем значительно повышаются.

У женщин регулярные занятия сексом укрепляют мышцы мочевой системы, предотвращая развитие цистита. Высокий уровень эстрогенов в крови в результате активной сексуальной деятельности способствует разглаживанию кожи, улучшению питания волос, тем самым омолаживает женщину. Секс прекрасно помогает женщине похудеть, поддержать свою фигуру в норме, стабилизирует ее эмоциональный фон, заставляя отвлечься от гнетущих проблем.

Безусловно, секс – это мощная физическая и психоэмоциональная нагрузка, которая приносит универсальные положительные результаты, поэтому польза секса исключительно велика. Не надо задумываться над количеством половых сношений, больше уделяйте качеству этих отношений, секс не относится к разряду вещей, где количество перетекает в качество, скорее наоборот некачественное количество приводит к нежеланию заниматься этим вовсе. Основной смысл занятий любовь – получение наслаждения. Не надо превращать это в некий механизм исполнения супружеского долга, пусть это будет ярким и приятным моментом. Не надо ждать инициативу от партнера, проявите ее самостоятельно. Не относитесь к сексу как к работе (выполнил и забыл), пусть это будут запоминающиеся романтические моменты в вашей жизни. Если человек живет разнообразной и полной сексуальной жизнью, это говорит о его хорошем здоровье. Занятия сексом усиливают деятельность всех систем организма, заставляя их сначала напрягаться, затем расслабляться, поэтому не пренебрегайте сексуальными отношениями. Будьте здоровы!

 

Психофизическая саморегуляция.

Психофизическая саморегуляция - самовнушение, сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости его реализацию. Практика показывает, что любой процесс обучения будет реализовываться значительно успешнее, если использовать самовнушение, которое способствует интенсификации того или иного вида деятельности (даже тогда, когда реальные обстоятельства затрудняют ее осуществление).

Саморегуляция – древнейший спутник человечества. С того самого момента, как человек осознал себя, он стремился всячески воздействовать на свой организм с целью достижения определенных эффектов. Для нор­мализации психофизического состояния человека в психологии используются неспецифические упражнения саморегуляции, близкие к медитативным техникам. Кроме оптимизации физического состояния эти техники помогают человеку управлять состоянием своего сознания и предполагают тренировку таких видов телесной психокоррекции, как:

* мышечная релаксация,

* дыхательная саморегуляция,

* сенсорное осознавание.

Опыт наших терапевтических групп показывает, что использование такого комплексного подхода в телесной психотерапии дает самый максимальный эффект: достигается не только улучшение психосоматического состояния, но и значительно расширяется спектр возможностей личности к самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

И все же первоочередным и незаменимым способом уравновесить свое психофизическое состояние по праву считается дыхательная саморегуляция.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а особенно привитие навыков к психофизической регуляции и постоянным занятиям физической культурой в будущем станут способствовать также улучшению или сохранению зрительной функции.

Таким образом, во время занятий психофизической регуляцией в организме происходят значительные изменения психофункционального состояния, зависящие от характера и продолжительности выполняемых упражнений, а также от возраста и осведомленности нашим методикам отдельных участников наблюдений.

 

10. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.

Отношение к здоровью — система избирательных связей личности с различными аспектами действительности (абиотическими, биотическими, социальными), способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью. Структурный компонент Отношения к здоровью — самоотношение (включает оценку своего физического и психического состояния) непосредственно связано с целостной оценкой субъектом самого себя, своих качеств, жизненных возможностей в настоящем и будущем; является своего рода индикатором и регулятором реального и вербального поведения. Отношение к здоровью может быть адекватным и неадекватным, в силу этого выделяют различные типы поведения по отношению к факторам, способствующим или, напротив, угрожающим здоровью. Поведенческие критерии адекватности отношения к своему здоровью: (а) соответствие действий и поступков личности требованиям здорового образа жизни, нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены, (б) высказываемые мнения и суждения относительно факторов сохранения и укрепления здоровья (уровень осведомленности, компетентности индивида). Интенсивность заботы индивида о своем психическом и физическом благополучии зависит не столько от ухудшения состояния здоровья, сколько от отношения к себе, к своему состоянию.

В последние годы, по данным литературы и нашим собственным исследованиям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физической культурой:

Первая – это отказ от занятий в любой форме, пользуясь освобождением от практических занятий. Подобное отношение врачей к физической культуре формирует определённую физическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедеятельности и природной активности человека.

Вторая – несмотря на запреты врачей, юноши стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они могут самосовершенствоваться физически. Чаще всего – это модные, соответственно времени, течения: бодибилдинг, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. Такая позиция также не оправдывает выбранного отношения к своему здоровью, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врачей и бесконтрольные занятия могут усугубить имеющееся заболевание или привести к осложнениям. Необходима тактика взаимопонимания и совместного решения о каком либо виде спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий. Ведь к моменту окончания учёбы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

Существуют такие мотивационные моменты личности, раскрывающие отношение человека к своему здоровью. Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она не осознается человеком; хотя она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Современный человек, хорошо зная, что полезно и что вредно, очень часто поступает неразумно по отношению к своему здоровью,

Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью показало, что обязательным фактором адекватного отношения к собственному здоровью является формирование внутренней картины здоровья (ВКЗ) — особого отношения к здоровью, выражающегося в осознании его ценности, и активно-позитивного стремления к его совершенствованию.

 

11.        Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.

Для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого мышления и «угрожаемые» качества – высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость.

Для лиц противоположного типа – импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению режима отдыха, которые не притязательны к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс творчества.

У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности, мотивационный профиль имеет «прыгающий» характер. Они устойчивы в стрессовых ситуациях.

Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны к односторонним увлечениям. Поэтому тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом – на недостающее общение, в третьем – на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

     1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на пространстве, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

  2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в различной степени касается различных областей социальной жизни.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента