Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, реферат
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и соци¬ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче¬ских дефектов».
1. Понятие здоровья, его содержание и критерии.
2. Функциональные возможности и проявления здорового человека в различных сферах окружающей среды.
3. Наследственность и меры здравоохранения человека.
4. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
5. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечении своего здоровья.
6. Методы определения индивидуальной спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
7. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
8. Способы регуляции образа жизни.
9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
10. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении.
11. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам.
12. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.
13. Отражение делового образа жизни у студентов.
14. Психопрофилактика и психогигиена.
15. Необходимость приобщения к здоровому образу жизни.
16. Психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.
- под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого.
- не всякие индивидуальные особенности представляют собой способности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;
- в структуру способностей не входят знания, умения и навыки, т.е. опыт человека, приобретенный в процессе жизни;
- ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные способности человека.
Способности не могут быть просто проявлением извне, они всегда несут печать индивидуальности. Индивидуальные различия по способностям - это различия по степени выраженности, по их своеобразию.
Не бывает неспособных, так как для каждого человека может быть найден такой вид деятельности, режим работы или такие способы, при которых проявляются какие-нибудь положительные стороны его индивидуальных способностей. В этих условиях особенно важно изучение роли психических компонентов в структуре двигательных способностей. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, задатками к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют типологические особенности проявления свойств нервной системы.
В целом данные, имеющиеся в литературе и полученные нами, отчетливо показывают роль психических компонентов в проявлении двигательных способностей.
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Но как определить свою спортивную деятельность, нужно знать от чего зависят те или иные способности. Так, скоростные способности и элементарные формы проявления быстроты значительнее проявляются у лиц, имеющих слабую нервную систему, лабильность, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по внешнему балансу. Но в реальной спортивной деятельности разные стороны скоростных проявлений будут зависеть у спортсменов от разных типологических особенностей: в частности, при слабой нервной системе, чаще можно наблюдать более короткую реакцию на световой раздражитель, в то время как максимальная частота движений будет ниже у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Подобное можно отметить и в отношении латентного времени напряжения и расслабления мышц, выигрывая в скорости расслабления (при наличии инертности торможения), спортсмен может отставать от других в скорости сокращения. Время сложной двигательной реакции оказалось самым большим у спортсменов со средней силой нервной системы, а меньше - у лиц с сильной и слабой нервной системой. Чаще всего это связано с тем, что время сложной реакции складывается из двух компонентов: времени простой реакции и времени "центральной задержки", причем эти два компонента имеют разные связи с одним и тем же свойством нервной системы. Так, центральная задержка длительнее у лиц со слабой нервной системой в сравнении с лицами, имеющими более сильную нервную систему.
Изучение индивидуальных проявлений в структуре силовых способностей выявило наибольшие связи среди таких свойств нервной системы, как ее сила, подвижность торможения и лабильности. При этом существо связи определяется типом мышечного сокращения. В частности, спортсмены, имеющие инертность возбуждения, показывают более высокий результат во взрывном баллистическом типе напряжения. Медленная изометрическая сила значительнее проявляется у спортсменов с сильной нервной системой, подвижностью торможения и меньшей лабильностью.
Основными способами являются:
- Социологические обследования .
- Психологические обследования.
- Педагогические контрольные испытания (тесты).
- Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья.
- Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько
кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта.
7. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и другие. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24--30%, на режим питания -- 10--16%, на режим двигательной активности -- 15--30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ( Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100 %, то на 2 курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на 3 -- до 83,1, на - 4 курсе - до 75,8%.
Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.
8. Способы регуляции образа жизни.
В этой ситуации единственный выход, это здоровый образ жизни в семье. Только родители могут разорвать этот порочный круг, собственным примером демонстрируя значение такого стиля жизни для них лично. Заставлять ребенка выполнять физические упражнения бессмысленно. Это только усугубит ситуацию. Понять значение здорового образа жизни ребенок может только в ситуации, когда это будет "его" желанием, а не Простейшим требованием, вытекающим из элементарной необходимости успешного выживания и адекватного приспособления к окружающей среде, которые человек усваивает с самого детства - одеваться с разумным учетом установившейся на сегодня погоды, мыть руки перед едой, регулярно чистить зубы и т. д.
Привить способность сделать самостоятельный шаг, выполнить приседания или отжимания здесь и сейчас могут только родители, демонстрируя своим примером, что они это делают не потому, что "так надо", а потому, что здоровый образ жизни в семье доставляет им удовольствие, является для них естественным и приносит конкретную пользу в данный момент времени.
Чтобы привить ребенку правильный стиль, сделать его жизнь длинной и плодотворной, родителям надо начать с себя. Они сами должны преодолеть стереотипы и сделать приседания или отжимания в присутствии ребенка здесь и сейчас. Здоровый образ жизни в семье, это, прежде всего, именно образ жизни: здоровое питание, полная смысла духовная атмосфера, фитнес и так далее.
Все это означает, что привить здоровый образ жизни в семье должно общение с детьми и личный пример. Питание должно быть не просто употреблением пищи, а осмысленным ритуалом. Родители должны рассказывать, почему они используют ту или иную пищу, попутно объясняя детям основы диетологии, осмысленного питания. Одновременно дети должны почувствовать, что здоровый образ жизни в семье включает также доброжелательную, духовную атмосферу. В их жизни должно быть место искусству, науке и всему, что делает нашу жизнь насыщенной. Главная цель такого образа жизни - формирование позитивного, конструктивного мышления и психики, улучшение кровообращения и работы мозга и предотвращение множества заболеваний тела и иммунной системы благодаря формированию здоровой нервной системы.
Несколько нетрудных советов помогут вести здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь:
- Беспокойтесь о здоровье начиная с молодости, есть много болезней, которые проявляются с годами, хотя их корни в детстве;
- При больших проблемах со здоровьем начинайте периодически проходить диспансеризацию;
- В жизни соблюдайте принцип средней линии;
- Не полнейте, чтобы не осложнить работу организма, ускоряя процесс старения;
- Будьте всегда доброжелательны, тихи и разумны, раздражительность и суматоха вредят сердечнососудистой и нервной системам;
- Не держите обиды, учитесь прощать;
- Помните что семья и близкие друзья уникальная ценность и главное в Вашей жизни;
- Выберите способ зарабатывать деньги на жизнь, который Вам интересен и вызывает и материальное и моральное удовлетворение;
- Занимайтесь физическим трудом или фитнесом, стараясь проводить максимально много времени под открытым небом;
- Имейте активный отдых, отсутствие движений облегчает возникновение некоторых болезней;
- Спите 7,5 часов в день (5 стандартных 1, 5-часовых циклов сновидения), отдых восстанавливает жизненную силу и часто лечит лучше любых лекарств;
- Не курите, особенно не пытайтесь спрятаться от жизненных препятствий в мир алкогольного или наркотического опьянения;
- Найдите время для хобби, оно помогает расслабиться и делает жизнь более разнообразной;
- Не поддавайтесь скуке и не разрешайте себе падать духом.
9. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).
Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Режим питания.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической б
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.