Основы оздоровительных самостоятельных занятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

Самостоятельные занятия должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов. Они восполняют дефицит двигательной активности и способствуют более эффективной подготовке к сдаче государственных тестов и нормативов.
Физическая культура и спорт – средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Содержание

Введение
1. Самостоятельная подготовка студентов.
1.1.Планирование самостоятельных занятий.
1.2Формы и организация самостоятельных занятий.
1.3 Методика самостоятельных занятий.
1.4 Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма.
2. Средства для организованных и самостоятельных занятий в ВУЗе.
2.1. Средства и методы воспитания физических качеств.
2.2. Ходьба и бег.
2.3. Оздоровительное плавание.
2.4. Ритмическая гимнастика.
2.5. Атлетическая гимнастика.
2.6. Спортивные игры.
3. Основы гигиены типовой физической культуры.
3.1. Личная гигиена.
3.2. Рациональное питание.
3.3. Закаливание.
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

реферат по физической культуре.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Каждое  самостоятельное тренировочное  занятие состоит из трех частей.

     Подготовительная  часть (разминка) делится на две части: общеразвивающую и специальную. Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (девушки 6-8 мин., юноши 8-12 мин.), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Упражнения рекомендуется начинать с легких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и на растягивание следует выполнять упражнения на расслабление.

     Специальная часть разминки преследует цель подготовить  к составной части занятий различные мышечные группы и костный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитационные, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы.

     В основной части изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие физических волевых качеств. При выполнении упражнений в основной части занятия необходимо придерживаться следующей последовательности: после разминки выполняются упражнения, направленные на изучение и совершенствование технических упражнений и на быстроту, затем упражнения для развития силы и в конус основной части занятия – для развития выносливости.

     В заключительной части выполняются  медленный бег (3-8 мин.), переходящий  в ходьбу (2-6 мин.), упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

     Для управления процессом самостоятельной  тренировки необходимо:

  • определение цели самостоятельных занятий – укрепление здоровья, закаливание организма, улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного мастерства по избранному виду спорта;
  • определение индивидуальных особенностей занимающегося – спортивных интересов, условий питания, учебы и быта, его волевых и психических качеств. В соответствии с индивидуальными особенностями определяется реально достижимая цель занятий;
  • разработка и корректировка перспективного и годичного плана занятий, а также плана на период, этап и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающегося и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий;
  • определение изменения содержания, организации, методики и условий занятий, а также применяемых средств тренировки для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных нагрузок. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в план тренировок.
 
     
    1. Методика  самостоятельных тренировочных  занятий.
 

     Методические  принципы, которыми необходимо руководствоваться  при проведении самостоятельных  тренировочных занятий, следующие:

     принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики спортивной тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание целей и задач занятий, рациональное применение средств и методов тренировки в каждом занятии, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий;

     принцип систематичности требует непрерывности  тренировочного процесса, рационального  чередования физических нагрузок и  отдыха, приемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности;

     принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие физические упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать правила: от простого – к сложному, от легкого – к трудному, от известного – к неизвестному, а также осуществлять учет индивидуальных особенностей занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.. Подбор упражнений, объем и интенсивность тренировочных нагрузок осуществлять в соответствии с силами и возможностями их организма;

     принцип динамичности и постепенности определяет необходимость повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.

     Если в тренировочных занятиях был перерыв по причине болезни, то начинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюдении принципа постепенности. Вначале тренировочные нагрузки значительно снижаются и постепенно доводятся до занимающегося в тренировочном плане уровня.

     Все выше перечисленные принципы находятся  в тесной взаимосвязи. Это различные  стороны единого, целостного повышения  функциональных возможностей занимающихся.  

     
    1.  Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма.
 

     Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

     Данные  самоконтроля записываются в дневник, они помогают контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий. В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные (самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения) и объективные (ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, нарушения режима, спортивные результаты) данные самоконтроля.

     Самочувствие  отмечается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных  ощущений.

     Сон. Отмечается продолжительность и  глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

     Аппетит. Отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Различные отклонения состояния здоровья быстро отражаются, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

     Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления.

     ЧСС – важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток, в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения, а также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после спортивной тренировки.

     Масса тела должна определяться периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах. В первом периоде тренировки масса обычно снижается, а затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

     Тренировочные нагрузки записываются коротко, вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

     Нарушение режима: не соблюдение рационального  чередования труда и отдыха, нарушение  режима питания, употребление алкоголя, курение и др.

     Спортивные результаты показывают правильно ли применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

     В процессе занятий физическими упражнениями рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности.

     Оценка  физического развития проводится с  помощью антронометрических измерений, которые дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями.

     Одномоментная функциональная пробы с приседанием.

     Занимающийся  отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. на 4-й мин. подсчитывается ЧСС за 15 с. с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняется 20 приседаний за 40 с., поднимая руки вперед. Сразу после приседаний подсчитывается ЧСС в течении первых 15 с. с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в процентах.

     Оценка (для мужчин и женщин): отлично  – 20 и меньше, хорошо – 21-40, удовлетворительно  – 41-65, плохо – 66-75, очень плохо  – 76 и больше.

     Ортостатическая проба.

     Занимающийся  отдыхает лежа на спине в течение 5 мин., затем подсчитывают ЧСС в положении лежа в течение 1 мин. (исходная ЧСС), после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс в течение 1 мин. по разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции ССС на нагрузку при изменении положения тела.

     Разница от 0 до 12 ударов означает хорошее состояние  физической тренированности, от 13 до 18 ударов – удовлетворительное, 19-25 ударов – неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности, разница  более 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае следует обратиться к врачу.

     Для оценки состояния ССС и ДС и  способности внутренней среды организма  насыщаться кислородом применяют пробу  Штанге и пробу Генги.

     Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).

     После 5 мин. отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем сделать  полный вдох (80-90% от максимального), задерживать  дыхание. Отмечается время от момента  задержания дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе на 65 с.

     С нарастанием тренированности время  задержания дыхания возрастает, при  снижении или отсутствии тренированности  снижается. При заболевании или  переутомлении это время снижается  на значительную величину (до 30-35 с.).

     Проба Генги (задержка дыхания на вдохе).

     Выполняется также, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после  полного выдоха. Здесь средним  показателем является способность  задерживать дыхание на выдохе на 30 с. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается обмен функционального состояния организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается.

     Самоконтроль  прививает занимающимся грамотное  и осмысленное отношение к  своему здоровью и к знаниям физической культурой и спортом, имеет большое  воспитательное значения. 

     
  1. Средства  для организованных и самостоятельных  занятий.
 
     
    1. Средства  и методы воспитания физических качеств.
 

     С помощью воспитания физических качеств  осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое  способствует укреплению здоровья и  формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью  спортивной тренировки, имеют свойство переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.

     Воспитание  силы. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила, как физическое качество, характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложение).

Информация о работе Основы оздоровительных самостоятельных занятий