Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве. Поддержание работоспособности и здорового состояния – важное условие успешной учебы и последующей профессиональной деятельности студентов.
В связи с утв

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1 Самостоятельные занятия 4
1.1 Планирование самостоятельных занятий 4
1.2 Формы и организация самостоятельных занятий 5
1.3 Методика самостоятельных тренировочных занятий 8
1.4 Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма. 9
Глава 2 Основы гигиены массовой физической культуры 12
2.1 Личная гигиена 12
2.2 Рациональное питание 13
2.3 Закаливание 16
Глава 3 Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

2.2 Рациональное питание

     Рациональное  питание, построенное на научных  основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.

     Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие:

  • оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;
  • полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;
  • разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;
  • хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;
  • доброкачественность и безвредность.

     Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

     При расчете калорийности пищи и ее состава  в сутки можно пользоваться данными  таблицы 1.

     Таблица 1. Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.

Наиболее  массовые виды спорта Белки Жиры Углеводы Калорийность ккал
Гимнастика 2.1-2.4 1.5-1.6 8.3-9.0      60-62
Легкая  атлетика:
Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания 2.4-2.5 1.7-1.8 9.5-10.0      65-70
Бег на длинные дистанц., спортивная ходьба 2.0-2.3 2.0-2.1 10.0-11.5      70-60
Марафон 2.4-2.5 2.1-2.3 11.0-13.0      75-85
Плавание 2.1-2.3 2.0-2.1 9.5-10.0      65-70
Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка 2.4-2.5 2.0-2.3 10.0-11.0      70-75
Футбол  и хоккей 2.3-2.4 1.8-1.9 9.0-10.0      62-65
Баскетбол, волейбол 2.1-2.3 1.7-1.8 9.0-10.0      62-65
Лыжный  спорт, короткие дистанции 2.0-2.1 1.9-2.0 9.5-10.0      65-70
Длинные дистанции 2.1-2.3 2.0-2.1 10.5-11.0      70-73

     Витамины  в необходимом количестве обязательно  должны присутствовать в рационе спортсменов и физкультурников. Во время выполнения интенсивной мышечной работы в связи с повышением обмена веществ потребность в витаминах возрастает. Удовлетворять потребность организма в витаминах нужно, прежде всего, за счет употребления натуральных продуктов. В случае их нехватки рекомендуется принимать витаминные концентраты из естественных продуктов (настой шиповника и др.) синтетических препаратов (“Аэровит”, “Ундевит” и др.).

     В питании спортсмена, наряду с обычными пищевыми веществами, могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологической ценности.

     В суточном режиме следует устанавливать  и строго придерживаться определенного  времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2-2.5 ч  до тренировки и спустя 30-40 мин. после ее окончания.

     Питаться  лучше 4 раза в день: завтрак – 7 – 7.30, обед – 13.00 – 14.00, полдник – 16.00 – 17.00, ужин – 20.00 – 20.30. можно ограничиться и трехразовым питанием.

     Примерное распределение калорийности суточного  рациона питания, %:

       завтрак обед полдник ужин
Четырехразовое  питание 35-40 30-35 5 25-30
Трехразовое питание 40 35 - 25

     При приеме пищи все внимание стоит уделять  еде.

     Отвлечения  от еды приводят к нарушению пищеварения  и усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.

2.3 Закаливание

     Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма  к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению атмосферного давления).

     Систематическое применение закаливающих процедур снижает  число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях  почти полностью исключает их. Закаливание способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический режим.

     Приступать  к закаливанию можно практически  в любом возрасте, предварительно посоветовавшись с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет определить форму закаливающих процедур и их дозировку. Установлены следующие гигиенические принципы закаливания: систематичность требует регулярного, ежедневного выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно через 2 – 3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору снижается; постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур. При выборе дозировки и форм проведения закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности человека (возраст, состояние здоровья и др.), поскольку реакция организма на закаливание у разных людей неодинаковая;

     Разнообразие  средств и форм обеспечивает всестороннее закаливание. Как правило, устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так, повторное воздействие холода вырабатывает устойчивость организма лишь к холоду, повторное действие тепла, наоборот к теплу. Вот почему необходимо использование разнообразных форм закаливания:

  • активный режим, т.е. выполнять во время процедур какие-либо физические упражнения;
  • сочетание общих и местных процедур: местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но если умело подвергать воздействию различных температур наиболее чувствительные к охлаждению участки тела – ступни ног, горло, шею, можно добиться эффекта и при местном закаливании;
  • самоконтроль: показателями правильного проводимого закаливания и его положительного эффекта являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо обратиться к врачу и изменить форму проведения и дозировку процедур.

     Основными средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта

     Естественное  стремление людей к физическому  совершенству, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического воспитания вести разработку новых средств и методов достижения этих целей. Известные и хорошо зарекомендовавшие себя виды спорта традиционно остаются в арсенале средств физической культуры.

     Однако  поиск путей повышения эффективности  учебного процесса по физической культуре, формирования у студентов устойчивой потребности в двигательной активности предполагает использование нетрадиционных видов физических упражнений и спорта, пользующихся большой популярностью у студенческой молодежи.

     Ушу – древняя китайская гимнастика, имеющая несколько стилей, начиная  от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Ушу включено в систему обучения в школах и некоторых вузах Китая. Ушу объединяет различные виды упражнений, которые можно выполнять с оружием и без оружия, с партнером или без него. Существует две школы – внешняя и внутренняя. Внешняя школа предполагает твердые и силовые движения, быстроту реакции, гибкость, реактивные движения, которые подобны танцу.

     Гидроаэробика – выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако, сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп.

     Гидроаэробика особенно полезна тем, кто стремится  похудеть.

     Систематическое выполнение физических упражнений в  воде нормализует деятельность нервной и ССС, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.

     Йога. Слово “йога” в переводе с древнеиндийского языка означает “союз, соединение, связь, единение, гармония”. Философы – материалисты трактуют этот термин как единение, гармонию физического и психологического состояния человека, как гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, - это и есть система йоги.

     Известно  великое множество ее разновидности, разделов, упражнений – хатха –  йога , раджа – йога, бхагги – йога, тантра – йога. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги Пранаяма – основные дыхательные упражнения и Санкхья – философская основа йоги, а знаменитые асаны йоги – это не просто принятие различных замысловатых поз и расслабление, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрация внимания на нем.

     Стретчинг – растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять “легкий стретчинг”; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения. Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.

     Шейпинг – эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Имеет большую популярность среди женщин. При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально. Для шейпинга характерен строгий врачебный контроль за состоянием физического развития и функциональной подготовленностью с помощью современной электронной аппаратуры. Получает широкое распространение среди студентов.    
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

     Позитивный  характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Информация о работе Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями