Обучение плаванию детей-дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Технология использования игровых приемов. Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Содержание

Обучение плаванию детей-дошкольников «Носик и животик вверх»
Техника плаванья. Кроль.
Кроль на груди.
Кроль на спине.
Техника плаванья. Брасс.
Подводящие к плаванью, упражнения на суше.
Подводящие к плаванью, упражнения в воде.
Игры в воде.
Общеразвивающие упражнения с гантелями
Общеразвивающие упражнения с большими мячами, т.е. с фитболлом
Для самых маленьких детей.
Для родителей и детей

Работа содержит 1 файл

Реферат по физ-ре.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

    Подготовительное  движение. В исходном положении  ноги вытянуты и соединены,  носки оттянуты. Из этого положения обе ноги одновременно плавно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом бедра удерживаются у поверхности воды. Затем бедра начинают опускаться вниз, колени симметрично разводятся в стороны примерно на ширину таза и одновременно немного опускаются вниз, а стопы продолжают движение непосредственно около поверхности воды по направлению к туловищу. Далее ноги продолжают сгибаться в тазобедренных суставах, а стопы по мере подтягивания расходятся в стороны на ширину таза. Подготовительное движение заканчивается разведением коленей в стороны на ширину линии плеч и поворотом голеней и стоп наружу с одновременным тыльным сгибанием стоп (стопа берется "на себя"). Наилучшим окончанием подготовительного движения считается такое, при котором угол между бедром и туловищем будет примерно равен 125-140°, а угол между бедром и голенью -35-50° (голень принимает вертикальное положение) и при условии, что стопа не поднимается из воды. Такое положение ног обеспечивает эффективность последующего рабочего движения. Поскольку подтягивание ног создает дополнительное сопротивление движению пловца вперед, выполнять его следует с умеренной скоростью.

    Рабочее  движение начинается последовательным, ускоренным и энергичным разгибанием  ног в тазобедренных и коленных  суставах. Голени и стопы совершают при этом захлестывающее круговое движение, отталкиваясь от воды. В первой половине рабочего движения стопы движутся в стороны-назад. По мере выпрямления ног в коленных суставах они смыкаются у средней линии тела. Основными гребущими поверхностями во время выполнения рабочего движения будут внутренние поверхности стопы и голени, которые, отталкивая воду назад, создают значительную силу тяги, продвигающую тело пловца вперед. Это происходит потому, что одновременные разгибания в бедре и колене позволяют стопам двигаться назад, а не вниз и создавать реактивные гидродинамические силы, направленные вперед. Рабочее движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиваем носков.

    Скольжение. Во время скольжения прямые, но  ненапряженные ноги поднимаются к поверхности, соединяются и занимают горизонтальное положение. 

    Движение  рук. При плавании брассом движения  рук имеют важное значение. Цикл  движений рук состоит из рабочего (захват и основная фаза гребка) и подготовительного (выведение рук в исходное положение) движений. Продолжительность общего цикла движений рук составляет 1,00-1,10 с.

    Захват. В  исходном положении обе руки  вытянуты и соединены, ладони  повернуты вниз и несколько  обращены наружу. Кисти находятся  под поверхностью воды на глубине 10-20 см. Из этого положения прямые руки начинают плавно двигаться вперед, в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу, кисти немного сгибаются в лучезапястных суставах, а локти находятся вверху (выше кистей). Когда угол между поверхностью воды и предплечьем составит примерно 15-20°, а кисти будут находиться на глубине 20-25 см от поверхности воды, фаза захвата заканчивается. Продолжительность фазы составляет 0,08-0,11 с (8-11% от времени полного цикла).

    Основная  часть гребка. Эта фаза гребка начинается в момент смены направления движения кистей, вызванного сгибанием рук и вращением предплечий в локтевых суставах. Кисти движутся в стороны-вниз-назад. Когда угол сгибания рук в локтевых суставах составит примерно 120°, а предплечье будет находиться под углом 50-70° к поверхности воды, первая часть гребка руками закончится - ладони и внутренние поверхности предплечий осуществили подтягивание. В заключительной части гребка кисти и предплечья мощно отталкиваются от воды, двигаясь в направлении назад-внутрь по крутой траектории. При этом они сохраняют небольшой положительный угол атаки. Это. движение выполняется с ускорением. Оно обеспечивает появление большого давления воды на гребущих поверхностях рук. Продолжительность этой фазы составляет 0,40-0,50 с (35-45% от времени полного цикла движений рук).

    Подготовительное  движение. Сразу после завершения  гребка кисти рук быстрым, но  плавным движением выводятся  в исходное положение. Для этого  в конце гребка руки сгибаются  в локтевых суставах до угла 90-100°, локти опускаются вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по горизонтали) и несколько выходят вперед (руки подводятся под грудь). Затем обращенные внутрь ладонями кисти движутся вперед - руки выпрямляются в локтевых суставах и принимают исходное положение. Продолжительность подготовительного движения составляет 0,45-0,60 с (40-55% от времени цикла движений рук). 

    Дыхание.  Для выполнения вдоха пловцу  необходимо поднять голову так,  чтобы рот оказался над водой.  Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох через рот и нос и продолжается все остальное время цикла. 

    Общая  координация движений. Из исходного  положения, в котором руки и  ноги выпрямлены и почти соединены,  захват и подтягивание выполняют  руки, а ноги остаются выпрямленными  я расслабленными. Затем, когда  руки заканчивают подтягивание, ноги начинают подготовительное движение (подтягивание). Далее руки выполняют отталкивание и вступают в фазу выведения, а ноги продолжают подтягивание (в этот момент выполняется вдох). Когда локти находятся на уровне подбородка, ноги заканчивают сгибание в коленных и тазобедренных суставах и разворачивают стопы наружу. Далее руки вытягиваются вперед, а ноги начинают рабочее движение (отталкивание). Цикл заканчивается, когда прямые руки скользят впереди, а прямые, но не напряженные ноги поднимаются к поверхности воды. 

ПОДВОДЯЩИЕ  УПРАЖНЕНИЯ НА СУШЕ

 

Задача: ознакомить с формой движений рук и положением кистей. 

Упражнение 1. Стоя перед  опорой (стол, высокая скамейка, рейка  гимнастической стенки), сгибать и  разгибать руки в локтевых суставах. Кисти движутся под углом атаки, слегка надавливая на опору ребрами ладоней. 

Контроль: следить, чтобы  руки сгибались и разгибались  главным образом в локтевых суставах, а кисти двигались под углом  атаки 30-40°. 

Упражнение 2. Стоя боком  к опоре, одна рука на опоре, другая на поясе. Выполняется предыдущее упражнение одной рукой без зрительного контроля. Затем это упражнение выполняется без опоры. После освоения упражнения одной рукой его разучивают другой, затем двумя одновременно. Сначала каждое упражнение выполняется медленно, затем быстро. 

Контроль: следить, чтобы  локоть был отведен назад до отказа, кисть выписывала "восьмерку" за счет сгибания руки главным образом  в локтевом суставе. 

УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ

 

Задача: научить переносить упор с ног на руки, отрывать ноги от дна бассейна, водоема. 

Упражнение 3. Стоя боком  к неподвижной опоре (глубина  по грудь), одной рукой взяться  за опору или бортик бассейна, другой опереться о партнера. Погрузившись в воду до подбородка и сгибая ноги, повиснуть. Сначала упражнение выполняется на согнутых в локтях руках, затем на прямых руках. Это упражнение помогает занимающимся приобрести умение опираться на руки, находясь в воде, и ощутить требующуюся для этого величину усилий. 

Контроль: ноги отрывать от дна после того, как занимающийся опустится в воду до подбородка. 

Задача: научить создавать  упор и опираться на него одной  рукой. 

Упражнение 4. Стоя боком  к опоре, одной рукой взяться  за нее. другой сбоку выполнять движение "восьмерка". Ощутив действующую  на ладонь силу - силу упора, занимающийся пытается ее использовать (надавливая слегка вниз, опираясь о воду), старается "повиснуть", держась другой рукой за опору. Время создания упора постепенно увеличивают. Освоив механизм создания упора одной рукой, переходят к изучению этого же движения другой. 

Контроль: при выполнении этого упражнения нужно следить, чтобы локоть руки, выполняющей "восьмерку", был отведен назад до отказа, а  рука сгибалась и разгибалась  только в локтевом суставе. Отрывать ноги от дна бассейна нужно в момент, когда кисть руки будет ощущать упор о воду, а туловище погружено в воду до подбородка. Ноги отрываются от дна плавно, рука, которой пловец держится за опору, должна быть полусогнута. 

Упражнение 5. После  освоения упражнения 4 это же упражнение разучивают, взявшись одной рукой за разделительную дорожку, за руку партнера или плавательную доску. 

Задача: научить создавать  упор двумя руками перед собой. 

Упражнение 6. Упражнение выполняют у поручня или лесенки  бассейна, стоя спиной к ней, зацепившись одной ногой (ступней) за поручень. Выполнить руками движение "восьмерка" перед грудью и, почувствовав упор о воду, поставить вторую ступню на опору. Продолжительность создания упора о воду руками постепенно увеличивают. В Контроль: голова опущена в воду до подбородка, руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, удерживает ногу за стопу. Занимающийся, опираясь руками о воду и мягко отрывая другую ногу от дна, старается за счет движения рук удержаться на поверхности воды. 

Контроль: следить, чтобы  партнер удерживал стопу занимающегося  на одной высоте. 

Задача: научить создавать  упор при горизонтальном положении  туловища. 

Упражнение 7. Лежа на груди, ноги упираются в разделительную дорожку, руки впереди выполняют движения "восьмерки". Сначала выполняют движения руками с опущенной головой (с задержкой дыхания), затем, опираясь руками о воду, поднимают голову над водой. 

Контроль: почувствовав упор, плавно поднимать голову из воды. 

Задача: научить создавать упор лежа на спине. 

Упражнение 8. Лежа на спине, ноги упираются в разделительную дорожку или плавательную доску, руки в стороны-вниз. Выполнять руками "восьмерки", стараясь удержать туловище на поверхности воды в горизонтальном положении. Затем это упражнение выполняют без поддерживающих средств. 

Контроль: голова опущена  в воду. После освоения вышеперечисленных  подготовительных упражнений переходят  к упражнению 9. 

Задача: научить создавать  опору и удерживаться на поверхности  воды. 

Упражнение 9. Глубина  по грудь, руки в стороны, туловище опущено  в воду до подбородка. Сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, кисти  выписывают "восьмерки". Почувствовав упор о воду, плавно, осторожно поднимают  ноги от дна бассейна, стараясь удержаться на поверхности воды. Время удержания плавательного состояния постепенно увеличивают. 

Контроль: руки поставлены в стороны, локоть отведен назад  до отказа. Сначала происходит погружение туловища в воду (уровень воды до подбородка), затем плавный, осторожный отрыв ног от дна. Скорость движения кисти при выполнении "восьмерки" должна быть достаточно велика, так как величина упора (подъемной силы) зависит не только от угла атаки и профиля кисти, но и от скорости ее движения. 

После освоения описанных  выше упражнений целесообразно задавать обучаемым движения и перемещения сложной, необычной формы и направления (типа плавания "вперед ногами" и т.д.) с целью выработки "остроты ощущения" упора. 

Параллельно с изучением  упражнений для удержания на воде применяют упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. 

ИГРЫ В  ВОДЕ

 

Ведущее место при  занятиях с детьми на начальном этапе  обучения должны занимать игры. Среди  большого количества общепринятых игр  особое место должны занимать игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: "Кто дольше удержится на поверхности воды?", "Кто выше поднимется из воды" и т.п. 

Практика показала, что дети, которые не смогли выполнить  то или иное упражнение по освоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют их в игровой обстановке. Кроме этого игры содействуют повышению эмоциональности занятий, воспитанию смелости, самостоятельности, инициаты, товарищества. 

Поэтому в занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражнения целесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях дает возможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузку занимающихся. 

Игра: "Кто дольше удержится на поверхности воды?" 

Задача: научить держаться на поверхности воды. 

Содержание игры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживаться на плаву, выполняя руками движения "восьмерки". Ноги согнуты в коленных суставах и прижаты к груди. Побеждает  тот, кто дольше удержится в воде. 

Методические указания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнения выполнять  движения руками. 
 
 
 

Упражнения  с гантелями. 

Вес гантелей подбирается  индивидуально от 0,5 до 2 кг, так, чтобы  можно было выполнить минимум 10 повторений каждого упражнения. Вместо гантелей можно использовать пластиковые бутылки из-под лимонада емкостью 0,5—1,0 литр, наполненные водой. 
 

 
 
 
 

И.п.— выпад вперед, одна рука опирается на бедро, рука с гантелью опущена вниз. Тыльная  сторона ладони работающей руки направлена вперед (дельтовидная мышца); тыльная сторона ладони работающей руки направлена в сторону (от туловища) (дельтовидная мышца + трицепс); тыльная сторона ладони работающей руки направлена назад (трицепс). Выполнять сгибание руки в локте, туловище при этом неподвижно. Повторить 10—30 раз.

Информация о работе Обучение плаванию детей-дошкольников