Общеразвивающие упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.

Классификация ОРУ

Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:

Работа содержит 1 файл

общеразвивающие упражнения.docx

— 193.47 Кб (Скачать)

6) Комплекс должен  заканчиваться упражнением на  закрепление правильной осанки, координацию движений. В комплексе  может быть 6 – 10 упражнений. Каждое  упражнение должно повторятся 8 – 10 раз. Упражнения для воспитания силы повторяются до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения на гибкость – до появления легких болевых ощущений.

Обучению правильному  выполнению общеразвивающих упражнений на уроках физкультуры в школе нужно уделять ничуть не меньше внимания, чем обучению любому двигательному действию из различных разделов школьной программы (например: кувырок вперед или прыжки в длину, или передача баскетбольного мяча). 
 

                                                     Дозировка ОРУ 

  Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ  осуществляется за счет изменения:

  — количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики — 8—12, в комплексе ритмической гимнастики — 50— 
70);

   — содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп).

  • интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

  количества  повторений (при проведении несложных  ОРУ, укладывающихся в счет «1—4»  или «1—8», под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз.

  • темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более на-грузочен);
  • исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).

  Дозировать  упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.

  При индивидуальных занятиях оценивать  нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становится трудно. 

Обучение  ОРУ

Обучение ОРУ  проводят различными способами.

По  показу.

     Упражнение  показывают «зеркально», стоя  лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение ПРИНЯТЫ». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения—подается команда «СТОЙ!».

По  рассказу.

 Учитель указывает исходное положение и  рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Затем подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!». Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

По  показу и рассказу.

     Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться во всех возрастных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.

По  разделениям.

     Учитель подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Напри мер: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятий.

Игровой способ. Наиболее характерен для учащихся младших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр.

                                                      Способы проведения ОРУ 

Раздельный  способ

Внешним признаком  раздельного способа является пауза  для объяснения между отдельными упражнениями комплекса.

 Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если упражнение выполняется лежа. Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».

Поточный  способ

Поточный способ предусматривает непрерывность  выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок,

При данном способе проведения ОРУ к комплексу  предъявляются определенные требования:

 - во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;

 - во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

 - в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.

Проходной способ

      Отличается тем, что упражнения  выполняются в движении или  со значительным перемещением  учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой.

Круговой  способ

Для развития физических качеств в основной части урока  наиболее эффективно использование  кругового способа проведения ОРУ.

                                 

                         Комплексы ОРУ без предметов для раздельного способа проведения

                                             Комплексы для  учащихся II класса

  1. И. п. — о. с, руки вперед.  
            1-2 — левую ногу назад на носок, руки вверх;

  3-4 — и. п.;

   5-8 — то же с правой ноги.

  1. И. п. — стойка ноги скрестно, правая впереди, руки на пояс.

    1-2 — присед;

     3-4 — и. п.

  1. И. п. — упор сидя сзади.

     1 — согнуть ноги к груди;

     2 — и. п.

  1. И. п. — упор стоя на коленях.

    1 — поворот туловища направо, правую руку в сторону;

   2 — и. п.;

   3-4 — то же налево.

  1. И. п. — о. с.

     1-2 — круг плечами назад (выполняется движением плеч вверх, назад, вниз, вперед);

    3-4 — то же вперед.

  1. И. п. — о. с, руки в стороны.

     1-2 — круг правой внутрь;

     3-4 — то же левой.

  1. И. п. — о. с, руки на пояс.

     1-2 — два прыжка на месте невысоко;

    3-4 — прыжок высокий. 

                                                 Комплекс упражнений для учащихся X-XI классов

  1. И. п. — о. с, руки за голову.

    1-2 — правую назад на носок, руки в стороны, прогнуться;

    3-4 — и. п.;

    5-8 — то же с левой ноги.

  1. И. п. — о. с.

    1 — руки на пояс;

   2-3 — руки на колени, пружинящие приседания;

    4 — и. п.

  1. И. п. — о. с.

    1 — дугами назад руки вверх;

    2-3 — пружинящие наклоны до касания ладонями пола;

    4 — и. п.

  1. И. п. — о. с, руки в стороны.

    1 — мах правой, хлопок под ногой;

    2 — приставить правую, и. п.;

   3-4 — то же с другой ноги.

  1. И. п. — сед, руки за голову.

     1-2 — лечь;

     3-4 — сесть, и. п.

  1. И. п. — сед, руки в стороны.

     1 — сед углом, хлопок под ногами;

    2 — сед, и. п.

  1. И. п. — упор стоя на коленях.

     1-2 — разгибая ноги, упор стоя согнувшись;

    3-4 — встать на колени, и. п.

  1. И. п. — упор лежа.

    1 — упор лежа на согнутых руках, правую назад;

       2 — упор лежа;

        3-4 — то же другой ногой.

 9И. п. — о. с, руки на пояс.

      1 — руки в стороны;

      2 — правую ногу в сторону, хлопок над головой;

      3 — приставить правую, руки в стороны;

     4 — и. п.;

     5-8 — то же с другой ноги.

  10. И. п. — о. с, руки к плечам.

           1-прыжок ноги врозь, рукив стороны;

           2— прыжок ноги вместе, руки за голову;

            3— прыжок ноги врозь, руки в стороны;

            4— прыжок ноги вместе, руки к плечам. 

Комплексы ОРУ без предметов  для поточного  способа проведения

                                                Комплекс упражнений для учащихся IV-VI классов

  1. И. п. — о. с.

1 — руки вперед;

2 — руки в стороны;

3 — руки вверх и хлопок над головой;

4 — дугами наружу руки вниз.

  1. И. п. — то же.

1 — присед, руки вперед;

2 — и. п.;

3 — присед, руки в стороны;

4 —  и. п.

  1. И. п. — о. с, руки на пояс.

1 — наклон вперед;

2 — и. п.;

3 — наклон назад, руки в стороны;

4 — и. п.

  1. И. п. — то же.

1 — упор присев;

2 — упор стоя согнувшись;

3 — упор присев;

4 — и. п.

  1. И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх.

1 — мах правой влево, дугами влево, руки вправо;

Информация о работе Общеразвивающие упражнения