Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:46, реферат
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Классификация ОРУ
Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:
6) Комплекс должен заканчиваться упражнением на закрепление правильной осанки, координацию движений. В комплексе может быть 6 – 10 упражнений. Каждое упражнение должно повторятся 8 – 10 раз. Упражнения для воспитания силы повторяются до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения на гибкость – до появления легких болевых ощущений.
Обучению правильному
выполнению общеразвивающих упражнений
на уроках физкультуры в школе нужно уделять
ничуть не меньше внимания, чем обучению
любому двигательному действию из различных
разделов школьной программы (например:
кувырок вперед или прыжки в длину, или
передача баскетбольного мяча).
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
— количества
упражнений (в зависимости от форм занятий
ОРУ их может быть разное количество. В
комплексе гигиенической гимнастики —
8—12, в комплексе ритмической гимнастики
— 50—
70);
— содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп).
количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1—4» или «1—8», под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз.
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При
индивидуальных занятиях оценивать
нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию,
ориентируясь на чувство утомления. При
групповых занятиях преподаватель может
дать указание самостоятельно прекращать
упражнение, если продолжать его со всеми
вместе становится трудно.
Обучение ОРУ
Обучение ОРУ проводят различными способами.
По показу.
Упражнение показывают «зеркально», стоя лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение ПРИНЯТЫ». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения—подается команда «СТОЙ!».
По рассказу.
Учитель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Затем подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!». Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.
По показу и рассказу.
Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться во всех возрастных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.
По разделениям.
Учитель подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Напри мер: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятий.
Игровой способ. Наиболее характерен для учащихся младших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр.
Раздельный способ
Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса.
Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если упражнение выполняется лежа. Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».
Поточный способ
Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок,
При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
- во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
- во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
- в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
Проходной способ
Отличается тем, что
Круговой способ
Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ.
Комплексы ОРУ без предметов для раздельного способа проведения
Комплексы для учащихся II класса
3-4 — и. п.;
5-8 — то же с правой ноги.
1-2 — присед;
3-4 — и. п.
1 — согнуть ноги к груди;
2 — и. п.
1 — поворот туловища направо, правую руку в сторону;
2 — и. п.;
3-4 — то же налево.
1-2 — круг плечами назад (выполняется движением плеч вверх, назад, вниз, вперед);
3-4 — то же вперед.
1-2 — круг правой внутрь;
3-4 — то же левой.
1-2 — два прыжка на месте невысоко;
3-4 — прыжок высокий.
1-2 — правую назад на носок, руки в стороны, прогнуться;
3-4 — и. п.;
5-8 — то же с левой ноги.
1 — руки на пояс;
2-3 — руки на колени, пружинящие приседания;
4 — и. п.
1 — дугами назад руки вверх;
2-3 — пружинящие наклоны до касания ладонями пола;
4 — и. п.
1 — мах правой, хлопок под ногой;
2 — приставить правую, и. п.;
3-4 — то же с другой ноги.
1-2 — лечь;
3-4 — сесть, и. п.
1 — сед углом, хлопок под ногами;
2 — сед, и. п.
1-2 — разгибая ноги, упор стоя согнувшись;
3-4 — встать на колени, и. п.
1 — упор лежа на согнутых руках, правую назад;
2 — упор лежа;
3-4 — то же другой ногой.
9. И. п. — о. с, руки на пояс.
1 — руки в стороны;
2 — правую ногу в сторону, хлопок над головой;
3 — приставить правую, руки в стороны;
4 — и. п.;
5-8 — то же с другой ноги.
10. И. п. — о. с, руки к плечам.
1-прыжок ноги врозь, рукив стороны;
2— прыжок ноги вместе, руки за голову;
3— прыжок ноги врозь, руки в стороны;
4— прыжок ноги вместе, руки к плечам.
Комплексы ОРУ без предметов для поточного способа проведения
1 — руки вперед;
2 — руки в стороны;
3 — руки вверх и хлопок над головой;
4 — дугами наружу руки вниз.
1 — присед, руки вперед;
2 — и. п.;
3 — присед, руки в стороны;
4 — и. п.
1 — наклон вперед;
2 — и. п.;
3 — наклон назад, руки в стороны;
4 — и. п.
1 — упор присев;
2 — упор стоя согнувшись;
3 — упор присев;
4 — и. п.
1 — мах правой влево, дугами влево, руки вправо;