Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:46, реферат
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Классификация ОРУ
Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:
Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».
Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д).
Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживается у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е).
Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а правой — в указанном направлении (рис. 39, ж).
Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); правую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).
Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, например: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:
Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).
Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).
Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направляет ее вверх (рис. 42, в).
Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г).
Для
удержания палки используются известные
способы хватов: сверху, снизу, разный
хват, обратный хват, узкий хват. При беге
палку держат за середину в левой руке.
Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов
При записи отдельного движения необходимо указывать:
а) исходное положение, из которого начинается движение;
б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);
в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);
г) конечное положение
(если необходимо).
Например: И. п.
— о. с.
В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» — практически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» — при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху.
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второстепенные.
Например: И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности.
Например: И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
3-4 — движение в обратной последовательности в и. п.
Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение.
Например: И. п. — о. с, руки вверх.
3-4 — то же левой.
Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например:
И. п. — сед.
При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:
1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
3-4 — то же в другую сторону.
2. И. п. — о. с.
1 — присед, правая рука за голову, левая в сторону, смотреть налево;
2 —и. п.;
3-4 — то же с другой руки и т. д.
Кроме терминологической записи, ОРУ можно изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение наглядно и экономично. Например, как на рис. 43.
Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков).
2.
Затем простые упражнения, в которых
заняты большие группы мышц (ходьба
на месте с высоким
3. Следующими
в комплексе должны быть
Составление комплексов
общеразвивающих упражнений
При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами занятий ОРУ, отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др.
В
зависимости от задач урока определяются
формы организации занятий.
Методические
основы проведения
общеразвивающих упражнений
на уроках физической
культуры
На
занятиях в школе
1. Расположить учащихся спиной к свету.
2. Впереди должны быть низкорослые.
3. Девочек располагать
на одном из флангов, так
чтобы в случае поворота для
выполнения упражнения в
4. Дистанция и интервал исключали помехи при выполнении упражнений.
При
составлении комплексов нужно
учитывать место и время
1. Упражнения
должны соответствовать
2.Упражнения
должны быть подобраны так,
чтобы они оказывали
движения заданной амплитуды в определенном направлении; произвольно изменять амплитуду движении, постепенно увеличивая или уменьшая ее или чередуя движения большей и ограниченной амплитуды; то же, меняя в одном упражнении направления движений; выполнять упражнение с ускорением и замедлени-
ем; делать движения в одну сторону быстро, а в другую медленно и наоборот.
3. Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возрасту, физической подготовленности занимающихся. Следует помнить, что общеразвивающим упражнениям обучают, строго придерживаясь правила «от простого – к сложному» и «от легкого – к трудному».
4. Отличительной
особенностью ОРУ на уроках
гимнастики является
Определяя
структуру комплекса,
1) первым в
комплексе должно быть
2) вторым и третьим должны быть простые упражнения, но в выполнении которых заняты большие группы мышц. (Выпады, наклоны, повороты туловища с постепенно увеличивающейся амплитудой движений и др.) Эти упражнения общего воздействия, активизируя деятельность всех органов и систем организма за короткий промежуток времени, быстрее включают его резервные мощности, что очень важно для подготовки занимающихся к предстоящей работе в кратчайший срок, что типично для урока. Темп выполнения этих упражнений средний, а сложность их – средняя или выше средней;
3) следующими
в комплексе должны быть
работой отдельных
групп мышц (рук, плечевого пояса,
спины, ног и т. д.). Например: вращение
и рывки руками, маховые движения
и т. д. Эти упражнения выполняются
в быстром темпе с
4) упражнения
на растягивание нужно давать
после предварительной
5) предпоследним
целесообразно упражнение