Общеразвивающие упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.

Классификация ОРУ

Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:

Работа содержит 1 файл

общеразвивающие упражнения.docx

— 193.47 Кб (Скачать)

 Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».

 Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д).

 Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживается у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е).

 Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и  т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а правой — в указанном направлении (рис. 39, ж).

                                          

 Несимметричные  положения могут быть такими, в  которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); правую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).

                                 

 Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, например: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:

                                

 Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).

                                                             

Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

 Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направляет ее вверх (рис. 42, в).

Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г).

 Для удержания палки используются известные  способы хватов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке. 

                                        Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов

При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (если необходимо). 
Например:   И. п. — о. с.

    1. — руки в стороны;
    2. — руки вверх;
    3. — руки в стороны;
    4. — и. п.

 В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» — практически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» — при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху.

 При записи нескольких движений, выполняемых  одновременно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второстепенные.

Например:       И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1. — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
    2. — и. п.

Если несколько  движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности.

 Например:      И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1. — дугой  книзу  правой  с  поворотом  налево, правая сзади на носок, руки вперед;
    2. — встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад;

                        3-4 — движение в обратной последовательности в и. п.

Если  упражнение сначала выполняется  в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего  движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение.

Например:       И. п. — о. с, руки вверх.

    1. мах правой, руки вперед;
    2. — и. п.;

             3-4 — то же левой.

Если  при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например:

                         И. п. — сед.

    1. — сед углом;
    2. — сед углом, руки в стороны;
    3. держать;
    4. — и. п.

 При записи комплекса  ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:

1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

  1. — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
  2. — и. п.;

    3-4 — то же в другую сторону.

2. И. п. — о. с.

    1 — присед,  правая  рука за голову,  левая  в сторону, смотреть налево;

    2 —и. п.;

    3-4 — то же с другой руки и т. д.

 Кроме терминологической записи, ОРУ можно  изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение наглядно и экономично. Например, как на рис. 43.

                                            

                                          

 Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков).

 2.  Затем простые упражнения, в которых  заняты большие группы мышц (ходьба  на месте с высоким подниманием  ног, приседание с наклоном  вперед и движением рук, выпады  и др.). Эти упражнения общего  воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма.

 3. Следующими  в комплексе должны быть упражнения  с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу долж ны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и поставленных задач.

  1. Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела.
  2. Комплекс завершается упражнениями, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.
 

                                                           Составление комплексов общеразвивающих упражнений 

  При подборе отдельных упражнений и  составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами занятий ОРУ, отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др.

  В зависимости от задач урока определяются формы организации   занятий. 

Методические  основы  проведения общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры 

     На  занятиях в школе общеразвивающие упражнения (ОРУ) выполняются в виде отдельных упражнений, серий упражнений, а также в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или серия из них выполняются с целью воспитания физических качеств. Перестраивая класс для проведения ОРУ, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Расположить  учащихся спиной к свету.

2. Впереди должны  быть низкорослые.

3. Девочек располагать  на одном из флангов, так  чтобы в случае поворота для  выполнения упражнения в профиль,  мальчиков сзади не было.

4. Дистанция  и интервал исключали помехи  при выполнении упражнений.

    При  составлении комплексов нужно  учитывать место и время проведения, а также возраст, пол и физическую  подготовленность занимающихся, задачи, стоящие в основной части урока.  При подборе упражнений нужно  руководствоваться следующими соображениями:

1. Упражнения  должны соответствовать назначению  комплекса.

2.Упражнения  должны быть подобраны так,  чтобы они оказывали всестороннее  воздействие на занимающихся и способствовали развитию основных физических качеств. Упражнения должны обеспечивать формирование правильной осанки и овладение умением управлять своими движениями. С этой целью полезно практиковать постановку перед учениками конкретных заданий: выполнять

движения заданной амплитуды в определенном направлении; произвольно изменять амплитуду  движении, постепенно увеличивая или  уменьшая ее или чередуя движения большей и ограниченной амплитуды; то же, меняя в одном упражнении направления движений; выполнять  упражнение с ускорением и замедлени-

ем; делать движения в одну сторону быстро, а в другую медленно и наоборот.

3. Упражнения  должны быть доступны, т.е. соответствовать  возрасту, физической подготовленности  занимающихся. Следует помнить, что общеразвивающим упражнениям обучают, строго придерживаясь правила «от простого – к сложному» и «от легкого – к трудному».

4. Отличительной  особенностью ОРУ на уроках  гимнастики является повышенная  требовательность к стилю и  точности их выполнения.

    Определяя  структуру комплекса, рекомендуется  соблюдать следующие правила:

1) первым в  комплексе должно быть упражнение  на ощущение правильной осанки. Особенно это важно для детей  и подростков. Это важно потому, что при выполнении последующих  упражнений по сложности это  упражнение должно быть умеренным,  по темпу медленным. Дозировка  6-8 раз;

2) вторым и  третьим должны быть простые  упражнения, но в выполнении которых заняты большие группы мышц. (Выпады, наклоны, повороты туловища с постепенно увеличивающейся амплитудой движений и др.) Эти упражнения общего воздействия, активизируя деятельность всех органов и систем организма за короткий промежуток времени, быстрее включают его резервные мощности, что очень важно для подготовки занимающихся к предстоящей работе в кратчайший срок, что типично для урока. Темп выполнения этих упражнений средний, а сложность их – средняя или выше средней;

3) следующими  в комплексе должны быть упражнения  с преимущественной

работой отдельных  групп мышц (рук, плечевого пояса, спины, ног и т. д.). Например: вращение и рывки руками, маховые движения и т. д. Эти упражнения выполняются  в быстром темпе с увеличивающейся  амплитудой и скоростью;

4) упражнения  на растягивание нужно давать  после предварительной проработки  растягиваемых мышц и мышечных  групп. После работы силового  характера целесообразно выполнять  упражнения на расслабление;

5) предпоследним  целесообразно упражнение прыжкового  характера, с последующим переходом  на ходьбу.

Информация о работе Общеразвивающие упражнения