Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть значение каждого этапа многолетней тренировки и показать значение спортивного отбора и ориентации на занятия спортом в школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы построения многолетней тренировки.
2. Изучить принципы определения спортивной пригодности и проведения спортивного отбора юного спортсмена.
Введение_________________________________________________3
Общая характеристика___________________________________4
Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.____________________________________________6
1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности. _______6
1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.____________________________________________12
Выводы по первой главе__________________________________17
Глава 2. Спортивноый отбор и спортивная пригодность юных спортсменов._______________________________19
2.1 Система спортивного отбора._________________________19
2.2 Прогнозирование спортивных достижений.______________26
Выводы по второй главе_________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________33
Для надежного прогноза необходимо учитывать не только исходные результаты, но и темпы прироста. В различных видах спорта соотношение исходного уровня и темпов прироста неодинаково.
Исходный уровень и темпы прироста зависят не только от паспортного, но и биологического возраста, морфологических особенностей юного спортсменов.
В каждом виде спорта имеются отдельные характеристики движения , функциональных систем, которые являясь консервативными ограничивают рост спортивного мастерства. Прогноз должен в первую очередь предусматривать уровень развития этих характеристик.
Продольные исследования позволяют с большой надежностью определять развитие способностей.
Важным критерием прогноза является изучение восстановительных процессов после мышечных нагрузок. Очевидно, юные спортсмены, успешно осваивающие вершины мастерства, характеризуются более эффективным ходом восстановительных процессов. [16]
Вывод по второй главе
Проблема отбора юных спортсменов может быть успешно решена лишь на основе длительных и тщательно организованных комплексных обследований занимающихся. Правильно избранный комплекс методов исследования предполагающий изучение разных сторон личности спортсмена путем педагогических, врачебно-физиологических, психологических и социологических методов, даст возможность выявить спортивную одаренность школьников.
В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делятся на 4 этапа:
5. этап предварительного(первичного) отбора детей и подростков.
6. этап углубленной проверки соответствия отобранного континента занимающихся требованиям, предъявляемых к успешной специализации в избранном виде спорта (этап вторичного отбора)
7. этап спортивной ориентации
8. этап отбора в сборные команды.
Одним из наиболее важных аспектов спортивного отбора является прогнозирование спортивных достижений. Надежный прогноз спортивных достижений должен предусматривать не только вероятную динамику результатов, но и включать более или менее существенные факторы, определяющие роль спортивного мастерства.
Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит еще в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Иначе говоря на спортивный результат влияют не только тренировочные нагрузки, но и морфологические, функциональные, психофизиологические изменения происходящие в процессе индивидуального развития.
В каждом виде спорта имеются отдельные характеристики движения , функциональных систем, которые являясь консервативными ограничивают рост спортивного мастерства. Прогноз должен в первую очередь предусматривать уровень развития этих характеристик.
Вывод
Многолетний процесс подготовки юных спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания . Поэтому в нем находят свое отражение общее педагогические принципы , собственно дидактические (воспитывающего обучения , сознательности, активности. наглядности), так и принципы воспитания. На подготовку юных спортсменов распространяются и общее принципы тренировки: всесторонности, специализации, постепенности, повторности, индивидуализации. Тем самым общие отправные положения деятельности тренера по своей сути полностью соответствуют принципам деятельности любого педагога. Вместе с тем спортивной тренировке, как одному из видов физического воспитания, присущи свои специфические закономерности. На их основе сформулированы специальные принципы спортивной тренировки: направленность максимум достижений, углубленная специализация и индивидуализация ; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам; волнообразность динамики нагрузок; цикличность тренировочного процесса. Понятно, что все эти принципы присуще детскому и юношескому спорту. Вместе с тем принципы спортивной тренировки приобретают применительно к юным спортсменам свое характерное содержание, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. К тому же в юношеском спорте направленность на достижение наивысших результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.1
Планирование и учет обеспечивают непрерывный рост достижений в процессе спортивной тренировки.
Планирование – это предварительная разработка и определение на предстоящею деятельность целевых установок и задач, содержания , методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения педагогических социологические, психологический и медико-биологические методов исследования. Педагогические методы исследования позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе применения медико -биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья с помощью психологических методов исследования определяются особенности психики спортсмена оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решение задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
При прогнозирование в первую очередь необходимо ориентироваться на консервативные признаки, так как именно они ограничивают рост спортивного мастерства. Лабильные показатели в меньшей степени ограничивают спортивное совершенствование, потому что под влиянием рационально организованной тренировки они могут быть значительно улучшены. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время нет четких представлений об изменчивости и консервативности отдельных показателей организма в ходе спортивного совершенствования.
Литература:
1. Теория и методика физического воспитания, Б.А. Ашмарин, Москва «Просвещение», 1990.
2. Школьникам здоровый образ жизни, Г. П. Богданов, Москва «Физкультура и спорт», 1989.
3. Теоретическая подготовка юных спортсменов, Ю. Ф. Буйлин и Ю. Ф. Курамшина , Москва «Физкультура и спорт», 1981.
4. Физическое воспитание в школе, Е. Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Минск «Полымя»,1988.
5. Основы теории и методики физической культуры, В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж, Москва «Физкультура и спорт», 1986.
6. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы, А.А. Гужаловский, Минск «Аскар»,1995.
7. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, А.А. Деркач, А.А. Исаев, Москва «Просвещение», 1985.
8. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов, В.И. Лях,Москва «Просвещение», 2001.
9. Введение в теорию физической культуры, Л.П. Матвеев, Москва «Физкультура и спорт», 1983.
10. Основы спортивной тренировки, Москва Л.П. Матвеев, «Физкультура и спорт», 1977.
11. Основы управления подготовкой юных спортсменов, Набатникова М.Я, Москва, 1982.
12. Источники физкультурно-спортивной активности молодежи, В.А. Соколов, Минск «Полымя»,1987.
13. Физическое воспитание студентов и учащихся, Н.Я. Петров, В.А. Соколов, Минск «Полымя»,1988.
14. Теория и методика юношеского спорта, В.П. Филин, Москва «Физкультура и спорт», 1987.
15. Тренировка юных спортсменов, В.П. Филин, Москва «Физкультура и спорт», 1965.
16. Спортивный отбор, В.П. Филин, В.П. Волков, Москва «Физкультура и спорт», 1983.
17. Г.Д. Харабуги, Теория и методика физического воспитания, Москва «Физкультура и спорт», 1974.
18. Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов, Теория и методика физического воспитания и спорта, Москва,2000.
19. Проблемы теории спортивного отбора, А.А. Гужаловский, журнал «Теория и практика физической культуры», №8, с24-25, 1986г.
20. Воспитание физических качеств у юных спортсменов, ВП Филин, Москва «Физкультура и спорт», 1974.
Информация о работе Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте