Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение каждого этапа многолетней тренировки и показать значение спортивного отбора и ориентации на занятия спортом в школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы построения многолетней тренировки.
2. Изучить принципы определения спортивной пригодности и проведения спортивного отбора юного спортсмена.

Содержание

Введение_________________________________________________3

Общая характеристика___________________________________4

Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.____________________________________________6

1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности. _______6

1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.____________________________________________12

Выводы по первой главе__________________________________17

Глава 2. Спортивноый отбор и спортивная пригодность юных спортсменов._______________________________19

2.1 Система спортивного отбора._________________________19

2.2 Прогнозирование спортивных достижений.______________26

Выводы по второй главе_________________________________29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________33

Работа содержит 1 файл

Научно – методические основы занятий спортом.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

              Проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения педагогических социологические, психологический и медико-биологические методов исследования. Педагогические методы исследования позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе применения медико -биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние  анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья с помощью психологических методов исследования определяются особенности психики спортсмена оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решение задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получать данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.[14]

          Спортивный отбор- длительный многоступенчатый процесс, который может быть эффективны м  лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования .

 

       В организационном отношении процесс отбора юных спортсменов делятся на 4 этапа:

1.      этап предварительного(первичного) отбора детей и подростков.

2.      этап углубленной проверки соответствия отобранного континента  занимающихся требованиям, предъявляемых к успешной специализации в избранном виде спорта (этап вторичного отбора)

3.      этап спортивной ориентации

4.      этап отбора в сборные команды.

        Основными задачами первого этапа являются определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию  путем выявления задатков, которые лежат в основе развития способностей, оценка степени двигательной активности.[9]

          Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных способностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствии спортивных способностей. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы определения спортивной пригодности.

1.      Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных признаков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей спортивной деятельности.

2.      Поскольку роль наследственно обусловленных признаков максимально раскрывается при предъявлению к организму высоких требований , то при оценки деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень показателей высших достижений.

3.      Изучение консервативных наследственных признаков при определении спортивных способностей необходимо для выявления тех показателей которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показателей так и их исходный уровень.

4.      В связи с геторохронностью развития отдельных функций и качественных способностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчетливо эти различия выявляются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском  и подростковом возрасте и в которых  вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта , протекает на фоне сложных процессов формирования юного спортсмена.

5.      Структура спортивной деятельности весьма сложна и разнообразна. Поэтому при определении способностей необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности.

6.      Определение спортивной пригодности должно осуществляться комплексно, на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методах исследования.

      Основной задачей второго этапа является углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента детей требованиям успешной специализации в данном виде спорта. Наличие специальных качеств, свойств личности, элементарной подготовленности позволяет определить степень спортивной одаренности детей в подростков, их пригодность для совершенствования в избранном виде спорта.[19]

       На третьем этапе спортивного отбора (этап спортивной ориентации), который длится ряд лет формируются способности, проявляющиеся в конкретной спортивной деятельности.

При этом следует, выделить основные разновидности спортивной ориентации отбора:

1.      Общая спортивная ориентация направленная на вовлечение большего числа детей в занятие спортом  и отбор наиболее одаренных детей и подростков для занятием спортом в ДЮСШ. Этот вид ориентации и  отбора – начальный элемент всей системы многолетней подготовки спортивных резервов.

2.      Видовая ориентация и отбор, направленные на определние спортивной пригодности детей и подростков к занятиям  в одном конкретном виде спорта.

3.      Специализированная ориентация и отбор связянные  с определением спортивной пригодности юных спортсменов в определенной специализации в избранном виде спортаю . Проводится на начальном этапе спортивным специализации многолетней тренировки.

4.      Ролевая ориентация и отбор, нацелен на определение конкретного и игрового амплуа юного спортсмена.

5.      Соревновате6льная ориентация и отбор находит своей целью выбрать из числа равных кандидатов лучших и сориентировать . Проводится на заключительном этапе многолетней тренировки.

Каждая из указанных разновидностей имеет свои специфические особенности6 целевую направленность, систему нормативных показателей и требований, комплекс методическо-организационных мероприятий по ориентации и отбору  и т.п. Все эти особенности обуславливают конкретную технологию определенного вида ориентации и отбора, практическое осуществление его стратегии в процессе многолетней подготовки спортивны резервов.[19]

       На четвертом этапе спортивного отбора продолжается углубленное изучение спортивных способностей, оценивается степень мастерства занимающихся, на основе чего осуществляется отбор и комплектование сборных.

     Отбор кондитатов в сборные команды должен осуществляться на основе следующих показателей:

1.      Спортивно-технические результаты и их динамика в течение последних лет тренировки.

2.      Возраст, антропометрические данные с учетом специфики избранного вида спорта , состояния здоровья юного спортсмена.

3.      Степень закрепления ошибок при выполнении важнейших элементов спортивных упражнений.

4.      Уровень развития специальных физических качеств.

5.      Потенциальные возможности функциональных систем организма при выполнении двигательной деятельности.

6.      Психологическая устойчивость  при выполнении специфических тренировочных нагрузок.

7.      Целеустремленность юного спортсмена к достижению результатов данном виде спорта.[11]

        Следует различать две стадии спортивной пригодности : первая – отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта, а также для дальнейшего спортивного совершенствования . Первая стадия спортивной пригодности включает два этапа.

        Первый этап предусматривает первичный отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта. Второй перспективный этап – отбор и ориентацию наиболее способных юных спортсменов для углубленной специализированной тренировки в избранном виде спорта.

         Вторая стадия определения спортивной пригодности также состоит из двух этапов. Первый этап предусматривает комплектования ближнего олимпийского резерва, второй олимпийский- предполагает отбор и комплектование сборной команды страны для участия  в крупных международных соревнованиях.

        Следует сказать о том что имеется ряд критериев определения спортивной пригодности, общих для всех видов спорта. Это:

1.       Состояние здоровья. Этот критерий применяется на всех стадиях определения спортивной пригодности. Основной задачей врачебных исследований является выявлением противопоказанием для занятием избранным видом спорта.

2.       Состояние функций и систем организма спортсмена. Данный критерий используется на всех стадиях спортивного отбора, особенно для определения пригодности для дальнейшего спортивного совершенствования.

3.       Физическое развитие как комплекс морфофункциональных показателей. Этот критерий отбора используется главным образом на первом и втором этапах определения спортивной пригодности.

      При определении спортивной пригодности следует учитывать  особенности развития детского организма. У детей младшего школьного возраста прогрессивно совершенствуется нервная система, которая к 11 годам достигает высокой степени развития. Однако, чем моложе ре6бенок тем более выражено в коре головного мозга преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется повышенная эмоциональность детей, меньшая устойчивость внимания, повышенная психическая возбужденность. Для младшего школьного возраста характерны относительное замедление роста тела в длину и некоторая прибавка веса тела; происходит временная «остановка» перед началом этапа полового созревания. Этот период начинается в 13-14 лет у мальчиков, а у девочек несколько раньше- в 11-12 лет. Кости скелета у детей 8-10 лет еще не достаточно прочны, богаты хрящевой тканью, связки эластичны. Мышцы развиты относительно слабо. У детей младшего школьного возраста размеры сердца увеличиваются медленно. Кровеносные сосуды у них относительно шире , чем у взрослых ; этим определяется более низкая величина артериального давления. Объем крови, выбрасываемой сердцем при каждом сокращении, вполовину меньше, чем у взрослых. Поэтому для обеспечения организма нужным количеством кислорода, доставляемого кровью, сердце ребенка должно делать значительно больше сокращений . У младших школьников верхнее дыхательные пути уже, чем у взрослых. Дыхание у детей поверхностное , частота его несколько больше , чем у взрослых.

       Способность детского организма в 10-11 лет обеспечивать высокий уровень тканевого обмена благодаря эффективной деятельности  сердца является предпосылкой  для хорошего приспособления в этом возрасте к нагрузкам, требующим общей выносливости. В силу анатомо-физиологических особенностей организма у детей 10-11 лет относительно высок уровень аэробной производительности организма, что определяет допустимость использования в большом объеме физических нагрузок аэробного характера.

         После 11-12 лет  у детей отмечается относительно быстрое развитие различных органов и систем организма. В этот период высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития . При этом отмечается повышенная реактивность , возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к быстрому и лучшему усвоению двигательных навыков и техники движений со сложной координацией. В этом возрастном периоде в связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функция зрительного , вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития.[11]

2.2 Прогнозирование спортивных достижений

          Одним из наиболее важных аспектов спортивного отбора является прогнозирование спортивных достижений. Надежный прогноз спортивных достижений должен предусматривать не только вероятную динамику результатов, но и включать более или менее существенные факторы, определяющие роль спортивного мастерства.

           Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит еще в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Иначе говоря на спортивный результат влияют не только тренировочные нагрузки, но и морфологические, функциональные, психофизиологические изменения происходящие в процессе  индивидуального развития.

    Согласно теории и практике научного предсказания, успешный прогноз возможен только в том случае, если рассматриваемые изменения носят устойчивый характер. Если изменения в ходе развития или в процессе спортивного совершенствования являются случайными, надежный прогноз невозможен. Поэтому важным условием прогнозирования является изучение динамики изменений морфологических и функциональных показателей работоспособности.

         При прогнозирование в первую очередь необходимо ориентироваться на консервативные признаки, так как именно они ограничивают рост спортивного мастерства. Лабильные показатели в меньшей степени ограничивают спортивное совершенствование, потому что под влиянием рационально организованной тренировки они могут быть значительно улучшены. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время нет четких представлений об изменчивости и консервативности отдельных показателей организма в ходе спортивного совершенствования.

Информация о работе Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте