Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть значение каждого этапа многолетней тренировки и показать значение спортивного отбора и ориентации на занятия спортом в школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы построения многолетней тренировки.
2. Изучить принципы определения спортивной пригодности и проведения спортивного отбора юного спортсмена.
Введение_________________________________________________3
Общая характеристика___________________________________4
Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.____________________________________________6
1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности. _______6
1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.____________________________________________12
Выводы по первой главе__________________________________17
Глава 2. Спортивноый отбор и спортивная пригодность юных спортсменов._______________________________19
2.1 Система спортивного отбора._________________________19
2.2 Прогнозирование спортивных достижений.______________26
Выводы по второй главе_________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________33
4
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Белорусская государственная академия физической культуры
На тему: «Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Студентка 5 курса, группа 251
Довнар Н.А.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
А.А. Гужаловский
г.Минск 2003
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение______________________
Общая характеристика________________
Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.__________________
1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности. _______6
1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.__________________
Выводы по первой главе_________________________
Глава 2. Спортивноый отбор и спортивная пригодность юных спортсменов.__________________
2.1 Система спортивного отбора._______________________
2.2 Прогнозирование спортивных достижений.______________26
Выводы по второй главе_________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________
Развитие юношеского спорта в стране – дело большой государственной важности. Хорошо известно, что в детском и юношеском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений. Поэтому педагоги, тренеры, врачи, физиологи, психологи и другие специалисты постоянно продолжают поиски новых, все более эффективных форм и методов работы с юными спортсменами различных возрастных групп.
Роль юношеского спорта в нашей стране неуклонно растет, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, действительных средств и методов работы с юными спортсменами.
Общая характеристика:
Актуальность:
Проблемы подготовкой спортсменов столь многообразны, что для успешного решения многих из них знаний и усилий одного тренера уже недостаточно. Например, при определение цели и постановке задач для конкретного контингента юных спортсменов наряду с программными документами, регламентирующие деятельность спортивных школ, должны приниматься во внимание результаты педагогического и врачебно-физиологического обследования. Или при определении спортивной пригодности спортсменов весьма существенное значение имеет комплексный подход, который достигается путем привлечением широкого круга специалистов ( врачей., психологов, физиологов и др.) . Иными словами, действительность управления в значительной мере зависит от согласованности действия многих служб.
Особо следует отметить, что для повышения эффективности управления подготовкой спортивных резервов важным фактором является соблюдение правильной методологической линии, единой для отдельных видов групп видов спорта. Определение меры оптимальности той или иной системы проводится, как известно путем сравнительного анализа. Однако в результате динамичности возрастных особенностей юных спортсменов сопоставление каких либо абсолютных показателей на различных этапах многолетней подготовки либо не возможно, либо невозможно, либо нецелесообразно.
Предмет исследования: Научно-методические основы построения многолетней подготовке юного спортсмена.
Объект исследования: юные спортсмены.
Цель исследования: раскрыть значение каждого этапа многолетней тренировки и показать значение спортивного отбора и ориентации на занятия спортом в школьном возрасте.
Гипотеза: предполагается, что углубленный анализ научной литературы создаст более четкое представление о научно-методических основах занятий спортом в школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы построения многолетней тренировки.
2. Изучить принципы определения спортивной пригодности и проведения спортивного отбора юного спортсмена.
Методы исследования: обобщение различных точек зрения высказанных в литературных источниках и разработка выводов по данному вопросу; библиографический анализ.
Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.
1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности.
Многолетний учебно-тренировочный процесс может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей человека. У3ровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей физических качеств и формирования двигательных навыков, умений и других факторов. [20]
Многолетний процесс подготовки юных спортсменов подчинен общим закономерностям обучения и воспитания. Поэтому в нем находят свое отражение общее педагогические принципы, собственно дидактические (воспитывающего обучения, сознательности, активности. наглядности), так и принципы воспитания. На подготовку юных спортсменов распространяются и общее принципы тренировки: всесторонности, специализации, постепенности, повторности, индивидуализации. Тем самым общие отправные положения деятельности тренера по своей сути полностью соответствуют принципам деятельности любого педагога. Вместе с тем спортивной тренировке, как одному из видов физического воспитания, присущи свои специфические закономерности. На их основе сформулированы специальные принципы спортивной тренировки: направленность максимум достижений, углубленная специализация и индивидуализация ; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам; волнообразность динамики нагрузок; цикличность тренировочного процесса. Понятно, что все эти принципы присуще детскому и юношескому спорту. Вместе с тем принципы спортивной тренировки приобретают применительно к юным спортсменам свое характерное содержание, что обусловлено особенностями возрастного развития детей и подростков. К тому же в юношеском спорте направленность на достижение наивысших результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки.1
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки (рис 1) связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов. [18]
Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям , и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.
1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основными критериями эффективности многолетней тренировки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе всех возрастных групп.
3. Оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяе6тся. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.
6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками.
7. Одновременное воспитание физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспеченно эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки , начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования ( рис. 2). [18]
Продолжительность этапов многолетней тренировки условленна особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос к очередному этапу подготовки следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных и соревновательных нагрузок (рис. 3). [18]
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепления здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств , преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.
Этап спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе является обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшие овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок, для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Информация о работе Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте