Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение каждого этапа многолетней тренировки и показать значение спортивного отбора и ориентации на занятия спортом в школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы построения многолетней тренировки.
2. Изучить принципы определения спортивной пригодности и проведения спортивного отбора юного спортсмена.

Содержание

Введение_________________________________________________3

Общая характеристика___________________________________4

Глава 1. Построение многолетней тренировки юных спортсменов.____________________________________________6

1.1 Этапы спортивной подготовки и их особенности. _______6

1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.____________________________________________12

Выводы по первой главе__________________________________17

Глава 2. Спортивноый отбор и спортивная пригодность юных спортсменов._______________________________19

2.1 Система спортивного отбора._________________________19

2.2 Прогнозирование спортивных достижений.______________26

Выводы по второй главе_________________________________29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________33

Работа содержит 1 файл

Научно – методические основы занятий спортом.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

         Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение  объема  при незначительном  приросте общей интенсивности тренировки. Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.

             Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность  и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

             Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований  в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется, Средства тренировки  в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

            На этом этапе основная задача состоит в том , чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те волевые и физические качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

             Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится  с учетом особенностей соревновательной деятельн6ости спортсмена.

 

1.2 Планирование, контроль и учет в процессе тренировки юных спортсменов.

       Планирование и учет обеспечивают непрерывный рост достижений в процессе спортивной тренировки.

Планирование – это предварительная разработка и определение на предстоящею деятельность целевых установок и задач, содержания , методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

      По срокам планирование различают следующие его виды:

Перспективное планирование –это планирование на длительный срок.

Текущие планирование  - охватывает этапы работы.

Оперативное планирование осуществляется на ближайшие время.

   Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческих подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

       Требования к планированию:

1.      Целевая направленность педагогического процесса.

2.      Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

3.      Учет закономерностей физического воспитания.

4.      Конкретность планирования.

5.      Реальность.

         Методическая последовательность планирования. При разработки любого плана рекомендуется придерживаться следующей последовательности основных операций.[18]

1.      Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого пристоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической подготовки и спортивно- технической подготовленности)

2.      Определяются и конкретизируются цели и задачи  учебно-воспитательного процесса.

3.      Устанавливаются исходя из поставленных задач нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4.      Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на прохождение, разработку  теоретического и практического содержания программы.

5.      Устанавливается рациональная последовательность прохождения учебного материала.

6.      Определяется общая организация работы по реализации плана. Подбирают методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7.      В заключение приступают к сводному текстуально- описательному либо табличному оформлению плана.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе обобщенного к более детальному.

   Учет одно из важнейших условий эффективного планирования спортивной тренировки. Он дает возможность увидеть результаты проведенной работы, реальность плановых заданий.

        Планирование и учет органически связаны между собой. Плановая работа не мыслима без правильного учета. Материалы учета служат показателями выполнения плана, помогают уточнить его и исправить.[3]

          Учет учебно-тренировочного процесса будет эффективным только в том случае, если он ведется  систематически, объективно, точно, достоверно и полноценно фиксирует результаты проделанной работы и состояние спортсмена; наряду с этим он должен  просто и наглядно изображать регистрируемые данные.

             Виды учета.

            Поэтапный учет чаще всего он проводится в начале и конце какого либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он оказывается предварительным , во втором – заключительным, итоговым.

          Текущий учет осуществляется непрерывно в процессе учебно-тренировочных занятий.

            Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система комплексного контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на выявление сильных и слабых сторон в подготовке юных спортсменов.

            Методы комплексного контроля предусматривают четыре уровня показателей подготовленности спортсменов ( Ю.И. Смирнов, 1977) :

1)       интегральный, отражающий суммарный эффект функционального состояния организма;

2)       комплексный, характеризующий одну из функциональных систем организма спортсмена ;

3)       дифференциальный, характеризующий только одно свойство системы организма;

4)       единичный, раскрывающий одну величину, одно отдельное свойство системы организма человека.

   Методологическую основу комплексного контроля составляют:

-         правильный выбор тестов и их в соответствие статистическим критериям надежности, объективности и информативности;

-         определение оптимального объема показателей для оценки функционального состояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и истоков получения информации;

-         соответствия методов контроля задачам тестирования.

            В соответствии с состоянием спортсмена выделяют три основных вида контроля; каждый из них несет определенную информацию:

-         этапный контроль отражает суммарный тренировочный эффект в мезоцикле;

-         текущий контроль оценивает срочный тренировочный эффект после нескольких занятий ;

-         оперативный контроль оценивает эффект одного тренировочного занятия или его части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Вывод по первой главе.

           Многолетний учебно-тренировочный процесс может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета  возрастных особенностей человека. У3ровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей физических качеств и формирования двигательных навыков, умений и других факторов. Филин

            Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки , начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

         Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.

1.Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основными критериями эффективности многолетней тренировки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2.Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе всех возрастных групп.

3.Оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4.Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяе6тся. Из года в год увеличивается удельный вес  объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

5.Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

6.Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками.

     7.Одновременное воспитание физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств  в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспеченно эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека

       Планирование и учет обеспечивают непрерывный рост достижений в процессе спортивной тренировки.

      Планирование – это предварительная разработка и определение на предстоящею деятельность целевых установок и задач, содержания , методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

            Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система комплексного контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на выявление сильных и слабых сторон в подготовке юных спортсменов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Спортивный отбор и  прогнозирование спортивных достижений.

2.1 Система спортивного отбора.

         Проблема отбора юных спортсменов может быть успешно решена лишь на основе длительных и тщательно организованных комплексных обследований занимающихся. Правильно избранный комплекс методов  исследования предполагающий изучение разных сторон личности спортсмена путем педагогических, врачебно-физиологических, психологических и социологических методов, даст возможность выявить спортивную одаренность школьников.

         Отсутствуют однозначные представления о разновидностях спортивного отбора, весьма разноречивы взгляды на этапы спортивного отбора и их терминологическое значение. Достаточно сказать, что в отечественной литературе первый этап спортивного отбора носит более шести различных наименований (первичный, первоначальный, предварительный, отбор моторно-одаренных детей, определе5ния пригодности к спортивному совершенствованию, спортивной ориентации и т.п.), второй этап – 11 наименований, третий – 6 наименований, 4- 3, т.е. практически каждый автор дает тому или иному этапу свое оригинальное терминологическое обозначение. [19]

          Спортивный отбор - это система организационно – методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологический и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в данном виде спорта.

            Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулировать основные положения теории спортивного отбора. Спортивный отбор –это многоступенчатый многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсменов, создание благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта.

Информация о работе Научно – методические основы занятий спортом в школьном возрасте