Методики проведения занятий с людьми,имеющими отклонения по состоянию здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:02, реферат

Описание работы

Последние годы наблюдается увеличение количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Если в 1993-94 учебном году их было 1204 человек, в 1994-95 учебном году-1674 человек, в 1995-96 учебном году-1736 человек, то в 1996-97 учебном году-2054 человек.
Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей в вузе своего решения на протяжении всех лет обучения.

Содержание

Введение 3
Классификация медицинских групп 4
Методика занятий 7
Виды упражнений 9
Комплекс упражнений при миопии 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Методики проведения занятий с людьми,имеющими отклонения по состоянию здоровья.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Классификация медицинских групп 4

Методика  занятий 7

Виды  упражнений 9

Комплекс  упражнений при миопии 12

Список  использованной литературы 13

 

Введение

      Последние годы наблюдается увеличение количества студентов, имеющих отклонения в  состоянии здоровья. Если в 1993-94 учебном  году их было 1204 человек, в 1994-95 учебном  году-1674 человек, в 1995-96 учебном году-1736 человек, то в 1996-97 учебном году-2054 человек.

     Адаптация этих студентов к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам  становится актуальной проблемой, требующей  в вузе своего решения на протяжении всех лет обучения.

     Общее снижение психосоматического здоровья студентов должно привести к комплексному системному пути укрепления здоровья, основанному на глубокой дифференциации, выборе лечебных педагогических технологий, форм организации учебного процесса, дозирования учебных нагрузок с учетом многих факторов.

     Важная  роль в решении этой проблемы принадлежит  физическому воспитанию.

     Необходимыми  элементами физического воспитания студентов, имеющих отклонения в  состоянии здоровья, являются входной  контроль и рейтинговая технология физического развития, адаптированная к особенностям соответственно сформированных групп студентов.

     Разработанная процедура вводного контроля включает в себя результаты медико-биологического обследования и тесты с серией контрольных упражнений, дающих комплексную  информацию, позволяющую оценивать "здоровье" студентов и определять их биологический возраст.

 

Классификация медицинских групп

      Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе  создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.

     Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации  передачи и усвоения материала, предусматривает  чёткую регламентацию соотношения  объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов  и форм учебной работы.

1. Первым  критерием распределения студентов  по учебным отделениям являются  результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом  курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2. Вторым  критерием является уровень физической  и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых  занятиях после проверки состояния  физической и спортивно-технической  подготовленности по контрольным  упражнениям и нормативам программы  по физическому воспитанию.

     В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического  развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским  группам.

     Распределение по учебным группам этого отделения  проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный  состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

     Студенты  подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

     В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств  и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в  этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

     Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического  воспитания, на формирование у студентов  сознания и убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой  и спортом.

     Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения  спортивного совершенствования.

     На  специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в  специальную медицинскую группу.

     Учебные группы этого отделения комплектуются  с учётом пола, характера заболевания  и функциональных возможностей организма  студентов.

     Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении  преимущественно направлен на:

* укрепление  здоровья,

* закаливание  организма,

* повышение  уровня физической работоспособности;

*возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

* ликвидацию  остаточных явлений после перенесённых  заболеваний;

*приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

     Занятия для студентов, зачисленных на это  отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

     Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные  средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и  методики физического воспитания с  учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с  учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

     Несмотря  на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели  должны стремиться к тому, чтобы  студенты этого отделения приобрели  достаточную разностороннюю и специальную  физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге  были переведены в подготовительное учебное отделение.

     Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического  воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного  учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние  здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача  и решения кафедры по окончании  учебного года (или семестра) переводятся  в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в  результате болезни или других объективных  причин наблюдается ухудшение состояния  здоровья, то студенты переводятся  в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

     На  основании данных о состоянии  здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп, в том  числе на специальную медицинскую  группу (далее спецмедгруппа). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  занятий

      Для студентов спецмедгруппа за основу физического воспитания целесообразно  брать последовательное развитие различных  физических качеств с введением  специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся  отклонений.

     Основной  вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

     Величина  физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора физических упражнений и их количества, исходных положений, темпа, ритма и амплитуды выполнения, от продолжительности урока и  других факторов.

     Составленный  комплекс должен обеспечивать равномерное  распределение физической нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и поддержанию  таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

     Следует осторожно включать в комплекс упражнения на быстроту, с задержкой дыхания, наклоны и другие упражнения, требующие  значительного напряжения мышц плечевого  пояса.

     Трудность упражнений надо повышать постепенно, большое значение приобретает правильный подбор упражнений для различных  групп мышц, чередование напряжения и расслабления.

     Упражнения  должны оказывать равномерное воздействие  на все мышечные группы. Каждое предыдущие должно подготавливать организм к следующему и обеспечивать чередование работы различных мышечных групп.

     При выполнении упражнений с набивными  мячами и гантелями наблюдается  поочередное максимальное напряжение работающих мышечных групп, а затем  на расслабление, что положительно сказывается на протекании физиологических  процессов в организме.

     При выполнении упражнений на снарядах основная нагрузка - на плечевой пояс, что приводит к повышению внутригрудного давления и затруднению работы сердца.

     Упражнения, требующие значительной физической силы, чередуются с упражнениями на расслабление, с ходьбой в умеренном  темпе. Этим достигается ускорение  восстановительных процессов в  организме.

     На  занятиях спецмедгруппа используются разнообразные упражнения, оказывающие  всестороннее воздействие на организм. В программу занятий включаются гимнастические упражнения, элементы легкоатлетических упражнений, спортивные и подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах.

     Общеразвивающие упражнения - основной вид упражнений в спецмедгруппа, они обеспечивают решение главных задач, стоящих  перед группами здоровья. Общеразвивающие  упражнения способствуют совершенствованию  двигательных навыков. С их помощью  легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм.

     В результате регулярных улучшается деятельность всех систем организма, усиливается  обмен веществ, укрепляется мускулатура, сохраняется правильная осанка, воспитывается  сила, ловкость, выносливость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  упражнений

      Общеразвивающие упражнения могут выполняться без  предметов, с предметами и на снарядах.

     1. Упражнения без предметов

     1.1. Упражнения для мышц рук и  плечевого пояса выполняются  из самых разнообразных исходных  положений. Движения в стороны,  вверх, назад, вперед осуществляются, как прямимы руками, так и согнутыми  в локтевых суставах. Эти упражнения  могут широко сочетаться с  упражнениями для других мышечных  групп.

Информация о работе Методики проведения занятий с людьми,имеющими отклонения по состоянию здоровья