Это даёт возможность
говорить об эффективном влиянии
специальных прыжковых упражнений на развитие скоростно-силовых качеств,
спринтеров экспериментальной группы.
Рис. 2. Динамика результатов
тестирования в беге 20м с хода бегунов
экспериментальной и контрольной групп
Представленные на рисунке 2 результаты
теста «Бег 20м с хода» показывают, что
в контрольной группе прирост показателей
составил 0,11с. В экспериментальной группе
исследуемый показатель вырос значительней
и составил 0,49с. В процентном соотношение
прирост скоростно-силовых способностей
в экспериментальной группе составил
18,2%, а в контрольной группе 4,3%.
Данная динамика скоростных
способностей (рис.1 – 2) свидетельствует
о положительном влиянии использования прыжковых
упражнений выполняемых с помощью вариативного
метода в специальной подготовке бегунов
на короткие дистанции.
Рис. 3. Динамика результатов тестирования
в прыжках в длину с места бегунов экспериментальной
и контрольной групп
Из рисунка 3 видно, что юноши экспериментальной
группы демонстрирую наиболее высокие
результаты в прыжках в длину. Так, прирост
в экспериментальной группе составил
7,6%, а в контрольной – 3,3%. Это подтверждает
правоту научных исследований о том, что
развитие скоростно-силовых качеств наиболее
благоприятно в младшем школьном и юношеском
возрасте.
Выводы
- Физическое воспитание спринтеров 14-15 лет предполагает наличие большого объема упражнений скоростно-силового и скоростного характера. Такие упражнения, как прыжки, метания, должны занимать значительное место в общей системе подготовки. Для развития скоростно-силовых качеств у спринтеров используются упражнения с отягощениями и упражнения с преодолением массы собственного тела. Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.
- В процессе педагогического эксперимента у занимающихся обеих групп наблюдалось улучшение результатов, однако в экспериментальной группе динамика имела более выраженный характер. Так, в беге 10м с низкого старта прирост в экспериментальной группе составил – 27%; 20м с хода – 18,2%; прыжки в длину с места - 7,56%. В контрольной группе наблюдалась незначительная динамика. Так, в беге 10м с низкого старта прирост 16,8%; 20м с хода лишь 4,26%; прыжок в длину с места – 3,26%.
- Результаты итогового тестирования в экспериментальной группе на достоверном уровне превышают аналогичные показатели контрольной группы, что может свидетельствовать о том, что методика проведения учебно-тренировочных занятий, с использованием разработанного нами комплекса упражнений подготовки спринтеров 13-14 лет, применяемая в экспериментальной группе, оказалась более эффективна, чем методика, применяемая в контрольной группе.
Список литературы:
- Алабин, В. Б. Многолетняя подготовка легкоатлетов / В.Б.Алабин. - Минск: Высшая школа, 1988.- 410 с.
- Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В.Бойко. - М. : Физкультура и спорт, 1987.- 144 с.
- Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский.- М. : Физкультура и спорт, 1998.- 330 с.
- Водяницкая, О. И. Методика совершенствования ритма бега в процессе многолетней подготовки юных спринтеров // Проблемы подготовки спортивного резерва / О.И.Водяницкая.- М. : РГАФК, 1999.- С. 111-117.
- Вовк, С. И. Закономерности взаимодействия нагрузочных и разгрузочных фаз в спортивной тренировке / С.И.Вовк // Теория и практика физической культуры. – 2008. - №5. – С. 63-66.
- Власов, В. Н. Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге / В.Н.Власов // Теория и практика физической культуры. -2002. - №9. – С.16-18.
- Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П.Врублевский. – М. : Советский спорт, 2009. – 248 с.
- Гойхман, П. Н., Трофимов, О. Н. Легкая атлетика в школе / П.Н.Гойхман. - М. : Физкультура и Спорт, 1972. – 154 с.
- Горшков, В. М. Развитие физических качеств / В.М.Горшков // Физическая культура в школе - 2003.- №7.- С.83-84.
- Дубровский, В. И. Федорова, В. Н. Биомеханика. Учебник для ВУЗов / В.И.Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 388 с.
- Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 534 с.
- Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д.Жележняк, П.К.Петров.- М. : Академия, 2002. - 246 с.
- Жук, Н. Н. Построение малых и средних тренировочных циклов, направленных на развитие быстроты движений легкоатлетов-спринтеров // Проблемы подготовки спортивного резерва / Н.Н.Жук.- М.: РГАФК, 1999.- С. 120-123.
- Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е.Н.Захаров, А.В.Карасев, А.М.Сафонов.- М.: Лептос, 1994.-576 с. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики физического воспитания / В. М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. – 200 с.
- Збигнев Борек. Специфика тренировочной нагрузки девочек и мальчиков в спринтерском беге / Б.Збигнев // Теория и практика физической культуры. -1999.- №6. – С.24-26.
- Змачинский, А. А. Дифференцированный подход к организации учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов на основе их физического развития и физической подготовки // Проблемы подготовки спортивного резерва / А.А.Змачинский. - М. : РГАФК, 1999.- С.58-61.
- Книга тренера по легкой атлетике / Под ред. Л.С.Хоменкова. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
- Козубей, П. С. Дифференцированный подход к построению и организации физической подготовки юных бегунов на короткие дистанции // Проблемы подготовки спортивного резерва / П.С.Козубей. - М. : РГАФК, 1999.- С.96-100.
- Коробов, А. Н. О беге почти все / А.Н.Коробов. - М. : Физкультура и спорт, 1986.-186 с.
- Легкая атлетика / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И.Воронкина, Ю.Н.Примакова. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671с.
- Легкая атлетика / Под ред. А.И.Жилкина, В.С.Кузьмина, Е.В.Сидорчука. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
- Лузгин, В. Н. Влияние возраста и тренировки на биомеханические характеристики спринтерского бега // Проблемы подготовки спортивного резерва / В.Н.Лузгин.- М. : РГАФК, 1999. - С. 101-103.
- Лобачев, В. С. Физические упражнения для развития мышц задней поверхности бедра / В. С.Лобачёв. – М. : Советский спорт, 2006. – 210 с.
- Локтев, С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера / С.А.Локтев. - М. : Советский спорт, 2007. – 404 с.
- Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф.Ломейко. - Мн. : Народная асвета, 1980.- 128 с.
- Макаров, А. Н. Легкая атлетика / А.Н.Макаров.- М. : Просвещение, 1990.- 208 с.
- Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры / А. М. Максименко. – М. : Физическая культура, 2005. – 544 с.
- Малков, В. А. Подружись с королевой спорта / В.А.Малков - М. : Просвещение, 1991.- 280с.
- Мастеров, А. В. Тупики и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики / А.В.Мастеров // Теория и практика физической культуры. - 2000.- № 11.- С. 23-26.
- Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории / А.П.Матвеев, С.Б.Мельников. - М. : Просвещение, 1991.- 191с.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П.Матвеев.- М. : Физкультура и спорт, 1991.- 543с.
- Мехрикадзе, В. В. Тренировка юного спринтера / В.В.Мехрикадзе. – М. : Физкультура и спорт, 1999. - 150 с.
- Миронов, Д. Л. Использование тренажеров в подготовке юных спринтеров / Д.Л.Миронов, Е.Е.Аракелян // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. Тезисы докладов Международного конгресса. - 1998.- №7.- С. 96-97.
- Назаров, А. П., Губа, В. П., Мироненко, И. Н. Тройной прыжок: научные подходы в подготовке спортсменов / А.П.Назаров. – М. : Физическая культура и спорт, 2007. – 144 с.
- Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта. Учебник / В.Г.Никитушкин. – М. : Физическая культура, 2010. – 208 с.
- Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин.- М. : Астрель, 2002. - 864 с.
- Олияр, В. И. Соотношение тренировочных нагрузок в подготовке спринтеров 13-14 лет // Проблемы подготовки спортивного резерва / В.И.Олияр. - М. : РГАФК, 1999.- С. 40-44.
- Основы математической статистики / Под ред. В.С.Иванова. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
- Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Под ред. Ю.Д.Железняка.- М. : Академия, 2002.- 384 с.
- Петров, П. К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К.Петров.- М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003.- 112 с.
- Полищук, В. Д. Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов / В.Д.Полищук. – М. : Олимпийская литература, 2009. – 144с.
- Платонов, В. Н. Подготовка юного спортсмена / В.Н.Платонов. - М. : Просвещение, 1990.- 288 с.
- Попов, В. Б. Средства и методы развития скоростных способностей / В.Б.Попов // Физическая культура в школе. - 2001.- №6.- С.59-62.
- Попов, В. Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов / В.Б.Попов // Физическая культура в школе. - 2001.- №7.- С. 56-58.
- Попов, В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов / В.Б.Попов.- М. : Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. – 208 с.
- Прокофьева,
В. Н. Практикум по физиологии физического
воспитания и спорта. Учебное пособие
для студентов ВУЗов / В.Н.Прокофьева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 191 с.
- Сапин, М. Р. Анатомия
и физиология детей и подростков / М.Р.Сапин. - М.: Академия, 2009. - 432 с.
- Система подготовки спортивного резерва / Под ред. В.Г.Никитушкина.- М. : Физкультура и спорт, 1994.- 320 с.
- Смирнов, В. М., Дубровский, В. И. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов.- М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 608 с.
- Солоха, Л. К. Воспитание двигательных качеств и навыков скоростного бега у детей и подростков разного телосложения / Л.К.Солоха // Проблемы подготовки спортивного резерва.- 1999.- <span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_04