Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:16, лекция
Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга.
Однако, несмотря на принятый подход к определению содержания обучения технике борьбы, существуют исключения, т.е. приемы, которые редко встречаются в соревновательных схватках, но необходимые для формирования базовой техники дзюдо. К таким приемам относятся броски подворотом и выведением из равновесия.
При определении последовательности изучения технико-тактических действий борьбы дзюдо необходимо соблюдать дидактические принципы обучения двигательным действиям. Освоение учебного материала становится реальным в случае доступности для обучающихся, именно поэтому доступность и является одним из важнейших факторов, определяющих последовательность изучения учебного материала. Обеспечить доступность в процессе физического воспитания, как считает В.Д.Мазниченко (1971), значит обеспечить требование такой трудности, при которых создаются предпосылки для максимального движения вперед без ущерба для здоровья занимающихся. С другой стороны, с точки зрения индивидуализации обучения Необходимо определить для учащегося такой уровень трудности материала, который должен быть не слишком низким, чтобы удержать внимание обучающегося, и в то же время не слишком высоким, чтобы быть ему по силам.
Основным подходом, по которому специалисты в борьбе рекомендуют строить последовательность изучения технико-тактических действий, является соблюдение дидактических правил "от простого к сложному" , "от легкого к трудному". Наиболее рациональной последовательностью изучения техники является такая последовательность освоения приемов, в которой их изучение проходит по нарастающей физической трудности и координационной сложности. Наряду с классическими принципами сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности, по мнению Р.Петрова (1998), необходимо выделить еще два принципа : принцип преемственности и перспективности. Технико-тактическое вооружение, считает Р.Петров, должно отвечать индивидуальным особенностям юных борцов и прогностическому эталону будущих чемпионов по истечению 4-6 лет. Необходимо, отмечает он, чтобы до 14-16 лет борцы прошли общий
«Система» - это унифицированная методика обучения и воспитания в виде системы физических, психологических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности. «Система» предполагает через развитие физической культуры человека, развивать его психологическую культуру и духовность, влиять на формирование системы жизненных ценностей и целеполагания.
Особенность методик обучения, применяемых в «Системе» заключается в том, что они основываются на единых принципах, учитывают индивидуальность каждого обучаемого и всегда оказывают одновременное воздействие на тело и психику человека, формируя их в неразрывной связи, как единое целое. Эти методики имеют глубокие исторические корни, что ярко проявляется в используемых способах, формах и методах обучения. «Система» включает в себя так называемую БАЗУ - базовый уровень готовности тела и психики, позволяющий человеку в дальнейшем самостоятельно специализироваться в любом виде деятельности (спорте, профессии, взаимоотношениях с людьми и др.), и ПРИКЛАДНУЮ ЧАСТЬ - ряд универсальных методических комплексов, позволяющих готовить специалистов в различных областях человеческой деятельности.
БАЗА - освоение обучаемым в процессе занятий основных принципов функционирования тела и психики человека. Освоение принципов методически строится на основе единого комплекса физических, психологических и духовных упражнений, развивающих тело и психику обучаемого. Освоив БАЗУ обучаемый способен перенести на её основу двигательные схемы любой человеческой деятельности и повысить свою эффективность именно за счёт правильного выполнения базовых составляющих любого действия - дыхания, элементарных движений, сохранения равновесия, правильных перемещений, выбора необходимых дистанций, рационального распределения усилий, оптимального состояния психики, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Любое, даже самое сложное, действие человека можно разложить на элементарные физические и психологические составляющие. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающихся.
Освоение БАЗЫ «Системы» - это и есть освоение этих самых элементарных составляющих любой человеческой деятельности.
ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ «Системы» отражает возможности применения «Системы» в различных областях человеческой деятельности. Прикладная часть «Системы» многогранна, так как освоенная БАЗА «Системы» применима практически к любой деятельности человека. Наиболее ярко это проявляется, конечно же, в областях связанных с физической активностью. В прикладной части «Системы» можно выделить такие наиболее востребованные сегодня разделы как: военно-прикладной; полицейский; обеспечения безопасности; спортивный; и др. Военно-прикладной и полицейский разделы прикладной части Уникальность этого методического комплекса состоит в том, что он позволяет по единой универсальной методике готовить специалистов различного профиля: от частных охранников и сотрудников государственных структур с полицейскими функциями до специалистов разведывательно-диверсионных подразделений, которые способны активно, самостоятельно действовать, адаптируя полученные навыки к любой обстановке, к любым особенностям решаемых задач. Базовые принципы «Системы» позволяют формировать прикладные комплексы любой направленности и сложности, гармонично встраивать их общевойсковую и специальную тактику, особенности действий различных подразделений и одиночных специалистов, применять их к действиям с любым видом спецсредств и оружия. «Система» позволяет формировать группу, подразделение, подготавливать условия для проведения быстрого и успешного боевого слаживания подразделений любого профиля.
Сегодня большой проблемой для сотрудников любых силовых структур является стресс: как попадание в процессе служебной деятельности в психотравмирующие ситуации, так и накопление стресса в повседневной жизни. Можно с уверенностью говорить, что занятия по «Системе» позволяют значительно снизить отрицательное воздействие стрессовых ситуаций на организм человека. Причин здесь несколько: во-первых, стресс накапливается в теле, в мышцах, а в «Системе» проработка тела, повышение его чувствительности, являются необходимым условием успешной работы; во-вторых, «Система» учит правильному дыханию, а дыхание - это основа регулирования физиологических процессов в организме, которые являются главным механизмом стрессовой реакции; в-третьих, «Система» повышает готовность человека к автоматическим, подсознательным действиям в ответ на угрозу, что, в свою, очередь, устраняет наиболее травматическую реакцию на стрессовое воздействие - замирание; в-четвёртых, занятия по «Системе» повышают уверенность человека в себе, своих силах, выравнивают эмоциональный фон занимающегося, что значительно расширяет «зону стабильности» психики - основу устойчивости к стрессовым воздействиям.
Кроме того, регулярные занятия, сформированный интерес, являются сильным стабилизирующим фактором в жизни человека, особенно в нестабильной окружающей обстановке. Интерес к «Системе» расширяет кругозор, выводит мышление из профессиональной плоскости, позволяет другими глазами взглянуть на происходящие события, тем самым защищая человека, специалиста от профдеформации - современного бича многих профессий. Широчайшие возможности «Система» предлагает в такой области как обеспечение безопасности. Здесь речь идёт как о личной безопасности, так и о личной профессиональной безопасности сотрудников силовых структур и военнослужащих, выполняющих задачи, связанные с повышенным риском. Не секрет, что причины большей части трагедий, происходящих с людьми, как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту, являются невнимательность, психологическая неготовность к действиям в экстремальных ситуациях, неумение действовать от ситуации, неумение видеть происходящее, прогнозировать ситуацию. Занятия «Системой» выстраивают автоматический навык работы «от ситуации», готовят психику к оптимальному реагированию на опасность, к самостоятельному, нестандартному мышлению, подготавливает тело к тонкому ощущению противника и ситуации. Основой безопасности является знание опасностей и готовность тела и психики к встрече с ними. Одним из принципов «Системы» говорит о том, что самая большая опасность для человека - это он сам. Только знание себя, освоение своего тела, изучение своей психики уберегут человека от главной опасности - неадекватных ситуаций собственных действий.
В плане спорта «Система» позволяет готовить спортсмена любого профиля, формируя БАЗУ и подбирая необходимые методические комплексы для отработки специфических именно для этого спорта действий. Тренер, владеющий «Системным» подходом, способен увидеть больше в действиях своих подопечных, понять работу мышечной системы, взаимодействие дыхания и психики. Видя ошибки и неслаженные действия систем спортсмена, он может вносить соответствующие коррективы посредством специальных методик и упражнений, добиваться оптимального взаимодействия всех систем организма. В командных видах спорта методики, используемые в «Системе», позволяют добиться от каждого спортсмена ощущения партнёров, единой, слаженной работы команды в целом
Тесты по физ. воспитанию
11 .На какие функции подразделяется спорт?
16.Что такое периодизация тренировки?
17.Что является базисом для периодизации?
Информация о работе Методика обучения в выборочном виде спорта