Методика обучения в выборочном виде спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:16, лекция

Описание работы

Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга.

Работа содержит 1 файл

Тема5 лекция 2.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Однако, несмотря на принятый подход к определению  содержания обучения технике борьбы, существуют исключения, т.е. приемы, которые редко встречаются в соревновательных схватках, но необходимые для формирования базовой техники дзюдо. К таким приемам относятся броски подворотом и выведением из равновесия.

     При определении последовательности изучения технико-тактических действий борьбы дзюдо необходимо соблюдать дидактические принципы обучения двигательным действиям. Освоение учебного материала становится реальным в случае доступности для обучающихся, именно поэтому доступность и является одним из важнейших факторов, определяющих последовательность изучения учебного материала. Обеспечить доступность в процессе физического воспитания, как считает В.Д.Мазниченко (1971), значит обеспечить требование такой трудности, при которых создаются предпосылки для максимального движения вперед без ущерба для здоровья занимающихся. С другой стороны, с точки зрения индивидуализации обучения Необходимо определить для учащегося такой уровень трудности материала, который должен быть не слишком низким, чтобы удержать внимание обучающегося, и в то же время не слишком высоким, чтобы быть ему по силам.

     Основным  подходом, по которому специалисты  в борьбе рекомендуют строить  последовательность изучения технико-тактических  действий, является соблюдение дидактических  правил "от простого к сложному" , "от легкого к трудному". Наиболее рациональной последовательностью изучения техники является такая последовательность освоения приемов, в которой их изучение проходит по нарастающей физической трудности и координационной сложности. Наряду с классическими принципами сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности и доступности, по мнению Р.Петрова (1998), необходимо выделить еще два принципа : принцип преемственности и перспективности. Технико-тактическое вооружение, считает Р.Петров, должно отвечать индивидуальным особенностям юных борцов и прогностическому эталону будущих чемпионов по истечению 4-6 лет. Необходимо, отмечает он, чтобы до 14-16 лет борцы прошли общий

     «Система» - это унифицированная методика обучения и воспитания в виде системы физических, психологических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности. «Система» предполагает через развитие физической культуры человека, развивать его психологическую культуру и духовность, влиять на формирование системы жизненных ценностей и целеполагания.

Особенность методик  обучения, применяемых в «Системе»  заключается в том, что они  основываются на единых принципах, учитывают индивидуальность каждого обучаемого и всегда оказывают одновременное воздействие на тело и психику человека, формируя их в неразрывной связи, как единое целое. Эти методики имеют глубокие исторические корни, что ярко проявляется в используемых способах, формах и методах обучения. «Система» включает в себя так называемую БАЗУ - базовый уровень готовности тела и психики, позволяющий человеку в дальнейшем самостоятельно специализироваться в любом виде деятельности (спорте, профессии, взаимоотношениях с людьми и др.), и ПРИКЛАДНУЮ ЧАСТЬ - ряд универсальных методических комплексов, позволяющих готовить специалистов в различных областях человеческой деятельности.

     БАЗА - освоение обучаемым в процессе занятий основных принципов функционирования тела и психики человека. Освоение принципов методически строится на основе единого комплекса физических, психологических и духовных упражнений, развивающих тело и психику обучаемого. Освоив БАЗУ обучаемый способен перенести на её основу двигательные схемы любой человеческой деятельности и повысить свою эффективность именно за счёт правильного выполнения базовых составляющих любого действия - дыхания, элементарных движений, сохранения равновесия, правильных перемещений, выбора необходимых дистанций, рационального распределения усилий, оптимального состояния психики, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Любое, даже самое сложное, действие человека можно разложить на элементарные физические и психологические составляющие. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающихся.

Освоение БАЗЫ «Системы» - это и есть освоение этих самых элементарных составляющих любой человеческой деятельности.

     ПРИКЛАДНАЯ  ЧАСТЬ «Системы» отражает возможности  применения «Системы» в различных  областях человеческой деятельности. Прикладная часть «Системы» многогранна, так как освоенная БАЗА «Системы»  применима практически к любой деятельности человека. Наиболее ярко это проявляется, конечно же, в областях связанных с физической активностью. В прикладной части «Системы» можно выделить такие наиболее востребованные сегодня разделы как: военно-прикладной; полицейский; обеспечения безопасности; спортивный; и др. Военно-прикладной и полицейский разделы прикладной части Уникальность этого методического комплекса состоит в том, что он позволяет по единой универсальной методике готовить специалистов различного профиля: от частных охранников и сотрудников государственных структур с полицейскими функциями до специалистов разведывательно-диверсионных подразделений, которые способны активно, самостоятельно действовать, адаптируя полученные навыки к любой обстановке, к любым особенностям решаемых задач. Базовые принципы «Системы» позволяют формировать прикладные комплексы любой направленности и сложности, гармонично встраивать их общевойсковую и специальную тактику, особенности действий различных подразделений и одиночных специалистов, применять их к действиям с любым видом спецсредств и оружия. «Система» позволяет формировать группу, подразделение, подготавливать условия для проведения быстрого и успешного боевого слаживания подразделений любого профиля.

     Сегодня большой проблемой для сотрудников любых силовых структур является стресс: как попадание в процессе служебной деятельности в психотравмирующие ситуации, так и накопление стресса в повседневной жизни. Можно с уверенностью говорить, что занятия по «Системе» позволяют значительно снизить отрицательное воздействие стрессовых ситуаций на организм человека. Причин здесь несколько: во-первых, стресс накапливается в теле, в мышцах, а в «Системе» проработка тела, повышение его чувствительности, являются необходимым условием успешной работы; во-вторых, «Система» учит правильному дыханию, а дыхание - это основа регулирования физиологических процессов в организме, которые являются главным механизмом стрессовой реакции; в-третьих, «Система» повышает готовность человека к автоматическим, подсознательным действиям в ответ на угрозу, что, в свою, очередь, устраняет наиболее травматическую реакцию на стрессовое воздействие - замирание; в-четвёртых, занятия по «Системе» повышают уверенность человека в себе, своих силах, выравнивают эмоциональный фон занимающегося, что значительно расширяет «зону стабильности» психики - основу устойчивости к стрессовым воздействиям.

     Кроме того, регулярные занятия, сформированный интерес, являются сильным стабилизирующим  фактором в жизни человека, особенно в нестабильной окружающей обстановке. Интерес к «Системе» расширяет кругозор, выводит мышление из профессиональной плоскости, позволяет другими глазами взглянуть на происходящие события, тем самым защищая человека, специалиста от профдеформации - современного бича многих профессий. Широчайшие возможности «Система» предлагает в такой области как обеспечение безопасности. Здесь речь идёт как о личной безопасности, так и о личной профессиональной безопасности сотрудников силовых структур и военнослужащих, выполняющих задачи, связанные с повышенным риском. Не секрет, что причины большей части трагедий, происходящих с людьми, как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту, являются невнимательность, психологическая неготовность к действиям в экстремальных ситуациях, неумение действовать от ситуации, неумение видеть происходящее, прогнозировать ситуацию. Занятия «Системой» выстраивают автоматический навык работы «от ситуации», готовят психику к оптимальному реагированию на опасность, к самостоятельному, нестандартному мышлению, подготавливает тело к тонкому ощущению противника и ситуации. Основой безопасности является знание опасностей и готовность тела и психики к встрече с ними. Одним из принципов «Системы» говорит о том, что самая большая опасность для человека - это он сам. Только знание себя, освоение своего тела, изучение своей психики уберегут человека от главной опасности - неадекватных ситуаций собственных действий.

     В плане спорта «Система» позволяет  готовить спортсмена любого профиля, формируя БАЗУ и подбирая необходимые методические комплексы для отработки специфических именно для этого спорта действий. Тренер, владеющий «Системным» подходом, способен увидеть больше в действиях своих подопечных, понять работу мышечной системы, взаимодействие дыхания и психики. Видя ошибки и неслаженные действия систем спортсмена, он может вносить соответствующие коррективы посредством специальных методик и упражнений, добиваться оптимального взаимодействия всех систем организма. В командных видах спорта методики, используемые в «Системе», позволяют добиться от каждого спортсмена ощущения партнёров, единой, слаженной работы команды в целом

Тесты по физ. воспитанию

  1. БАЗА-это...?
    1. освоение обучаемым в процессе занятий основных принципов функционирования тела и психики человека;
    2. освоение человека в целом;
    3. характеристика человека;
    4. данные о животном;
    5. нет верного ответа
  2. Что такое спортивная подготовка?
    1. целесообразное использование знаний в спорте;
    2. готовность в исполнении;
    3. зарядка;
    4. упражнение;
    5. все ответы верны
  3. Какие есть виды технической подготовки?
    1. физическая, техническая;
    2. фактическая;
    3. свободная;
    4. механическая;
    5. все ответы верны
  4. Техническая подготовка спортсмена?
    1. процесс обучения технике движений;
    2. двигательные действия ;
    3. определенный способ;
    4. большая готовность;
    5. все ответы верны
  5. Совершенствование спортивной техники осуществляется?
    1. в течение всей многолетней подготовки;
    2. короткого времени;
    3. летом;
    4. зимой ;
    5. нет правильного ответа
  6. Какие движения присутствуют в структуре технической подготовки?
    1. упражнение;
    2. готовность в исполнении;
    3. зарядка;
    4. технические, физические
    5. все ответы верны
  7. Принцип доступности включает?
    1. соответствие запланированных тренировочных;
    2. организация фирменных предприятий ;
    3. особая фактическая подготовка;
    4. общество философов преподавателей;
    5. нет правильного ответа
  8. В какую систему входит спорт?
    1. многоуровневую;
    2. малопрофильную;
    3. большую;
    4. реализуемую;
    5. нет правильного ответа
  9. Средствами физического воспитания является?
    1. умственное развитие;
    2. выполнение наказов;
    3. умение сосредотачиваться;
    4. умение навыков в усложненных условиях;
    5. все ответы верны
  10. Тактическая подготовленность - это...?
    1. владение средствами спортивной тактики;
    2. исполнение поручений;
    3. техническая готовность;
    4. упражнение;
    5. выполнение заданий

11 .На какие  функции подразделяется спорт?

      1. физическую;
      2. фактическую;
      3. механическую;
      4. организаторскую;
      5. все ответы верны
        1. Как расшифровывается Кп?
          1. коэффициент приближенности;
          2. квитанция предприятий;
          3. крепкая победа;
          4. крепостное право;
          5. кабель приемников
        2. Микроциклы -это... ?
          1. элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты;
          2. повторяющиеся детали;
          3. определенные частицы;
          4. молекулярные единицы;
          5. нет правильного ответа
        3. Принцип прочности заключается?
          1. в необходимости прочного овладения;
          2. учета результатов;
          3. ненормированного времени;
          4. ежедневного подсчета;
          5. все ответы верны
        4. «Система» - это
          1. унифицированная методика обучения и воспитания;
          2. метод систематизации, регулирующий физическую готовность;
          3. высшая готовность;
          4. степень подготовленности;
          5. время нагрузки

16.Что такое  периодизация тренировки?

            1. метод организации и систематизации, помогающий планировать физические нагрузки;
            2. физическая подготовка;
            3. низшая школа обучения;
            4. упражнения;
            5. период занятий

17.Что является  базисом для периодизации?

              1. адаптационный синдром (ОАС);
              2. фирменный знак
              3. период базового развития;
              4. регулярный план;

Информация о работе Методика обучения в выборочном виде спорта