Методика обучения в выборочном виде спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:16, лекция

Описание работы

Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга.

Работа содержит 1 файл

Тема5 лекция 2.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Цель  учебной программы: - сформировать и  систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки специалистов массового детско-юношеского баскетбола.

     Эта цель может быть достигнута путем  практической реализации в учебно-тренировочном  процессе современных научно-методических знаний в области психофизического развития детско-юношеского организма, современных методик обучения и тренировки в баскетболе, методических подходов к специальной физической подготовке.

     Задачи  учебной программы:

  • знакомство с современной классификацией технических приемов и тактических действий;
  • знакомство с современными общими и частными вопросами обучения и совершенствования подготовки детей и подростков в системе массового баскетбола;
  • формирование знаний, умений и навыков по организации учебно- тренировочного процесса в баскетбольных секциях общеобразовательных учреждений;
  • углубленное изучение методик обучения технико-тактическому мастерству и его совершенствования;
  • изучение организационно- практических проблем проведения соревнований.

     Физическое  воспитание и спортивная тренировка как фактор и средство физического и психического развития. Физиологические проблемы ранней специализации. Особенности физиологической адаптации организма детей и подростков к учебно-тренировочным воздействиям. Физиологические механизмы физической подготовки баскетболиста как системообразующий фактор на разных этапах подготовки

     В области физической культуры и спорта термин "базовая" (подготовка, техника  и т.д.) нашел свое широкое применение. Слово "база" (от греч. "базис") означает основание, фундамент, основа.

     Так, физическое воспитание школьников, как  отмечает Л.П. Матвеев (1976), направлено на то, чтобы гарантировать необходимый  каждому человеку базовый уровень  физической и общей дееспособности. А рассматривая многолетний процесс технико-тактического

совершенствования, он подразделяет его на две стадии (1977) :

    1. базовая техническая подготовка;
    2. углубленное техническое совершенствование.

     При этом на стадии базовой технической  подготовки, как отмечает автор, создается  широкий фундамент спортивно-технических навыков и умений, на основе которых в дальнейшем строится совершенствование избранного вида спорта.

     Необходимость выделения этапа базовой подготовки отмечают В.П.Филин и Н.А.Фомин (1980). Главной задачей этого этапа  обучения, по мнению авторов, является овладение основами рациональной техники, а на этапе спортивного совершенствования -достижение высокой координации движений, шлифовка элементов техники.

     Таким образом, можно сказать, что основной направленностью базовой подготовки, по мнению ряда авторов, является формирование у спортсмена богатого фонда двигательных навыков и умений, а также освоение основных технических элементов (приемов) избранного вида спорта.

     Целесообразность  изучения техники того или иного  вида спорта на основе выделения и  усвоения базовых действий у подавляющего большинства исследователей не вызывает сомнений. Подтверждением этому является работа В.И.Якубчика (1985), в которой  автор, обращаясь к задаче рациональной пристройки учебных программ по акробатике, выдвигает как одну из актуальных проблему овладения двигательными навыками, органически входящими в структуру большинства акробатических упражнений. Он подчеркивает, что такое формирование двигательных навыков позволяет на основе немногого обучать многому.

     В то же время необходимо отметить, что  существуют разногласия у специалистов по вопросу определения понятия "базовой техники" и подходов к ее выявлению. Б.М.Рыбалко и В.М.Игуменов (1985) под основными или базовыми понимают такие приемы, освоение которых  способствует быстрому разучиванию других координационно сходных приемов из определенной классификационной группы, а под овладением базовой техникой -освоение правильного выполнения основных приемов из каждой классификационной группы.

     Другой  подход, основанный на дидактическом принципе -от простого к сложному, предлагается И.И. Алихановым (1986). И.И.Алиханов считает, что базовая техника -это совокупность базовых приемов различных групп. Под базовыми приемами он понимает также варианты приемов, которые отражают структуру своих групп, являются простыми в обучении и на основе которых в дальнейшем осваивают другие варианты приемов. В.Н.Платонов (1986) к базовым относит движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил (31). Освоение базовых движений, считает он, является обязательным для спортсмена. Подход, ориентированный на конечный результат -успешное выступление в соревнованиях и подчеркивающий связь техники и тактики, предлагает Г.С.Туманян (1985). По мнению Г.С.Туманяна "под базовой техникой и тактикой следует понимать минимальный перечень обязательных движений из различных групп классификации, освоение которых обеспечивает формирование "искомой" техники и тактики и создает предпосылки быстрого разучивания любого нового движения из состава расширенной (всей основной) техники и тактики борьбы"(44,45). То есть, определение базовой техники представляется с точки зрения биомеханической взаимосвязи действий с учетом необходимости обеспечения положительного переноса. К базовым Г.С.Туманян относит движения и действия, составляющие основу технической оснащенности дзюдо, без которых невозможно осуществление соревновательной деятельности с соблюдением действующих правил. Отсутствие системы подготовки в таком сложном в техническом отношении виде спорта, как дзюдо может привести к хаотичному формированию навыков и снижению разносторонности спортсмена. А высшим критерием в определении мастерства дзюдоиста служит его разносторонняя и результативная техническая подготовка (17).

     Техническая подготовленность характеризуется  степенью освоения спортсменом системы  движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и обеспечивающих достижение высоких результатов. Борьба дзюдо относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбы являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико-тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).

Задачи, вытекающие из особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов, осложняются еще и  тем, что наибольшее отставание российских борцов от ведущих дзюдоистов мира лежит именно в области технической подготовки. Предполагается, что необходимо уделить больше внимания технической подготовке на начальном этапе тренировочного процесса. Значимость целесообразного построения процесса технической подготовки юных борцов обостряется тем, что недостатки в этом компоненте не очень заметны в юном возрасте. Происходит это потому, что этот пробел компенсируется за счет высокого уровня физической подготовки. Однако недостатки в юношеском возрасте, пробелы в технике обнаруживаются даже у спортсменов высокого класса, причем недоработки, допущенные на ранних этапах трудно, а иногда невозможно наверстать. Ведь с одной стороны, сформированный неправильный навык мешает созданию нового, правильного (отрицательный перенос навыка), с другой стороны, время удобное для формирования ловкости (сентизитивный период), являющееся основой техники, упущено. Такое положение накладывает большую ответственность на техническую подготовку юного спортсмена.

     Как было определено в предыдущем разделе, повышение качества тренировочного процесса (и в частности выявление базовой техники) диктует необходимость изучения соревновательной деятельности. Первостепенное значение в структуре соревновательной деятельности, по мнению Ю.Д.Железняка (1980), имеет элементарный набор технико-тактических действий спортсменов. По нашему мнению, этот элементарный набор технико-тактических действий можно назвать базовым.

     В соответствии с мнением Г.С.Туманяна (1985) в процессе обучения необходимо выделить базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности дзюдо. Освоение базовых движений является обязательным условием. Дополнительные движения и действия -это элементы отдельных действий и варианты базовых движений, характерные для конкретного спортсмена в связи с их индивидуальными особенностями. Дополнительные движения и действия формируют индивидуальный стиль борьбы. На начальном этапе подготовки спортсмена главной задачей является формирование базы движений.

     Известно, что использование отдельных  приемов в дзюдо, как правило, не приводит к ожидаемому эффекту. Поэтому  применяются сложные технико-тактические  действия. В связи с необходимостью формирования комбинационного стиля  борьбы на начальном этапе подготовки в состав базовой техники включаются сочетания или комбинации, состоящие из базовых приемов.

     Эффективность комбинаций в борьбе объясняется  снижением устойчивости соперника  в результате первой атаки. Зачастую комбинации и планируются так, чтобы в результате сохранить устойчивость в конкретном направлении.

     Первой  предпосылкой формирования технического мастерства является высокое качество начального обучения, заключающее необходимость  коренного переучивания.

     В борьбе на основе структуризации конфликта поединка в спортивных единоборствах В.Л.Дементьев и О.Б. Малков (1986) выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумевает минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарному набору технико- тактических действий, так как позволяет вести единоборства с соперником, но еще не является необходимым объемом для достижения спортивного мастерства. "Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которую спортсмен может усвоить с учетом конкретного тренировочного процесса и его индивидуальных особенностей".

     При исследовании соревновательной деятельности в большинстве случаев авторы приводят только наиболее часто оцениваемые технико- тактические действия, что явно недостаточно для полной характеристики единоборства дзюдоистов. Среди работ, дающих характеристики соревновательной деятельности, обращает на себя внимание диссертация Ю.А.Моргунова (1974). Автор в своей работе дает ряд рекомендаций по индивидуализации содержания технико-тактической подготовки дзюдоистов в зависимости от их морфологических показателей.

     Рассмотрим  мнение специалистов по вопросу определения  показателей активности и результативности технико-тактических действий высококвалифицированных дзюдоистов. Специалисты приводят в качестве наиболее результативного броска в дзюдо бросок через спину. Ранжирование по результативности остальных технико-тактических действий у специалистов различается, но не принципиально. Так, из группы бросков руками по результативности броски ранжируются следующим образом : бросок захватом за бедро изнутри, выхватом за две ноги.. Из группы бросков через бедро результативным является бросок через бедро захватом. Среди бросков выделяют подхват под одну ногу (второй по результативности из всех бросков в дзюдо), затем зацеп изнутри, передняя подножка, отхват и подсечка изнутри. Из бросков с падением на спину наиболее оцениваемыми действиями в соревнованиях являются бросок через голову и бросок через грудь, а в группе бросков с падением на бок -бросок с захватом руки под плечо.

     В борьбе в партере наиболее результативными  являются удержания, которые, по утверждению  Е.М.Чумакова и И.В.Шашурина (1983), больше всего приносят оценок иппон (чистая победа). По данным японских авторов наиболее результативными удержаниями в дзюдо являются : удержание со стороны головы, поперек, сбоку, верхом, сбоку с захватом руки и головы, (удержания приведены в порядке спада результативности). Данные, приведенные в литературе, по результативности удушающих и болевых приемов расходятся. По данным одних авторов более результативными в дзюдо являются болевые приемы, а по другим -более результативными являются удушающие приемы. По мнению японских специалистов, наиболее результативный удушающий прием -сзади петлей, а из болевых -рычаг локтя (при захвате руки ногами).

М. Адам (1982) отмечает, что дзюдоисты высокой квалификации чаще всего в партере применяют  удушающие приемы , затем удержания и, наконец, болевые приемы (1). В то же время исследования В.Л.Дементьева(1986) соревновательной деятельности

высококвалифицированных дзюдоистов в партере показывает, что по количеству проведенных борцами  реальных атак удержания стоят на первом месте, удушающие приемы на втором и болевые приемы на третьем (9). Однако по результативности (эффективности применения) эти приемы стоят в такой последовательности : удержания (самые эффективные приемы), затем болевые и ,наконец, удушающие приемы. Автор также приводит сравнение количества реальных попыток проведения приемов в стойке и в партере и их эффективность. По данным В.Л.Дементьева, количество попыток в стойке более чем в 4 раза превышает количество попыток в партере, но эффективность приемов в партере оказалась выше (в партере -26,8% , в стойке -23,8%).

     При определении содержания технико-тактической  подготовки специалисты по спортивной борьбе отмечают необходимость установления связи между соревновательной деятельностью  и содержанием технико- тактической подготовки борцов. Эта связь выражена в требованиях учета в учебных программах применяемости и результативности технико- тактических действий в соревновательных поединках. К таким подходам следует отнести требование Н.М.Галковского (1981) и Ю.А.Шахмурадова (1989) давать в литературе описание технико-тактических действий, которые в соревнованиях апробированы и успешно применяются. Данный подход к определению содержания обучения и совершенствования технико- тактических действий рекомендует также центр японского дзюдо Кодокан. При этом ряд специалистов рекомендует с первых занятий соблюдать пропорции между временем, отводимым на обучение и совершенствованием приемов в зависимости от их применяемости на соревнованиях. Эти специалисты считают, что на совершенствование высокорезультативных и часто применяемых приемов следует тратить больше времени, чем на те, которые редко используются в поединках. Таким образом, из наиболее результативных приемов, по мнению многих авторов, должен формироваться индивидуальный комплекс технико-тактических действий. В этом состоит решение одной из главных задач учебно-тренировочного процесса в борьбе дзюдо.

Информация о работе Методика обучения в выборочном виде спорта