Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:16, лекция
Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга.
Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга. Возбуждение значительного количества корковых элементов влечет за собой чрезмерное напряжение и сокращение большого количества мышц. Внешне это проявляется в скованности, появлении ненужных движений. Если в других видах спорта в результате искажается изучаемая техника, то в спортивной борьбе еще возможно и падение с партнером. Второй этап характеризуется концентрацией возбуждения. Ненужные возбуждения постепенно затормаживаются, а нужные подкрепляются правильными, неоднократно повторяемыми упражнениями. В коре головного мозга вырабатывается определенная последовательность процессов возбуждения и торможения, которая, будучи прочно закреплена, образует так называемый двигательный динамический стереотип.
Формирование новых навыков протекает тем успешнее, чем лучше тренер распознал и исправил все ошибки, допускаемые учеником, чем рациональней используются в процессе обучения помощь и страховка. Заметить те или иные отклонения в технике движений сравнительно легко, гораздо труднее вскрыть основные причины ошибок и устранить их. Трудность заключается прежде всего в том, что одно и то же неправильное движение может быть вызвано совершенно различными субъективными причинами: не заметил, не успел, растерялся и т.д. Поэтому вскрывать причины ошибок нужно совместно с воспитанником. Необходимо помнить, что неправильное движение или положение одной части тела нередко
Процесс формирования нового навыка совершается строго закономерно. Если рассматривать его физиологически, то он представляет собою не что иное, как образование системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга. На первом этапе образования новых временных связей, новых условных рефлексов нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) в коре головного мозга. Возбуждение значительного количества корковых элементов влечет за собой чрезмерное напряжение и сокращение большого количества мышц. Внешне это проявляется в скованности, появлении ненужных движений. Если в других видах спорта в результате искажается изучаемая техника, то в спортивной борьбе еще возможно и падение с партнером. Второй этап характеризуется концентрацией возбуждения. Ненужные возбуждения постепенно затормаживаются, а нужные подкрепляются правильными, неоднократно повторяемыми упражнениями. В коре головного мозга вырабатывается определенная последовательность процессов возбуждения и торможения, которая, будучи прочно закреплена, образует так называемый двигательный динамический стереотип.
Формирование новых навыков протекает тем успешнее, чем лучше тренер распознал и исправил все ошибки, допускаемые учеником, чем рациональней используются в процессе обучения помощь и страховка. Заметить те или иные отклонения в технике движений сравнительно легко, гораздо труднее вскрыть основные причины ошибок и устранить их. Трудность заключается прежде всего в том, что одно и то же неправильное движение может быть вызвано совершенно различными субъективными причинами: не заметил, не успел, растерялся и т.д. Поэтому вскрывать причины ошибок нужно совместно с воспитанником. Необходимо помнить, что неправильное движение или положение одной части тела нередко является следствием неправильного движения и положения другой. Так, при изучении броска через спину плотный захват рукой шеи атакованного не позволит атакующему сделать правильный подворот спины и вместо правильного броска произойдет сваливание с последующим падением на партнера. Обычно в процессе обучения ошибок бывает много. Сразу устранить их не возможно, поэтому в первую очередь необходимо исправлять основные. У новичков инстинкт самосохранения, отсутствие необходимой координации, слабое знание техники борьбы, боязнь вызывают мышечную скованность, судорожные и иногда хаотичные движения, ненужные выставления рук для опоры, захваты за ковер и т.д. Поэтому при изучении нередко начатый одним борцом прием не доводиться до конца из- за неправильных действий другого, что приводит к различным нескоординированным опасным падениям. Иногда незначительные физические травмы вызывают травмы психологические: спортсмен испытывает страх перед выполнением движения, при проведении которого он получил повреждение или испытал болевое ощущение. Он не может заставить себя повторить его с необходимой уверенностью. Приходиться потратить много сил и времени, пока спортсмену удастся преодолеть это чувство. Большое профилактическое значение в процессе спортивной подготовки имеет применение хорошо разработанной частной методики обучения сложным приемам, а также правильное использование разнообразных методов помощи и страховки в практике индивидуального обучения. При этом чем точнее осваивается изучаемая техника, тем более совершенны приобретенные умения и навыки. Чтобы достигнуть технического мастерства, требуется многолетняя, напряженная работа. Процесс обучения и тренировки должен протекать постепенно: от простого к сложному, от легкого к трудному. Материал усваивается сначала в наиболее доступных условиях, затем они постепенно усложняются. Процесс этот не должен быть очень быстрым, и в то же время ни в коей мере нельзя замедлять его. В таких видах спорта, как гимнастика, тяжелая атлетика и т.п., спортсмены доводя свои действия до автоматизма, шлифуют технику, имея дело с определенным снарядом (условием). На выполнение упражнения в таких случаях могу повлиять какие-либо неполадки или состояние спортсмена. Действия же борца, кроме того, зависят еще от активности соперника. Этим в какой-то мере объясняется, что борец, четко, правильно выполняющий определенный прием на тренировочном чучеле или на несопротивляющемся партнере, иногда не может провести его в схватке. Чаще всего это происходит тогда, когда борец слишком долго "сидит" на отработке приема или действия в облегченных условиях. До участия в соревнованиях необходимо пройти, так сказать, курс в постепенно усложняющихся условиях. Поспешное выставление участников на соревнования приводит зачастую к неудачам, а иногда и к более тяжелым последствиям. Некоторые тренеры и спортсмены нередко сводят спортивную тренировку преимущественно к специализации и забывают или лишь формально решают задачи всестороннего физического развития, ссылаясь на то, что сама борьба достаточно развивает спортсмена физически. Это неизбежно сводит тренировку к "натаскиванию" борца на выполнение разряда, а в конечном счете приостанавливает его спортивный рост и физическое развитие.
В организме спортсмена появляются слабые звенья, нарушается необходимая гармония форм и функций. Вместе с тем затрудняется развитие и тренируемых органов, функций, работоспособность становиться неустойчивой, рост достижений прекращается, увеличивается опасность травм. Необходимо постоянно сочетать технико-тактическую и морально- волевую подготовку с общей физической подготовкой. Применять максимальные нагрузки в тренировке следует очень осторожно: просчеты здесь могут привести к нежелательным перенапряжениям и последующему срыву налаженной физиологической деятельности организма. Анализ причин повреждений показал, что большой процент травм зафиксирован у спортсменов, совершивших какую-либо ошибку в состоянии утомления. Накопление в мышцах продуктов распада (молочной кислоты) приводит не только к уменьшению силы их сокращения, но и к замедлению расслабления, причем уменьшается также их растяжимость. Это вносит дисгармонию в координированную работу мышц-антагонистов, уменьшает амплитуду движений в определенных суставах, может отразиться на ловкости и быстроте выполнения отдельных движений и явиться причиной срывов. С тоски зрения опасности травматизма, особенно большое значение имеет наступающее при утомлении расстройство координации, а также расстройство защитных реакций и внимания. Перетренированность приводит к нарушению высокой координации, к ее ломке, следствием чего является увеличение возможности травм. Важнейшей задачей врачебно- педагогических наблюдений является определение состояния тренированности спортсмена, в частности спортивной формы, по характеру его приспособляемости к физическим нагрузкам. Под спортивной формой подразумевается состояние борца на том этапе развития тренированности, когда он подготовлен к показу наиболее высоких спортивных результатов в соревнованиях. Это обеспечивается высоким уровнем развития физических качеств, большим диапазоном функциональных возможностей организма, должной волевой, технической и тактической подготовленностью в течение всего предшествующего тренировочного цикла. Критерием соответствия нагрузки возможностям спортсмена являются субъективные данные спортсмена, объективные показатели врачебного обследования и динамика спортивных результатов. Поэтому чрезвычайно важен врачебный контроль, самоконтроль борцом состояния своего организма и педагогические наблюдения результатов спортивных тренировок.
Немаловажное значение имеет соблюдение принципов непрерывности тренировочного процесса и его цикличности. Длительные и высокие тренировочные нагрузки постепенно исчерпывают ресурсы организма, все больше накапливается остаточное утомление, организм хуже справляется с тренировочными и соревновательными нагрузками, возникает опасность для здоровья. У спортсмена появляется апатия к занятиям, наступает временная утрата спортивной формы. Очень важно, чтобы такое состояние не наступило в период соревнований. Тренер должен спланировать тренировочную нагрузку таким образом, чтобы к основному соревнованию борец был в хорошей спортивной форме. Нередко после соревнования спортсмен отдыхает, полностью прекращая занятия. Перерыв в напряженной физической работе обычно плохо сказывается на состоянии здоровья. Длительная физическая бездеятельность приводит к таким нежелательным перестройкам в организме и потере общей работоспособности, на ликвидацию которых потом уходит много времени. В результате трудно восстановить, а тем более повысить уровень спортивной формы к очередным соревнованиям. Рост спортивных достижений тем самым приостанавливается.
Временное прекращение тренировки может произойти по различным причинам: уважительным и неуважительным. Это ведет, во-первых, к "стиранию" установившегося динамического стереотипа и, во-вторых, к быстрому снижению выносливости, силы, быстроты сокращения и последующего расслабления тех мышц, которые преимущественно развиваются в занятиях спортивной борьбой и обеспечивают в первую очередь необходимую физическую подготовленность борца. Иногда спортсмен после вынужденного перерыва приходит на занятие и тренируется с такой же нагрузкой, как и все, а порой даже пытается проверить свои возможности в соревновательной схватке. Такие попытки зачастую приводят к серьезным травмам. Некоторые повреждения не ощущаются до тех пор, пока не будут выполнены резкие или предельные по амплитуде движения, причем иногда болевые ощущения появляются только спустя какое-то время после окончания занятий. Нужно очень внимательно отнестись к подобным травмам, так как они могут вызвать более тяжелые. Постепенность и последовательность образования двигательных навыков, проведение разминки, правильная оценка степени тренированности, перенапряжения, а также предстартового и стартового состояния имеют исключительное значение не только для правильной организации учебно-тренировочного процесса, но и для предупреждения травм на занятиях и в соревнованиях.
Наиболее существенной ошибкой в методике обучения борцов является выполнение упражнений, к которым они не подготовлены. Разновидность этой ошибки - излишне быстрый переход от простых, легких упражнений к сложным, трудным. Она может появиться и после длительного перерыва в занятиях из-за временной потери работоспособности и т.п.
Иногда к соревнованиям допускаются борцы недостаточно технически подготовленные или недостаточно тренированные. Много повреждений получают именно технически плохо подготовленные спортсмены низших разрядов. Причиной повреждений, и в первую очередь надрывов и разрывов мышц и сухожилий, часто является нарушение методического требования начинать занятие с разминки, с "разогревающих" упражнений. Травмы и заболевания могут вызвать несоблюдение оптимальной длительности перерывов между разминкой и схваткой, а также длительные перерывы между ними. Не рекомендуется проводить занятия без соответствующего изменения в их организации вскоре после утомительной физической работы или приема пищи. Неправильный показ или объяснение упражнения, невнимательная страховка, недостаточная помощь при выполнении упражнений нередко также является причиной повреждений. Следует отметить, что и привычка к постоянной страховке может стать причиной травмы, так как у спортсмена нет должной уверенности при выполнении сложных приемов.
Умение быстро перестраивать методику занятий в зависимости от изменившихся условий и обстоятельств - основное в профилактике травматизма. Для предупреждения спортивных повреждений и заболеваний, вызываемых недостатками в методике занятий, в первую очередь необходимо, чтобы составление рабочих планов занятий и выбор методики осуществлялся в соответствии с физическим состоянием, подготовленностью и тренированностью спортсменов. Большую помощь здесь оказывают результаты медицинских обследований. Программы элективных курсов носят примерный характер. Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение образовательных запросов конкретных групп учащихся, можно сказать, что программы элективных курсов предполагают определенную доработку, которую учитель осуществляет, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся. Другая особенность программ элективных курсов заключается в том, что они жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу определяется самим учителем. При изучении элективных курсов для учителя нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена (ЕГЭ). Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал был рассмотрен бегло, от какого-то элемента содержания отказались.
Третья особенность программ элективных курсов, связанная с предыдущими двумя, заключается в том, что рабочую версию программы сравнительно легко построить на основе деятельностного подхода к планированию учебных занятий: распределять темы занятий таким образом, чтобы они отвечали на вопрос не о том, что ученики узнают на данном занятии, а о том, чему они смогут научиться. Элективные курсы имеют еще одну важную особенность. Они дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении базовых предметов. Эта причина - требование обязательной успеваемости, т.е. того, чтобы дети с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Уже было отмечено, что результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными (при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся). Учащиеся могут осваивать знания и умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами.
Элективные курсы должны быть краткосрочными и чередующимися. Это чаще всего небольшие по количеству часов курсы (модули). Оптимальной их продолжительностью мы считаем одну четверть или полугодие. Содержание курсов может выходить за рамки базовых и профильных общеобразовательных предметов. Вводить курсы по выбору следует постепенно, так как единовременное введение целого спектра разнообразных курсов может поставить ученика и его родителей перед трудным выбором. Считаем оправданным предлагать учащимся на выбор список из трех-четырех курсов по одному профильному предмету. Нельзя навязывать школьникам профиль обучения и отдельные элективные курсы: старшеклассники сами должны выбирать свой путь (желательно сделать такой выбор раньше, чем начинается предпрофильная подготовка).
Информация о работе Методика обучения в выборочном виде спорта