Методика начального обучения в гандболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

Содержание

I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, вла­деющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Методика начального обучения в гандболе.doc

— 846.50 Кб (Скачать)


оссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

 

 

В. Н. Соколов

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО             ОБУЧЕНИЯ В ГАНДБОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

1999

 

 

 

I. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

1.1. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

В любой сфере обучения процесс воспитания и формирования определенных навыков и умений складывается из общепринятых принципов: сознательности и активности, наглядности, система­тичности, постепенности, последовательности, индивидуализации, специализации и всесторонности.

Принцип сознательности и активности — основной в организа­ции учебного процесса. Без сознательного отношения к изучаемо­му материалу, без активности занимающихся при выполнении уп­ражнений и в учебных двухсторонних играх обучение не может быть успешным. Сознательный и активный подход к выполнению подводящих и специальных упражнений способствует более быст­рому и качественному формированию двигательных навыков, что л конечном счете обеспечивает успешность овладения гандболом.

Принцип наглядности предполагает широкое использование различных средств и осуществляется путем демонстрации упраж­нений, просмотра игр, изучение фото- и кинограмм, схем, кино­фильмов и т. п.

        Принцип систематичности предусматривает соблюдение пра­вильной последовательности изучения материала и определенной системы построения занятий. При подборе подводящих и специ­альных упражнений необходимо помнить о том, что они должны включать в себя определенные приемы техники игры. По мере ов­ладения этими упражнениями необходимо усложнять условия их  выполнения, и включать в них другие более сложные приемы тех­ники. Это необходимо потому, что в игре применяются  комплексы приемов и их разновидности.

Кроме того, данный принцип реализуется в регулярности за­нятий, чередовании нагрузок с отдыхом. Определенное значение имеет повторение изученных упражнений, что приводит к автоматизации движений, способствует формированию тактических на­выков, оказывает воздействие на развитие физических качеств и двигательной памяти.

Принцип постепенности предполагает увеличение объема и ин­тенсивности нагрузок, усложнение условий выполнения упражне­ний и включение в них более сложных приемов техники. Это воз­можно тогда, когда у занимающихся сформировался устойчивый двигательный навык, позволяющий приблизить выполнение уп­ражнений к игровым условиям. Поэтому в упражнения необходимо включать активных защитников, увеличивать или уменьшать время на выполнение задания, ограничивать игровое пространство, включать в упражнения элементы техники, соответствующие игро­вым функциям занимающихся.

Принцип последовательности в обучении осуществляется при соблюдении правил: от простого к сложному, от легкого к трудно­му, от глазного к второстепенному, от известного к неизвестному. В гандболе это выражается в соблюдении определенной методиче­ской последовательности в обучении технико-тактическим прие­мам игры.

Принцип индивидуализации обязывает при подборе материала учитывать возрастные особенности, уровень физической и техни­ко-тактической подготовки занимающихся.

Упражнения, используемые для обучения, должны быть по­сильны и одновременно с этим представлять определенную труд­ность для занимающихся. Это вызывает определенный интерес у занимающихся и в то же время требует от них проявления опреде­ленных способностей для преодоления этих трудностей.

Принцип специализации предусматривает развитие необходимо­го уровня физических качеств, без которого невозможно не только прочное закрепление изученного материала, но и дальнейшее со­вершенствование его в учебно-тренировочных занятиях. При регу­лярном и многократном повторении упражнении у занимающихся формируются устойчивые навыки, которые должны быть не только прочными, но и подвижными, чтобы их легко можно было видоизменять в зависимости от игровой обстановки.

1.2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Качество процесса обучения в значительной степени определя­ется методами, которые применяет преподаватель в занятиях. Вы­бор метода обусловливается содержанием учебного материала, ус­ловиями проведения (место, оборудование, инвентарь) и подготовленностью занимающихся.

При обучении технико-тактическим действиям в гандболе ис­пользуются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы,  как средство воздействия на занимающихся включают: объяснение, рассказ, беседы, указания, лекции и т. п. Они направлены на то, чтобы создать у занимающихся представле­ние о технике выполнения приемов, о темпе, ритме и амплитуде отдельных частей и звеньев тела.

Наглядные методы включают: показ различных технико-тактических приемов, демонстрацию кинофильмов, кинограмм, рисунков, фотографий, схем и других наглядных пособий, создаю­щих у занимающихся образные представления об изучаемых прие­мах и действиях.

Практические методы являются основными в формировании двигательных навыков и овладении технико-тактическими приема­ми гандбола, а также в развитии и совершенствовании психомо­торных способностей занимающихся. Условно их можно разделить на две группы — методы строго регламентированного и частично регламентированного упражнения.

   Методы строго регламентированного упражнения характеризу­ются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом.

Методы разучивания по частям предусматривают первоначаль­ное изучение отдельных частей двигательного действия с после­дующим соединением их в необходимое целое (Б. А. Ашмарин, 1979). В гандболе этот метод применяется при обучении сложным приемам игры (броски мяча по воротам в движении, в прыжке, в падении и др.).

     Методы разучивания в целом предусматривают изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Метод применяется на заключительном этапе обучения двигательному действию и следует за методом разучива­ния по частям (Б. А. Ашмарин, 1979). При использовании этого метода в гандболе технику приема упрощают таким образом, чтобы сущность его оставалась неизменной. В. последующем постепенное увеличение усилий, темпа, ритма, амплитуды позволяет совершен­ствовать технику выполнения приема и способность управлять. своими движениями (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

Методы частично регламентированного упражнения допускают свободный выбор действий занимающимися для решения постав­ленной перед ними задачи. Метод, как правило, используется на этапе совершенствования, когда занимающиеся уже обладают дос­таточным объемом знаний и умений.

Повторный метод обучения предполагает повторение упражне­ний, которые приобретают большое значение в обучении (Б. А. Ашмарин, 1979).

В гандболе повторный метод обучения применяется для овла­дения структурой и точностью выполнения приемов игры и разви­тия двигательной памяти; для развития способностей выполнять приемы с различной быстротой, силой, а также для достижения стабильности в проявлении точности; для автоматизации прочно­сти, вариативности движений при выполнении приемов игры и  развития двигательной памяти (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

Переменный метод основан на проведении тренировочных воз­действий с варьированием темпа и ритма их выполнения.

Интервальный метод заключается в выполнении специальной работы с интервалами, которые могут изменяться по мере роста тренированности гандболистов (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

1.3. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность обучения приемам и действия игры в гандбол зависит от рациональной последовательности, которая предусмат­ривает ознакомление с приемом и действием, а затем разучивание и совершенствование его выполнения.

При ознакомлении с технико-тактическими приемами необхо­димо назвать их в соответствии с установленной терминологией, а затем продемонстрировать в игровом темпе. После этого необхо­димо  рассказать  об  основных  компонентах данного  приема (исходное положение, движение рук, ног и туловища и т. д.), соче­тая объяснения с показом в медленном темпе.

Объяснение и показ должны дополнять друг друга. Их значе­ние может быть различным в зависимости от сложности изучаемо­го материала и подготовленности занимающихся. К разучиванию следует приступать после ознакомления с тех­нико-тактическим приемом игры. При выполнении разучиваемого приема необходимо определить насколько правильно занимающие­ся овладели им, отметить имеющиеся ошибки и указать пути их исправления. При этом первоначальному исправлению подлежат ошибки, искажающие структуру движения. Указания по исправле­нию ошибок целесообразно делать не только после, но и в процес­се выполнения упражнений.

Разучивание технико-тактических приемов может осуществ­ляться в целом и по частям, с помощью подводящих и специаль­ных упражнений. При этом условия их выполнения должны быть облегченными, что позволяет занимающимся более качественно овладевать структурой движений.

Совершенствование технико-тактических приемов игры осу­ществляется многократным повторением упражнений, постепен­ным усложнением условий выполнения разученных приемов. Это возможно за счет включения в упражнение большего количества мячей; увеличения или уменьшения расстояния до партнера; вклю­чения пассивного, а затем активного сопротивления; ограничения игровой площадки при увеличении количества игроков в учебных играх; создания численного перевеса защитников и нападающих; уменьшения времени на атаку ворот; ограничения количества пе­редач в различных частях площадки в двухсторонних играх.

II. ТЕХНИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ ИЛ. ТЕХНИКА ИГРЫ БЕЗ МЯЧА

Стойка нападающего.

В процессе игры гандболист использует различные виды двига­тельных действий, которые позволяют ему быть в постоянной го­товности при выполнении технических приемов. Успешность их выполнения в значительной степени зависит от исходного положе­ния — стойки.

Специфика действий нападающего игрока позволяет опреде­лить несколько вариантов стоек. Это, в первую очередь, стойки при выполнении различных технических приемов без мяча и с мя­чом.

При игре нападающего игрока без мяча стойка может меняться в зависимости от положения нападающего относительно защитни­ка и ворот соперника; игры защитника; действий партнеров по на­падению.

Стойка нападающего игрока с мячом зависит от того, какие действия он выполняет. Здесь следует выделить стойку для ловли и передач мяча; бросков мяча по воротам; ведения мяча.

 

             Упражнения для обучения стойке нападающего:

1.  Принять определенную стойку и приподняться на носки,
равномерно распределив вес тела на обе ноги, затем возвратиться в
стойку.

2.  Из положения на носках перенести вес тела с одной ноги на
другую и вновь принять стойку.

3.  По сигналу принять стойку при движении шагом и бегом.

4.  Стоя с мячом в руках, подбросить его над собой, поймать и
принять стойку.

5.  Выполняется, как и 4-е упражнение, но стойку необходимо
принять после прыжка вверх.

6.  При ходьбе принять стойку и выполнить ловлю мяча с по­
следующей его передачей партнеру.

7.  Выполняется, как и 6-е упражнение, но при беге.

8.  Выполняется, как и 6-е упражнение, но передача выполня­ется влево, вправо от игрока.

 

Упражнения 5 и 6 можно выполнять вблизи линии площади ворот при передвижении игрока спиной; вправо, влево приставны­ми шагами.

При обучении стойкам необходимо помнить о том, что игрок должен сохранять устойчивое положение, так как правила разре­шают тесный контакт и силовое давление со стороны соперника. В связи с этим при совершенствовании техники стоек следует ис­пользовать активного защитника, особенно вблизи площади ворот.

                                            Передвижения.

Передвижение игрока по площадке является одним из основ­ных приемов игры в гандбол. Умение управлять своими движения­ми, изменять их в соответствии с игровой обстановкой позволяет игроку добиться определенного преимущества перед соперником. Это проявляется прежде всего в умении своевременно выбрать ме­сто на площадке; «освободиться» самому или «освободить» своего партнера от опеки соперника для ловли или броска мяча по воро­там. Значительную роль в обучении передвижениям и совершенст­вование в них имеет правильная «работа» ног.

Особенностью передвижений нападающего игрока является так называемое маневрирование. Сущность его заключается в том, чтобы, передвигаясь по площадке, без мяча или с мячом нападаю­щий игрок мог менять направление и скорость движения в зависи­мости от действий защитника и конкретной ситуации. Это требует от него умения управлять скоростью передвижения и помнить, что она не должна быть максимальной.

Информация о работе Методика начального обучения в гандболе