Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, реферат
Основными задачами при проведении занятий по гандболу являются: формирование специальных двигательных навыков и умений, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.
I. Основы методики обучения…………………………………………………………2
1.1. Принципы обучения……………………………………………………………...2
1.2. Методы обучения………………………………………………………………….3
1.3. Этапы обучения…………………………………………………………………...4
II. Техника игры в нападении…………………………………………………………4
11.1. Техника игры без мяча…………………………………………………………..10
11.2. Техника игры с мячом…………………………………………………………..10
III. Техника игры в защите…………………………………………………………...25
III.1. Стойки, передвижения игрока……………………………………………….25
Ш.2. Техника противодействия нападающему, владеющему мячом………….27
Ш.З. Техника игры вратаря…………………………………………………………....29
IV. Подводящие игры при обучении гандболу………………………………………..32
V. Правила игры в гандбол……………………………………………………………40
4) при гашении мяча нельзя сильно напрягать пальцы, выполняя гашение, необходимо выполнять уступающее (амортизирующее) движение руками и туловищем; 5) отражение мяча должно осуществляться согнутой рукой, с ладонью, развернутой в сторону мяча;
направление отражения вправо, влево от ворот за пределы игрового поля; 6) при отражении ногами центр тяжести должен смещаться к маховой ноге; высота выноса ноги должна быть минимальной, как можно ближе к площадке; направление движения ноги для отражения вперед—в сторону под углом к линии ворот.
Обучение вратаря падениям и броскам при отражении мячей имеет свои особенности. Они заключатся в том, что их выполнение требует акробатической подготовленности и проявления определенных координационных способностей. В связи с этим обучение начинается с упражнений, включающих в себя кувырки, перекаты, повороты в положении лежа.
Упражнения для обучения отражению мяча ногами:
1. Вратарь с мячом в руках располагается в 3—4 м от стены.
Выполнив бросок в стену, отражает его ногой с лета.
2. Вратарь располагается в 3—4 м от стены. Сзади него стоит партнер с мячом, который бросает его в стену. После отскока от стены вратарь отражает его ногами.
3. Выполняется, как и 2-е упражнение, но партнер бросает мяч с таким расчетом, чтобы он после отскока летел справа, слева от вратаря.
4. Вратарь располагается между двумя партнерами, у которых мячи на расстоянии 6—8 м от каждого. Игроки поочередно бросают мяч вратарю, который после поворота на 180" отражает их руками.
5. Выполняется, как и 4-е упражнение, но вратарь отражает мячи поочередно руками и ногами (с лета).
6. Выполняется, как и 5-е упражнение, но отражение мячей после их отскока от пола.
8. Два игрока с мячами располагаются на расстоянии 6 м. Между ними находится вратарь. По звуковому сигналу игрок опускает мяч на пол, переместившись к нему, вратарь, в полу шпагате или шпагате, имитирует отражение мяча ногой. Вратарь располагается по центру ворот. Два игрока с мячами находятся на расстоянии 4 м. По первому сигналу один из игроков
посылает мяч (так, чтобы он катился по полу) слева от вратаря, он должен, отразив мяч ногой, быстро занять позицию в воротах. По второму сигналу партнер посылает мяч справа от вратаря.
9. Выполняется, как и 8-е упражнение, но с выходом вперед—вправо; вперед—влево.
10. Выполняется, как 8-е и 9-е упражнения, но отражение мяча после отскока от площадки.
П. Выполняется, как 8-е и 10-е упражнения, но вратарь отражает мячи, располагаясь у стойки ворот, после бросков с крайних позиций.
Упражнения для обучения падениям и броскам за мячами:
1. Имитационные упражнения с падением и бросками на гимнастических матах.
2. Различные перемещения вратаря в сочетании с кувырками
вперед и назад.
3. Выполняется, как и 2-е упражнение, но вратарь выполняет
длинные кувырки вперед.
4. И. П.: ноги согнуты, руки перед грудью. Выполнив шаг
правой, левой ногой в сторону — падение, бросок с последующим
перекатом лицом, спиной вперед.
5. Выполняется, как и предыдущие упражнения, но непосредственно с мячом.
6. Вратарь располагается в центре ворот, в основной стойке.
Игрок посылает мяч по полу в нижние углы ворот, вратарь отражает их в падении.
7. Выполняется, как и 6-.е упражнение, но игрок бросает мяч в верхние, углы ворот, вратарь отражает их в броске.
8. Выполняется, как 6-е и 7-е упражнения, но игроки бросают мяч попеременно в нижние и верхние углы ворот.
Обманные движения вратаря заключаются в том, чтобы, занимая определенную позицию в воротах, заставить нападающего игрока поверить в правильность выбора своей позиции. При этом он как бы предлагает нападающему игроку воспользоваться своей оплошностью.
Обманные движения могут осуществляться вратарем за счет изменения стойки; положения рук и ног; ложного выхода вперед; освобождения угла ворот.
При бросках с крайних позиций вратарь может отходить от стойки ворот, широко расставлять ступни ног, опускать или поднимать руки, как бы открывая углы ворот.
Эффективность действий вратаря, в конечном счете, определяется умением правильно выбирать позицию. Основная его позиция в центре ворот, на 1—1,5 м впереди их линии. Передвигаясь по дуге перед воротами, вратарь всегда должен быть на линии, соединяющей мяч с центром ворот.
IV. ПОДВОДЯЩИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГАНДБОЛУ
«ДЕНЬ И НОЧЬ» (С МЯЧОМ)
Содержание игры.
Две команды располагаются на середине площадки на расстоянии 2 м одна от другой. По жребию одна из команд — «день», другая — «ночь». Игроки команды, которую называет преподаватель, убегают за пределы площадки, игроки другой команды стараются их запятнать. Игра может проводиться на время или на количество запятнанных игроков. Победитель определяется по количеству запятнанных игроков.
Варианты игры.
1. Перед тем, как назвать водящую команду, учитель задает игрокам выполнение определенных упражнений (это могут быть ОРУ или специальные).
2. Во время бега учитель подает сигнал, который требует от игроков изменения действий: направления бега, выполнение остановок, поворотов и т. д.
3. Команда играющих с мячами, водящие без мячей.
4. Обе команды с мячами.
Указания к проведению игры.
Игра может проводиться как в подготовительной, так и в основной частях урока.
По мере овладения техникой перемещения усложняются условия выполнения за счет изменения исходного.положения перед началом движения, увеличения размеров площадки, введения ограничений и расстановки препятствий на площадке.
При выполнении 3, 4 вариантов игроки, выполняющие ведение мяча, имеют право выводить его за любую ограничительную линию, в том числе за линию площадки вратаря. Касание игрока производится свободной рукой, не прекращая ведение мяча, и при этом можно касаться любой части туловища игрока. Потеря мяча при ведении является ошибкой, игрок выбывает из игры. Совершенствование техники ведения мяча осуществляется за счет усложнения условий выполнения ведения. На площадке расставляются различные предметы, используются мячи различного веса. Когда все игроки команды будут запятнаны, команды меняются ролями. Игру можно проводить на время.
Игра направлена на развитие и совершенствование способности к распределению внимания — ориентирована на площадке; быстроты реакции и быстроты передвижения в определенной стойке и определенным способом, с ведением мяча.
«ПЯТНАШКИ В ПАРАХ»
Содержание игры.
Игра проводится на ограниченной площади. Игроки распределяются парами и становятся лицом друг к другу, один из них нападающий, другой защитник.
Нападающий игрок старается запятнать спину защитника. При этом он использует обманное движение, изменяет скорость и направление движения и т. д. Защитник старается передвигаться только спиной вперед или приставными шагами. Если нападающему удалось запятнать защитника, они. меняются ролями.
Игра может проводиться на время до 30 с. Победитель определяется по наименьшему количеству касаний.
Варианты игры.
1. Усложнение условий игры за счет уменьшения размеров игровой площадки.
2. Увеличение количества играющих в целях создания численного перевеса одних игроков перед другими.
Указания к проведению игры.
Во время передвижения защитнику не разрешается поворачиваться лицом вперед. Выход за пределы игровой площади является ошибкой.
Игра направлена на совершенствование техники передвижения в защите и нападении. В процессе игры совершенствуется умение ориентироваться на площадке.
«ПРОЙДИ ЗАЩИТНИКА»
Содержание игры.
Команда состоит из четырех человек. Два игрока каждой команды (красные и белые) располагаются справа и слева от ворот. На старте два нападающих, в 1,5—2 м от них располагаются игроки противоположной команды, защитник. Задача нападающих игроков пройти на противоположную сторону площадки, защитники стараются воспрепятствовать этому.
Варианты игры.
1. Усложнение условий для нападающих и защитников за счет создания численного перевеса в игроках.
2. Изменение расстояния для перемещения игроков (на половине площадки, по длине всей площадки).
3. Усложнение условий за счет ограничения и передвижения игроков (установка различных предметов, штрафных зон и участков площадки).
4. По мере овладения техникой владения мячом игру можно проводить с передачами и ведением мяча.
Указания к проведению игры.
При обыгрывании защитника действия нападающего должны включать в себя: перемещение с изменением направления и скорости бега, обманные движения, остановки и повороты и т. д.
Защитник должен в любом случае располагаться между нападающим и воротами, сохранять игровую дистанцию, предвосхищать действия нападающего и восстанавливать позицию, двигаясь кратчайшим путем к нападающему, используя при этом движения, повороты и т. д.
Победитель определяется по наибольшему количеству очков, которые приносят команде первые два игрока, из стартовавшей четверки, закончившие проход первыми.
Игра направлена на совершенствование технике-тактической подготовки занимающихся. Способствует развитию и совершенствованию психомоторных способностей.
ПЯТНАШКИ В ПАРАХ С ЗАЩИТНИКОМ
Содержание игры.
Игра проводится на ограниченной площади. Водящий игрок старается запятнать другого игрока, который находится за спиной своего партнера-защитника. Защитник, передвигаясь приставными шагами, препятствует этому. Если водящий игрок запятнает второго игрока, смена водящих осуществляется по кругу.
Указания к проведению игры.
Во время движения водящий игрок может изменять направление и скорость бега, использовать различные варианты поворотов, прыжков и т. д. Игрок-защитник, передвигаясь в стойке, не имеет права задерживать водящего, толкать его и препятствовать движению ногами.
«ПЯТНАШКИ МЯЧОМ»
Содержание игры.
Игра проводится на половине площадки. Состав команд 6—8 человек. Водящая команда определяется жребием, владеет мячом.
Игроки водящей команды, передвигаясь по площадке и передавая друг другу мяч, стараются запятнать мячом игроков противоположной команды. Запятнанный игрок, которого коснулись мячом, покидает площадку. Игра проводится на время или до того момента, пока все игроки, противоположной команды не будут выведены из игры.
Варианты игры.
Количественный состав игроков может устанавливаться в зависимости от задач обучения.
1. Водящий игрок без мяча старается запятнать игрока команды (3—5 человек, имеющих мяч), в данный момент не владеющего мячом.
2. Команда в составе 3—5 игроков состоит из. защитников и нападающих. Водящий игрок имеет право запятнать мячом только нападающих. Защитники защищают нападающего от действия водящего.
Указания к проведению игры.
Водящие игроки имеют право выполнять передачи мяча на расстояние; передавать мяч из рук в руки; выполнять с мячом не более трех шагов, пятнать игроков, не выпуская мяч из рук.
Количественный состав игроков определяется в зависимости от подготовленности занимающихся, состояния и размеров игровой площадки и задач обучения.
Игра способствует изучению технико-тактических приемов игры: ловле и передач мяча, выбору места и технике перемещений.
Оказывает воздействие на развитие психомоторных способностей. Направлена на развитие тактического мышления.
«БОРЬБА ЗА МЯЧ»
Содержание игры.
Игра проводится на половине баскетбольной, волейбольной, гандбольной площадок. Состав команды 6—8 человек.
Капитаны команд разыгрывают мяч. Команда, овладевшая мячом, старается сохранить его у себя как можно дольше и выполнить при этом большее количество передач. Другая команда старается как можно раньше отобрать мяч. Овладев мячом, она в свою очередь старается удержать его как можно дольше.
Победителем считается команда, удержавшая мяч определенное время и не нарушавшая при этом правил.
Варианты игры.
1. Игра проводится на время (от 30 с до I мин). Время определяется в зависимости от подготовленности игроков (физической), их эмоционального состояния и интереса.
2. Игра ограничена определенным количеством очков. Очки начисляются команде за время удержания мяча (до 30 с, 45 с).
3. До определенного количества передач (10—15). За выполнение определенного количества передач каждый получает очко. Если количество участвующих в игре команд более двух, можно проводить соревнования между ними. Победитель определяется по
наибольшему количеству очков, набранных в игре.
При. проведении игры необходимо выполнять определенные условия: перед передачей обязательно выполнять поворот, передача выполняется после трех шагов, удерживать мяч одним игроком не более 3 с.
Указания к проведению игры.
В процессе игры игрок, выполнивший передачу мяча, громко называет общее количество передач, выполненных всей командой. Если во время игры были нарушены правила: мяч вышел за пределы площадки, нарушения, связанные с отношением к сопернику, правильное владение мячом — игра останавливается и мяч передается игрокам другой команды. В этом случае очки, набранные, командой, ликвидируются. При отборе мяча в пределах правил (перехват, выбивание, снятие мяча), очки, набранные командой, сохраняются. Игра направлена на совершенствование техники игры нападающих и защитников. Требует от занимающихся проявления тактического мышления.