ЛФК у слабослышащих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Физиология глухонемых детей...........................................................................5
2. Приемы и методы обучения физическим уп¬ражнениям глухих и слабослышащих школьников.................................................................................7
3. Организация двигательного режима в специальной школе для глухих и слабослышащих детей....................................................................................10
3.1.Гимнастика до занятий..................................................................................10
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы.......................................11
3.3.Физические упражнения и игры на переменах.............................................11
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию................12
4.1. Лечебно-физическая культура………………………........………….……12
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. …........……..….12 4.2.Прогулки...........................................................................................................16
4.2.1. Игры на прогулках.......................................................................................17
4.3.Кружки физической культуры.......................................................................17
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

       Первый  этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.

       Второй  этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения,

       Третий  этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.

    На  протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодинакова и зависит от задач конкретного урока.

       Так, на начальном этапе обучения силовым  упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.

       Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом  упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

       В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения. Это положение находит подтверждение в исследованиях А.П. Гозовой (1989).

       Однако  на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленности несколько большее значение, на наш взгляд, необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи).

       После показа упражнения и демонстрации его  графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином.

       Таким образом, в результате применения методов  наглядной информации (показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения силовых упражнений. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.

       В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:

    • точно указывать характер воздействия каждого упражнения;
    • все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности.

       А.М. Шлемин (1981) отмечал, что из различных типов программированного обучения наиболее эффективным является алгоритмизация двигательных действий.

       Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа.

Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка (см. рис. 1 — 6). Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения, известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную систему:

    • управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во внешней информации;
    • применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи физического воспитания и дает возможность управлять процессом обучения.

       По  мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление основных положений на уроках по силовой подготовке осуществляется в следующем порядке:

    • название выполняемого упражнения,
    • его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения,
    • последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.

       Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения силовых упражнений.

       Обучение  комплексам упражнений можно также  проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование  данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.

       Использование данных приемов обучения позволяет  задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока. 

    Глава 3. Организация двигательного режима в специальной школе для глухих и слабослышащих детей.           

    3.1.Гимнастика  до занятий.                         

    Гимнастика  до занятий в школе решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает  искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня.

    Организация проведения включает: определение мест каждому классу и отдельному ученику  на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить  гимнастику не ниже +10°С или в хорошо проветренных коридорах.

    Проводят  гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или  с каждым классом отдельно.

    Основным  положением методики являются составление  комплекса, состоящего из:

    – 7 упражнений динамического характера, воздействующего  на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с  особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.

    Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать  времени года. Продолжительность  не более 15 минут.

    Учитель, проводивший  первый урок, должен находиться в это  время около класса, наблюдать  за порядком, правильным выполнением  упражнений и при необходимости  оказывать помощь.  

     3.2.Физкультурные  минутки и физкультурные  паузы.              

    Цель  этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.

    Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и учащиеся для  выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса, воротники.

    В школе  проводятся физкультминутки  в 1 – 8 классах, особенно уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при появлении признаков утомления  проводят также мероприятия. Время  начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.

    В течение урока  в младших классах  учителя  проводят 2 – 3 паузы.

    Требования  при  проведении этих форм следующие:

    1)   упражнения  не должны быть  трудными для  изучения;

    2)   упражнения  должны быть комбинированными;

    3)   упражнения  должны легко дозироваться, не  вызывать утомления, не  включать

    упражнения, требующие сильного напряжения на силовую  выносливость.

    4)   В основном  используют общеразвивающие  упражнения;

    5)   При  подборе упражнений учитывать   эффект наслоения;

    6)   Правильно  чередовать упражнения  для различных  мышечных групп;  после упражнений для рук, лучше  использовать упражнения для  ног, однообразные упражнения  вызывают утомление местного  характера;

    7)   Если  даются два упражнения  для  одной и той же группы  мышц, то второе упражнение или  вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц антагонистом;

    8)   Необходимо  чередовать характер  физических  усилий;

    9)   Целесообразно  менять упражнения  в комплексах  не все сразу,  а постепенно заменяя одно –  два изученных и усвоенных  новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 – 4 месяцев;

    10) Желательно использовать метод  слитного проведения.

    Подбор  упражнений для физкультурной паузы  осуществляют исходя из типовых рекомендаций, продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений, количество повторений 5 – 8 раз.

    Физкультурная минутка: различают укороченные  и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 – 4 класс 3 – 4 упражнения, в 5 классе и  старше до 5 упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в  старшем 4 – 6 раз. В течение дня  проводят 2 – 3 раза.

    Комплекс  включает упражнения для мышц рук, ног, спины.  

    Глава 4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.   

           

    4.1. Лечебно-физическая  культура.                      

       Организуется  для школьников подготовительной медицинской  группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.

       Основная  задача ЛФК – укрепление здоровья занимающихся, повышение их физической кондиции с целью перевода в основную группу. Занятия проводят методисты ЛФК или учитель физкультуры.

       Схема построения занятий  лечебной физкультурой. Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для  воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.

       Основная  часть: упражнения, обеспечивающие выработку  и тренировку общей и силовой  выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета»: координирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное положение  – лежа и стоя на четвереньках. В  конце основной части – подвижная  игра, правила которой предусматривают  сохранение правильной осанки.

Информация о работе ЛФК у слабослышащих детей