ЛФК у слабослышащих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Физиология глухонемых детей...........................................................................5
2. Приемы и методы обучения физическим уп¬ражнениям глухих и слабослышащих школьников.................................................................................7
3. Организация двигательного режима в специальной школе для глухих и слабослышащих детей....................................................................................10
3.1.Гимнастика до занятий..................................................................................10
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы.......................................11
3.3.Физические упражнения и игры на переменах.............................................11
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию................12
4.1. Лечебно-физическая культура………………………........………….……12
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. …........……..….12 4.2.Прогулки...........................................................................................................16
4.2.1. Игры на прогулках.......................................................................................17
4.3.Кружки физической культуры.......................................................................17
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 51.65 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение...................................................................................................................3

1.Физиология  глухонемых детей...........................................................................5

2. Приемы и методы обучения физическим упражнениям глухих и слабослышащих школьников.................................................................................7

3. Организация   двигательного режима в специальной  школе для глухих и слабослышащих детей....................................................................................10           

3.1.Гимнастика  до занятий..................................................................................10     

3.2.Физкультурные  минутки и физкультурные паузы.......................................11

3.3.Физические  упражнения и игры на переменах.............................................11

4. Организация   внеклассной работы по физическому  воспитанию................12            

4.1. Лечебно-физическая  культура………………………........………….……12                     

4.1.2. Перечень  физических упражнений для занятий ЛФК. …........……..….12            4.2.Прогулки...........................................................................................................16                               

4.2.1. Игры  на прогулках.......................................................................................17                           

4.3.Кружки  физической культуры.......................................................................17

Заключение.............................................................................................................18

Список  литературы.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Здоровье - это состояние полного социального биологического и психологического  благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные  состояния и физические дефекты.

    Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя  продолжительность жизни.

    Здоровье  населения  зависит от факторов: здоровый образ  жизни 50%, влияние  окружающей среды 18%, работа 14-18%..

    Отечественные и зарубежные данные свидетельствуют, что 4-6% всего населения планеты  имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение, а  число лиц с нарушениями слуха  постоянно увеличивается, особенно, в возрастной группе после пяти лет. Из этого числа 2% людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную  речь на расстоянии менее 3 м, а 4% - выраженную одностороннюю тугоухость (Т.Г. Богданова, 2002). 

    Двигательная  сфера лиц с нарушениями слуха  уже давно привлекла внимание ведущих специалистов дефектологической  науки (Ж.И. Шиф, 1941; 1962; 1968; А.И. Дьячков, 1957; И.М. Соловьев, 1962-1971; Т.В. Розанова, 1962-1982; А.П. Гозова, 1968; 1979; P.M. Боскис, 1975; Н.Д. Ярмаченко, 1976; Л.С. Выготский, 1983), которые внесли значительный вклад в определение  дифференцированного содержания общего обучения, в рамках которого осуществляются занятия по физическому воспитанию, а также реализуется подготовка лиц с нарушениями слуха к, активной самостоятельной жизни (Н.Г. Байкина, 1992; Б.В. Сермеев, 1976; 1990). 

    Однако, несмотря на то, что выявлены некоторые  особенности физического состояния, в том числе развития двигательной сферы глухих, которые сопровождаются нарушением функциональных систем и  уровня развития физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости, двигательно-координационных способностей и др. (Р.Д. Бабенкова, 1983; Н.Г. Байкина, 1992; Э.Н. Абилова, 1992), целостная их характеристика все еще не получила должного научно-методического  обоснования. 

    Исследователи, изучавшие двигательно-координационную  сферу детей дошкольного возраста:  Л.В. Рябова, 1969; АЛ. Гозова, 1968; А.А. Коржова, 1990; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Л.Б. Дзержинская, 1997; Л.Д. Хода, 1999; Э.В. Молчанов, 2000; и  др.. 

    Физическое  воспитание ребенка с недостатками слуха также как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание служит задачей  всестороннего развития детей. Человек  должен быть развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем  более гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет физическое воспитание.

    Под физическим воспитанием подразумевается  система  мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся создания необходимых санитарно-гигиенических  условий, занятия физической культурой  и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим  обучением. При проведении мероприятий  по физическому воспитанию глухих детей  необходимо иметь в виду, что почти все  они перенесли те или иные заболевания  и в частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

    Очень важно  знать, когда ребенок оглох: до появления  у него речи или  после того как овладел  ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок  или имеет те или иные остатки  слуха, которые могут быть использованы  в процессе обучения и воспитания.

    Учитывая  ряд  особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при  изучении и обучении ребенка с  недостатками слуха. Большая часть  ответственности ложится на школу  за воспитание таких детей также  и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Физиология глухонемых детей

       Известно, что поражение функции слухового  анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).

       Глухим  школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);
  • трудность сохранения статистического и динамического равновесия (В.А. Какузин, 1973 и др.);
  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.);
  • замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);
  • утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%)1.

       Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.

       В многочисленных работах по этому  вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.

       С точки зрения физиологии о состоянии  двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)

       Таким образом, анализ литературы свидетельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.

       Результаты  проведенных исследований свидетельствуют  о следующем:

    • показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;
    • физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;
    • вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

       Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные  нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при  организации работы:

    • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
    • относительная замедленность овладения двигательными навыками;
    • трудность сохранения статического и динамического равновесия;
    • низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
    • низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);           
    • замедленная скорость обратной реакции;
    • невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты  исследований показывают, что большая  часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих  юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

       И наконец, традиционное сложившиеся  система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и  слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств  учащихся.

       Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения  методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом. 

    Глава 2. Приемы и методы обучения физическим упражнениям глухих и слабослышащих школьников.

    Уроки физической культуры в школе глухих и слабослышащих имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.

    Учитывая  психофизиологические особенности глухих и слабослышащих юношей, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.

       В связи с этим курс обучения упражнениям  силовой направленности необходимо условно делить на три этапа2.

Информация о работе ЛФК у слабослышащих детей