Автор: v****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:20, реферат
Лечебная гимнастика (ЛФК) — это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.
Лечебная гимнастика при неврологических проявлениях должна проводится в положениях и при условиях отсутствия болевого синдрома, или, по крайней мере – на границе болевых ощущений. В противном случае развивается “феномен обкрадывания”, проявляющийся компенсаторными замещениями со стороны непораженных сегментов тела; в результате – тренировке подвергаются интактные мышечные группы, то есть “слабое” обкрадывается “сильным”, а “больное” – “здоровым”.
Лечебная гимнастика
(ЛФК) — это комплекс упражнений
при большинстве хронических
заболеваний человека, связанных
с потерей мышечной силы и объёма
движений суставов.
Лечебная гимнастика
при неврологических
Лечебная физкультура
должна сочетаться с уходом за больным.
Перед занятиями необходимо производить
проветривание палат и
Если больной
находится на полупостельном режиме,
необходимо подготовить его к
занятиям - откинуть одеяло, оправить простыню,
правильно разместить или убрать лишние
подушки. В конце занятия при соответствующих
клинических данных больному следует
придать положение, которое имеет лечебное
значение (лечение положением): надеть
лямки для вытяжения, прибинтовать лонгету,
перевести больного в положение сидя на
кресло. Необходимо вести наблюдение за
состоянием и самочувствием больного,
о всех наблюдениях инструкторов или медицинской
сестры проводить записи, сообщать врачу.
Утренняя гигиеническая
гимнастика проводится утром, после
сна, до завтрака. Занятия с больными проводит
методист лечебной физкультуры, либо палатная
медицинская сестра.
Больные, имеющие
двигательные нарушения, делают утреннюю
гимнастику в палате, лица без ограничений
движений - в спортивном зале или
на воздухе. Помещение, в котором занимаются
больные, должно хорошо проветриваться.
В процессе гимнастики организм выходит
из состояния заторможенности физиологических
процессов во время сна, повышается общий
и эмоциональный тонус, усиливается деятельность
всех органов и систем. Подбор упражнений
для гигиенической гимнастики и дозировка
физической нагрузки определяются возрастом
больного, характером основного заболевания,
степенью и формой нарушенных функций.
В процессе утренней гимнастики осуществляется
подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной
систем к предстоящим в течение дня нагрузкам.
Комплекс упражнений подбирается с тем
расчетом, чтобы он был доступен всем больным
данной группы. Для больных с двигательными
нарушениями упражнения начинаются в
исходном положении лежа, затем больные
переходят в положение сидя. Продолжительность
утренней гимнастики - 10 - 20 мин. В комплекс
утренней гимнастики включают не более
8 - 12 упражнений с повторением каждого
из них от 3 до 6 -8 раз.
Лечебная гимнастика
- основная форма лечебной физкультуры.
Применяют два метода лечебной гимнастики
- индивидуальный и групповой. Урок лечебной
гимнастики состоит из вводного, основного
и заключительного разделов.
Вводный раздел
предполагает подготовку больного к
выполнению последующих физических
упражнений. Больному разъясняется цель
урока, подсчитывается пульс, проводят
дыхательные, общеразвивающие и подготовительные
упражнения. Продолжительность этой части
урока - 5-10 мин.
Основной раздел
включает физические упражнения, оказывающие
специальное и общее воздействие
на организм больного. Цель их - восстановление
и компенсация дефектных функций, помощь
больному в овладении двигательными навыками,
повышение физической подготовки и адаптации
к условиям жизни. Продолжительность основного
раздела - 25 - 30 мин. Заключительный раздел
направлен на постепенное снижение общей
нагрузки, активности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, снижение эмоционального
напряжения и приведение больного в исходное
состояние. Длительность этого раздела
-5-10 мин.
Задачи урока
определяет врач. При проведении занятий
нагрузку регулируют на основании так
называемой физиологической кривой - кривой
изменения частоты пульса в течение занятий.
При правильном построении урока максимальное
учащение пульса не должно превышать более,
чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.
Особенно ответственным
является создание комплекса упражнений,
отвечающего задачам
При пассивном
воспроизведении определенного
движения импульсы поступают в те
клетки коры головного мозга, которые
его вызывают. При отсутствии активных
движений используются пассивные с одновременной
посылкой волевых импульсов больным.
По мере увеличения
силы мышц в паретичных конечностях
появляется возможность выполнения
активных движений, которые вначале
выполняются с помощью
Важным условием
в методике урока лечебной физкультуры
имеет дозировка физической нагрузки,
которая определяется рядом показателей.
К ним относятся: подбор физических упражнений,
который строится на основе принципа постепенности:
от простого к сложному. Продолжительность
физических упражнений определяется временем,
затрачиваемым больным на их выполнение.
Число повторений определяется характером
заболевания и особенностью упражнений.
Упражнения общеукрепляющего типа целесообразно
повторять 5 - 6 раз, направленные на укрепление
ослабленных мышечных групп 10 - 20 раз.
Выбор исходных
положений зависит также от особенностей
заболевания и характера выполняемых
упражнений. Различают три основных исходных
положения: лежа, сидя и стоя. Исходные
положения расцениваются как важный элемент
в регулировании физической нагрузки.
Различают медленный,
средний и быстрый темпы
Ритмичность движений
способствует улучшению крово- и лимфообращения
и уменьшает утомление.
Количество отвлекающих
упражнений. Посредством их чередования
с основными достигается
Использование
эмоционального фактора состоит в том,
чтобы при занятиях физическими упражнениями
вызвать у больного положительные эмоции.
Это достигается включением в занятия
элементов игры или соревнования, музыкального
сопровождения и др.
Дозирование физической
нагрузки в процессе занятий физическими
упражнениями обеспечивается тщательным
врачебно-педагогическим контролем и
индивидуальным подходом к больному. Планирование
лечебного использования физических упражнений
по периодам осуществляет методист под
контролем врача. Уточняются формы лечебной
физкультуры, порядок их применения в
режиме дня, в комплексе с другими лечебными
воздействиями, составляются примерные
комплексы занятий лечебной физкультурой.
Самостоятельные
занятия больных представляют собой
одну из форм лечебной физкультуры. Больному
подбирают комплекс упражнений, которые
он повторяет в течение дня несколько
раз. В зависимости от особенностей заболевания
на комплекс упражнений затрачивается
от 2-3 до 10-15 мин. Для больных с тяжелыми
двигательными нарушениями, которые нуждаются
в интенсивном лечении, но в силу дефекта
самостоятельно заниматься не могут, рекомендуется
проведение занятий при помощи родственников,
которые предварительно обучаются приемам
лечебной физкультуры и тем упражнениям,
которые задаются для выполнения с больным.
При проведении
системы лечебной физкультуры следует
иметь в виду упражнения спортивно-прикладного
типа, к которым относятся основные
виды естественных движений человека,
- ходьба, бег, прыжки, ползание, упражнения
в равновесии и т. д. Ходьба широко
используется в лечебной физкультуре
в качестве физического упражнения, представляющего
собой естественный способ передвижения.
Ходьба повышает обмен веществ, улучшает
кровообращение и дыхание, оказывает положительное
воздействие на весь организм. Ходьбу
используют при занятиях лечебной гимнастикой,
в прогулках и др. Показания к применению
ходьбы как лечебного средства очень широки.
Бег по сравнению
с ходьбой является более сильным
средством лечебного
Прыжки по своему
физиологическому действию являются кратковременными
упражнениями значительной интенсивности.
Применение прыжков целесообразно
в периоде выздоровления.
Метание помогает
восстанавливать координацию
Лазанье по гимнастической
стенке способствует увеличению подвижности
суставов, развитию силы мышц.
Упражнения в
ползании используются преимущественно
для коррекции различных
Упражнения в
равновесии применяются при заболеваниях,
связанных с нарушением функции
вестибулярного аппарата и мозжечка.
Спортивные игры
в системе лечебной физкультуры
используют как одно из важных средств
физического воспитания больного человека.
Игры воспитывают и развивают ряд ценных
физических и морально-волевых качеств:
силу, быстроту, ловкость, внимание, выдержку
и др. Большое значение игр в том, что они
стимулируют положительные эмоции и тонизируют
нервно-психическую сферу больных. Применяются
преимущественно игры, не дающие большой
нагрузки на организм больного, относительно
простые и доступные по техническому выполнению.
Их делят на малоподвижные, подвижные
и спортивные. Малоподвижные игры чаще
проводятся с лежачими больными. Подвижные
игры складываются из различных сочетаний
ходьбы, бега, прыжков и т. п. Спортивные
игры в рамках лечебной физкультуры применяются
ограниченно.
Плавание и
упражнения в воде. Характеризуются сочетанием
воздействия движений и водной среды.
Нахождение в воде повышает обмен веществ,
активизирует кровообращение. В специальных
условиях (ванна, бассейн) облегчаются
движения атрофических, ослабленных мышц.
Плавание назначается также с закаливающими
и оздоровительными целями.
Используются
и другие спортивные упражнения как
ходьба на лыжах, езда на велосипеде и
т. п.
Двигательные
режимы. Лечебная физкультура является
неотъемлемой составной частью всех
двигательных режимов. Подбор физических
упражнений, форм их проведения, нагрузка
на занятиях в каждом отдельном случае
должны соответствовать двигательной
активности, допускаемой отдельными режимами.
Различают строгий
постельный режим, постельный режим, полупостельный,
расширенный, умеренно тренировочный,
общетренирующий.
В реабилитационное
отделение поступают, как правило,
больные, которые находятся на полупостельном,
либо на расширенном режимах, строго
постельный режим соблюдают больные
в остром периоде болезни.
При полупостельном
режиме во время занятий лечебной гимнастикой
больной подготавливается к переходу
в положение сидя в кровати опустив ноги,
к переходу на стул, к вставанию, медленной
ходьбе в пределах палаты. Расширенный
режим позволяет использовать все средства
лечебной физкультуры. При тренирующем
режиме занятия лечебной физкультурой
должны облегчить восстановление работоспособности
больного и служить одним из основных
средств реабилитации.
При применении
лечебной физкультуры следует
для самостоятельных занятий лечебной
физкультурой при остеохондрозе поясничного
отдела позвоночника
В профилактике и лечении остеохондроза
позвоночника существенное значение имеют
систематические занятия специальной
лечебной гимнастикой.
Прежде чаи приступить к самостоятельный занятиям лечебной гимнастикой, необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК).
Заниматься лечебной гимнастикой можно в любое время дня. Очень полезно утром сразу после сна выполнить несколько упражнений (например: Ш 1,3,13,17,20 острого периода), затем совершить утренний туалет и продолжать выполнение упражнений согласно предписанному врачом и методистом ЛФК комплексу.