Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:11, реферат
Йога — это учение, которое помогает познать свои душу и тело. Йога это не просто комплекс физических упражнений или набор поз, которые поддерживают тело в хорошей физической форме. Йога научит вас правильно дышать, что позволит регулировать процессы, происходящие в организме, контролировать перепады настроения, снизит уровень беспокойства. Кроме того, йога, пропагандируя определенную философию жизни, позволяет избавиться от неверных жизненных принципов и устоев.
І. Введение
ІІ. История йоги
ІІІ. Что дает фитнес-йога?
ІV. Йога для похудения
V. Заключение
План
І. Введение
ІІ. История йоги
ІІІ. Что дает фитнес-йога?
ІV. Йога для похудения
V. Заключение
І. Введение
Йога — это учение, которое помогает познать свои душу и тело. Йога это не просто комплекс физических упражнений или набор поз, которые поддерживают тело в хорошей физической форме. Йога научит вас правильно дышать, что позволит регулировать процессы, происходящие в организме, контролировать перепады настроения, снизит уровень беспокойства. Кроме того, йога, пропагандируя определенную философию жизни, позволяет избавиться от неверных жизненных принципов и устоев. Она меняет мировоззрение, в результате чего вы получаете внутреннее умиротворение и равновесие, спокойное и терпимое настроение.
Важно понимать, что йога (упражнения),
или асаны, не лечат сами по себе.
Асаны йоги лишь активируют собственные
внутренние силы организма, которые
способны выполнять лечебную функцию.
На медицинском языке это
Одно из самых распространенных заблуждений состоит в том, что йога — это религия. В действительности же йога не является религией. Йога — этот метод, позволяющий любому человеку, не зависимо от вероисповедания, жить в гармонии с собой, окружающим миром, другими людьми.
Еще один миф о йоге заключается в том, что при занятиях йогой человеку необходимо придерживаться строгих правил и во многом себя ограничивать, например, в еде или развлечениях. Это не совсем так. Занятия йогой позволяют человеку открыть в себе новые способности, дают свежие силы, духовный и физический подъем.
ІІ. История Йоги
Как утверждают, родина йоги — древнейшая
на Земле цивилизация — Арктида.
Эта цивилизация процветала много
тысяч лет назад на материке, соединяющим
Америку и Евразию. После глобальной
катастрофы, она исчезла в водах
Северного Ледовитого океана. Уцелевшие
жители Арктиды и донесли йогу
до жрецов и посвященных Хиттиды,
Пацифиды и Атлантиды, а уже затем
йога попала в Индию и Египет.
Тысячелетние традиции индийской философии,
берущие начало с XV — Х вв. до н.э. и сохранившиеся
до настоящего времени, возникли на основе
древних человеческих цивилизаций.
Археологические находки позволяют с определенностью утверждать,
что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до
н.э. Именно к этому периоду относят изображения
йогов в характерных позах, найденные
в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро.
Однако устная традиция говорит о гораздо
более древнем происхождении йоги. При
этом эзотерическую историю йоги, как
было сказано выше, ведут от Индии вглубь
веков к древнему Египту, а от него -— к
еще более отдаленным легендарным цивилизациям
— Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.
Тысячу лет до нашей эры в долине реки
Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический
период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды —
священные книги индийских мудрецов, а
затем комментарии к ним — Упанишады.
Веды и Упанишады способствовали развитию
философской мысли в Индии, создав целый
ряд философских школ, к одной из которых
относят и систему йоги. Шло время, и мысль
облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих
даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта,
Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя.
Однако йога, считаясь одной из шести традиционных
систем индийской философии, признается
всеми этими философскими системами как
общий метод и практическое средство познания
мира.
Обратимся к историческим корням, к истокам
учения йоги. Научная традиция приписывает
выделение учения йоги как самостоятельной
системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1
век до н.э.). Патанджали выделил йогу в
самостоятельную систему на основе уже
существующих знаний и опыта, накопленных
йогами-практиками. В своем труде “йога-сутра” Патанджали
излагает философию и практику той йоги,
которая сейчас большинством исследователей,
в том числе и росийскими философами, признается
классической. По традиции древних мудрецов
Патанджали не претендует на авторство
в создании философской системы йоги.
Он лишь собирает устные данные, дошедшие
до него и комментирует их в духе единого
учения. Философская терминология и интерпретация
практики йоги, данная в “Йога-сутре”,
согласуется также с авторитетными текстами
Вед и Упанишад.
В оригинальном учении Патанджали йога
подразделяется на восемь частей:
Эти восемь ступеней или этапов, называемые
восьмеричным путем, составляют классическую
систему йоги. Можно видеть, что
это учение охватывает как бы три
больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных
направления развития человека. Во-первых,
это этическая, нравственная сфера
(яма и нияма), во-вторых, это физическое
развитие, совершенствование тела (асана
и пранаяма) и в-третьих, это развитие
психических сил человека (последующие
четыре ступени). Таким образом, развитие
человека на восьмеричном пути носит
всесторонний, гармонический характер.
Эта целостная система ведет
человека к достижению идеального здоровья,
ведь “здоровье — это состояние
полного физического, духовного
и социального благополучия человека,
а не только отсутствие болезней и
физических недостатков”. Именно так
определяет здоровье Всемирная организация
здравоохранения. Если представить себе восьмеричный
путь в виде лестницы, то ее фундаментом
будут служить духовные внутренние ценности
— твердые моральные устои, принципы и
нормы межличностных отношений. От них
путь индивидуального развития ведет
через совершенствование физического
тела к достижению удивительных способностей
и особых состояний сознания.
Последняя ступень восьмеричного пути
— это самадхи, творческое озарение, особое
состояние тела и ума, когда перед человеком
исчезают границы, отделяющие его от большого
мира, в котором он живет, когда он чувствует
и осознает себя неразделенным, единым
совсем человечеством, всей природой”
всем космосом. Некоторые авторы так и
называют это состояние — космическое
сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое
состояние, пусть даже считанные секунды,
описывают его как лучшие, наиболее значимые
мгновения своей жизни. Состояние экстаза,
транса испытывали основатели мировых
религий и их последователи, великие мудрецы
прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако
число таких людей невелико, к тому же
состояние самадхи у них проявлялось спонтанно,
неожиданно для самих себя. Йога же учит
сознательному достижению состояния самадхи.
Достижение самадхи является вершиной
восьмеричного пути, поэтому йогом в полном
смысле слова можно называть человека
лишь тогда, когда он может уверено выходить
в такое экстатическое состояние. Без
этого его можно считать лишь учеником,
изучающим науку йоги. Не будет преувеличения
сказать, что освоение людьми состояния
самадхи способствует развитию человечества
как вида, поэтому можно говорить о йоге
не только как о системе личного оздоровления
и самосовершенствования, но и как о системе
эволюции человека. Исторически сложилось
так, что восьмеричный, классический путь
йоги Патанджали был практически закрыт
для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга,
черный период, который длился около четырех
с половиной тысяч лет. Распространение
йоги в нашей цивилизации было связано
с выделением из единой некогда системы
йоги отдельных направлений, акцентуирующих
внимание на каком-либо частном звене
этого учения. При этом ученик мог выбирать
то или иное направление личного самосовершенствования
в зависимости от своих индивидуальных
особенностей и склонностей.
Среди таких частных направлений йоги
можно отметить следующие:
Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.
В результате миссионерской деятельности Вив
Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша— системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. При синтезе таких систем существует опасность механического объединения элементов из различных направлений, например, карма-, хатха- и раджа-йоги.
Когда в настоящее время говоря
о йоге, чаще всего имеют в виду
раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями.
Согласно учению йоги, наше тело живет
за счет положительных и отрицательных
токов. Если они находятся в равновесии,
то можно говорить о здоровье и гармонии
тела. На языке древней символики положительный
ток обозначается словом “Ха” (Солнце),
а отрицательный — словом “Тха” (Луна).
От слияния этих двух слов и получаем слово
“Хатха-йога”, смысл которого символизирует
единство противоположностей, положительного
и отрицательного полюсов или явлений
в жизни.
Физические упражнения представляют собой
“азбуку” йоги, ее необходимую ступень,
поскольку лишь через полное физическое
здоровье и контроль за деятельностью
тела может быть достигнуто умственное,
духовное и моральное совершенство. Считается
научно доказанным, что извлечь пользу
из серьезных занятий гимнастикой йоги
могут и здоровые и больные, мужчины и
женщины, люди всех профессий и социальных
слоев, практически любого возраста (хотя
в каждом возрасте нужна консультация
специалиста).
Основу физических упражнений в
йоге составляют асаны —
специальные положения тела. Согласно
легенде, бог Шива открыл и дал человеку
позы тела, предназначенные для сохранения
здоровья и достижения высшего уровня
сознания. В классической литературе упоминаются
8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются
йогами в настоящее время и только два
— три десятка их них считаются наиболее
важными и достаточными для гарантии полноценного
здоровья на всю жизнь.
Патанджали указывает: “Асана — это способ
сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”.
Это означает, что занимающийся должен
стремиться к полному самоконтролю над
телом при исполнении асан, так, чтобы
в течение длительного времени находиться
в них неподвижно и чувствовать себя спокойно
и удобно.
Чем характеризуются асаны?
Асаны — это упражнения, связанные с медленными,
умеренными движениями и состоянием покоя
тела в сочетании с правильным дыханием
и расслаблением. Асаны — это преимущественно
статические позы тела; напряжение мышц
и раздражение мышечных нервов в этих
позах оказывает воздействие на центральную
нервную систему, а через нее — на работу
сердца, органов кровообращения и дыхания.
Асаны предусматривают концентрацию внимания
на определенных участках тела. при этом
умственное усилие согласуется с мышечной
активностью.
Асаны требует особого рода дыхания: полного,
ритмического, контролируемого и замедленного.
Асаны дают профилактический, терапевтический
и психотерапевтический эффект. Они воздействуют
на пищеварительную, сердечно-сосудистую,
дыхательную, эндокринную системы, на
систему выделения, нервную систему и
весь двигательный аппарат.
Асаны классифицируют, различая среди
них позы для созерцания и медитации, перевернутые
позы, позы равновесие и т.д.
Одной из важнейших поз считается Шаваса
Освоение асан открывает возможность
произвольной регуляции физиологических
процессов, протекающих в организме и
помогает обучению направления сознания
на тот или иной участок тела.
Известно, что имеется соответствие между
отдельными-психическими переживаниями
и определенными зонами тела, точнее, особыми
субъективными ощущениями в этих зонах.
Переживание обиды или жалости к себе
связано со щемящим ощущением в груди;
ситуация опасности порождает неприятное,
сосущее ощущение под ложечкой; размышление
порой сопровождается напряжением и тяжестью
в области лба. Эти ощущения телесных зон
в связи с психическими переживаниями
играют особую роль в йоге, тантризме,
дзен-буддизме и других восточных учениях.
Они изучаются практически как особые
центры тела человека, так называемые “чакры”. Чакрам
соответствуют определенные символические
изображения, а также слогосочетания (мантры),
помогающие в концентрации на них.
Чакры представляют собой элементы своеобразной “психической анатомии” человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии. “Включение” чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и определенных этических норм.
Научное объяснение феномена чакр связано
пока с трудностями и нерешенными
вопросами о связях, существующих
между процессами центральной и
вегетативной нервной системы. Детальное
изучение этой связи представляет одну
из проблем современной психологии
и физиологии. Современные западные
исследователи йоги связывают активность
чакр с циркуляцией энергии в
каналах акупунктуры, в энергетических
меридианах, и предполагают возможность
произвольной регуляции этого процесса.
При этом они указывают, например,
на особую роль чакры, расположенной
в области сердца. Утверждается,
что каждый из двенадцати лепестков
этой чакры включается в работу по
перераспределению энергии в
организме ежедневно в течение
двух часов, а сама чакра представляет
собой как бы часовой механизм,
регулирующий жизненную энергию.
Учение о китайских меридианах глубоко
связано с теорией и практикой йоги. Оно
позволяет объяснить ряд физических элементов
йоги. Так, характерный медитативный знак
“Джнани-мудра” представляет собой такое
положение пальцев руки, когда путем соединения
большого и указательного пальцев замыкаются
конечные точки меридианов легких и толстого
кишечника.
Какие же результаты показывают йоги в
области регуляции физиологических процессов?
В ходе экспериментов с индийским
йогом, проведенных в клинике
Меннинджер, испытуемый продемонстрировал
способность оказывать
Результаты исследования медитации монахов
буддийской школы дзен и индийских йогов
показали, что при созерцании, направленном
на внешний мир, привыкания альфа-ритма
электроэнцефалограммы к звуковым раздражителям
не происходит. Это свидетельствует о
том, что йоги могут добиваться чрезвычайно
высокого уровня внимания по отношению
к событиям окружающего их мира. При сосредоточении
на своем внутреннем состоянии, наоборот,
даже достаточно сильные раздражители
не могли блокировать альфа-ритм. Это говорит
о возможности йогов глубоко сосредотачиваться
на решении своих внутренних проблем и
задач.
Большой теоретический и практический
интерес представляет терапевтический
эффект медитации. На Западе медитация
уже давно применяется как средство саморегуляции,
психокоррекции, терапии и психотерапии.
В основе такого применения медитации
лежат данные о том, что эта техника оказывает
положительное воздействие на психосоматические
нарушения, связанные со стрессом и тревожностью.
Проведено большое количество работ, изучавших
возможности применения медитации для
уменьшения страхов, фобий, стрессов и
гипертонии. Все исследования отмечают
успешное воздействие медитации при самых
различных синдромах: страхе закрытого
пространства, экзаменов, одиночества,
сердечного приступа, при неврозах тревоги,
при хронических болях различной природы,
при реабилитации после тяжелых заболеваний,
например, инфаркта, при таких психосоматических
заболеваниях, как бронхиальная астма.
Интересны эксперименты, оценивающие
возможность применения медитации для
снятия тревожности, предусматривающие
применение в контрольной группе дыхательных
упражнений и асан Хатха-йоги. Оказалось,
что более значимое уменьшение тревожности
произошло в группе медитации.