Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

     Под  действием  физических  упражнений,   через   моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов. Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе  лечебно-профилактического  действия  физических упражнений. При действии физических упражнений  улучшается  двигательная  функция, координация  между  нервными  импульсами  и  увеличивается   максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных,  т.е.  имеется  эффект «переноса» тренировочных влияний.

     Верховая  езда, для большинства людей, непривычная  форма  двигательной деятельности, поэтому, кроме вышеперечисленных  воздействий,  содержит  в себе особые механизмы влияния на занимающихся.

     Иппотерапия  воздействует  на  организм  человека  через  два   мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного  веса  этих механизмов в каждом отдельном случае  зависит  от  заболевания  и  задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим  фактором  является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с  нарушениями осанки,  сколиозами,  остеохондрозами  позвоночника,  простатита  и  т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует  недооценивать  ни  одного  из  факторов  т.к. иппотерапия  -  это  метод,  оказывающий  одновременное  воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

     Он  складывается из общения с  живым  организмом  –  лошадью,  крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление  которым  дарит больному  ощущение  победы,  повиновения  ему  такого  огромного  мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими  внизу, на  земле  людьми.  Кроме  этого,   необходимо   учитывать   впечатление, производимое непривычно большим пространством вокруг больного (манеж  или плац на открытом  воздухе),  которое  позволяет  ему  почувствовать  себя свободным, раскрепощенным.

     Необходимо  подчеркнуть, что психогенный фактор по разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например,  если  при  неврозах  лечебный  эффект несет чувство победы,  свободы,  раскрепощенности,  то  при  ДЦП  ведущее значение  имеет  страх  (боязнь  не  удержаться  на  лошади  и  др.)  что заставляет  больного  напрячь  все  усилия,  сконцентрировать   внимание, скорректировать сохраняющие равновесие движения и тем самым  непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

     Вторым  мощным фактором воздействия иппотерапии  является уже упомянутый выше, биомеханический фактор,  влияние  которого  обусловлено  следующими моментами:

     1. Влияние колебаний возникающих  и идущих от спины движущейся  лошади  в  3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю  амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах. Эти  ритмичные   колебания   вызывают   поочередное   напряжение   и относительное  расслабление мышц туловища,  что  обуславливает  удержание тела больного на лошади во время ее движения.

     2. Биомеханический фактор способствует  созданию у больных  новых   рефлексов, развитию   равновесия,   координации   движений.   Развитие    равновесия сопровождается в человеческом организме  развитием  симметрий,  а  именно симметричного развития мышц  туловища,  конечностей,  суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также  симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на  лошади, на  разных  аллюрах,  способствует  возникновению  и  закреплению   новых условных и безусловных рефлексов.  Все  это  вместе  взятое  способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет   решающую   роль   при   лечении    некоторых    форм    сколиоза (нефиксированных),   начальных   формах   остеохондроза   (дискоз),   при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в  связи  с   этим мышцами,  что  чревато  многими  неприятными  последствиями  в  состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп  мышц  при ДЦП и других подобных нарушениях.

     Таким образом, движение разными аллюрами, сидя на лошади,  предъявляет организму всадника серьезные требования к уровню координации  движения  и поведению в целом.

     Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение всадника, позволяющее правильно реагировать  на все движения животного. На занятиях больные ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном итоге  уменьшению тонуса мышц.

     Родители  больных детским церебральным параличом  детей, которые занимаются в Детском  экологическом центре "Живая нить", единодушно отмечают значительное улучшение  их эмоционального и физического  состояния. Большинством определено в  первую очередь улучшение осанки, более правильное положение спины  при ходьбе. Обращает на себя внимание расширение возможностей в разведении и отведении ног в стороны, что способствует улучшению походки  ребенка.

     К сожалению, мышечный тонус может  вновь повышаться при отсутствии регулярных реабилитационных мероприятий[13].

 

     Заключение. 

     Термин  «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые  возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях  внутриутробного развития плода  и в родах. Основным клиническим  симптомом ДЦП является нарушение  двигательной функции, связанной с  задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений  в центральной нервной системе  вторично в течение жизни возникают  изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

     К основному симптому ДЦП -- двигательным расстройствам -- в большой части  случаев присоединяются нарушения  психики, речи, зрения, слуха и др.

     Детский церебральный паралич – непрогрессирующее заболевание головного мага, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.

     На  данный момент большое количество детей  страдают детским церебральным параличом.

     Речевая функция является одной из важнейших  психических функций человека. Проблемы нарушения общения ребенка с  ДЦП со сверстниками, сложности адаптации  в группе сверстников в современном  обществе приобретают все большее  социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен  не только сам процесс общения  со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения  со сверстниками.

     Все это позволило сделать нам  выводы о том что, общение следует  рассматривать в качестве специфической  формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов свойств и состояний. Коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению ребенка с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников; социально-личностный компонент обеспечивает социальную насыщенность и направленность общения, взаимосвязь потребности личности и ожидания социума; психолого-дидактический компонент, определяет содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребенок. Критериями формирования коммуникативных навыков у детей с ДЦП выступают следующие компоненты: базовые (умение выразить просьбу, требование, желание), социоэмоциональные (выражение чувств, эмоций, навыки социального поведения) и диалоговые (умение начать, поддержать и завершить разговор).

     Особенность формирования коммуникативных навыков  у детей с ДЦП заключается  в том, процесс протекает постепенно, с прикреплением дополнительных, альтернативных средств, стимулирующих  речевую активность.

     Также необходимо отметить, что одним из важнейших условий успешной работы по формированию коммуникативных навыков  является совместная работа педагога и родителей, их взаимодействие. Для  этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение  детей и их родителей к болезни  и возможностям ребенка, дается установка  на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности  реализации своих желании. Все люди имеют разные способности, главное - найти свое место в жизни с оптимальным учетом возможностей и наклонностей.

 

Список  литературы. 

1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети  с отклонениями в развитии? –  М.: 1998. [69; 73]

2. Михеев В.В.  Нервные болезни. – М.: 1958. [43; 62]

3. Ковалев В.В.  Психиатрия детского возраста. –  М.: 1975. [164]

4. Hagberg В., Hagberg G., Olow 1. //Acta Paediatrica. – 1993. – Vol.82. – P. [387]

5. http://cortexmed.ru/publikacii/mehanizm_dcp.php

Патогенетический  механизм возникновения и лечения  ДЦП.

Мельникова Елена  Анатольевна, Главный врач МЦ СORTEX, к.м.н., врач невропатолог, нейрофизиолог высшей категории.

6. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988. [47]

7. http://www.medkrug.ru/article/show/2640

Опубликовал Олег Качмар Пн, 16/11/2009 - 10:54

8. http://www.dcp.org.ua/rus/parents/reabil.html

9. Братанов Б.Р. Клиническая педиатрия. – София: Медицина и физкультура.–1983. – Т. 2. [183]

10.http://www.fitnesscom.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=53&sid=c4a4280f461c2da8b2ff9d061a4a2492

dr.Kuck         Пн Окт 22, 2007 4:33 pm

11. Бровицкий  А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП // Здоровье, 2000 - №2 [15]

12. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8356/

Юлия Молёнова. Опубликовано 02.10.2007

13. http://www.hippotherapy.ru/ippo/krapivkin1.html

А. И. Крапивкин, врач-невропатолог, сотрудник НИИ  педиатрии и детской хирургии.

14. Яковлева М.Ю. Детский церебральный паралич // Здоровье, 2000 - №5 [10]

15. Наталья Таланова. // Журн. Мама и малыш. – 2005.-№  4 [19]

Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе