Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа
Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37
Недавно ученые установили, что во многих случаях детский церебральный паралич связан не с родовой травмой нервной системы, как это считалось до настоящего времени, а является следствием инфекционного процесса. Предполагается, что ДЦП может возникать в результате внутриутробного воздействия вирусов (например, вируса герпеса) до или сразу после рождения. Таким образом, именно инфекция в состоянии выполнить роль «спускового крючка» и поразить нервную ткань младенца.
После
родов спровоцировать недуг может
и гемолитическая болезнь новорожденных
— так называемая «ядерная желтуха»,
при которой происходит интоксикация
головного мозга ребенка. Вызвать
ее способна несовместимость крови
матери и плода по группе крови
или резус-фактору, а также печеночная
недостаточность
Гипоксия,
лежащая в основе развития ДЦП, приводит
к недоразвитию структур головного
мозга ребенка. Особенно тех его
участков, которые в ответе за формирование
рефлекторных механизмов и поддержание
равновесия тела. Это приводит к
неправильному распределению
Таким образом, резидуальные двигательные нарушения независимо от степени их выраженности являются основными в диагностике ДЦП.
Вместе
с тем, нельзя не учитывать то обстоятельство,
что поражение головного мозга
в перинатальном периоде
Я считаю, что при ДЦП симптомы и синдромы должны, прежде всего, с дидактических позиций, подразделяться на основные, которые относятся к резидуальным, перинатальным расстройствам двигательных функций и на сопутствующие признаки и нарушения функций головного мозга.
Ни
степень выраженности, ни характер
течения последних, при отсутствии
двигательных расстройств, не дают основания
для отнесения заболевания
Клиническая
картина заболевания.
Симптомы зависят от степени поражения мозга. Чаще всего встречаются формы заболевания с симметричным поражением — преимущественно нижних конечностей, реже — верхних. Это ведет к тому, что в раннем детстве малыша невозможно поставить на ножки, а самостоятельно он начинает ходить лишь к 2–3 годам. Впоследствии у ребенка наблюдается нарушенная походка: он упирается при ходьбе на носочки, а не на стопу. Пораженные конечности могут отставать в росте.
Симптомы ДЦП колеблются от едва заметной неуклюжести до тяжелой мышечной спастичности (напряженности), которая мешает движениям рук и ног и приковывает ребенка к инвалидному креслу. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга. Эти проявления могут быть очень незначительными, заметными лишь для профессионалов медиков, или могут быть явными и очевидными для родителей и других окружающих людей.
Как правило, проявления детского церебрального паралича мало заметны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка. Ранние признаки развития ДЦП включают: плохой контроль головы, переворачивание, хватание предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба.
Задержка безусловных рефлексов, которые в норме исчезают через 3—6 месяцев после рождения.
Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП[6].
Патологический мышечный тонус. Мышцы могут быть очень тугими или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.
Патологические
движения. Движения могут быть непривычно
резкими, внезапными или медленными
и червеобразными. Они могут быть
неконтролируемыми или
Скелетные деформации. Больные на детский церебральный паралич часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Без коррекции, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).
Контрактуры суставов. У пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.
Задержка умственного развития. Некоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.
Судороги. Треть всех детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.
Проблемы с речью. Речь частично зависит от движений языка, губ и горла. Некоторые дети с церебральными параличами не могут нормально управлять этими мышцами и таким образом не могут нормально разговаривать.
Проблемы с глотанием. Глотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц, имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации — вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удуший.
Потеря слуха. Частичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.
Нарушения зрения. Три четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.
Проблемы
с зубами. Люди с церебральными
параличами чаще имеют кариес. Это
вызвано врожденными
Проблемы с контролем испражнения и мочеиспускания. Они обусловлены недостаточностью контроля над работой соответствующих групп мышц [7].
Способы
лечения ДЦП.
Большая часть традиционных реабилитационных методик, существующих на сегодняшний день, имеет достаточно высокую эффективность при реабилитации детей с диагнозом ДЦП в возрасте от нескольких недель до двух лет. В этом случае 60-80% больных восстанавливают двигательные и речевые функции, что дает им возможность обслуживать себя, получать образование, участвовать в трудовой деятельности и социальной жизни, иметь семью и детей.
В настоящее время существует множество предложений по лечению ДЦП. Их можно условно разбить на несколько групп:
Первая.
Различные виды массажа и лечебной физкультуры: методики Бобата, Линденмана, Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Бортзельда, императивно-коррегирующая гимнастика Блюма, массаж с надувными предметами Польского, занятия в костюмах "Адели", "Гравистат", иппотерапия и др. (около 25 методик).
Вторая.
Методы: оперативного подрезания сухожилий, поэтапного гипсования; введение препаратов типа "Ботокс" и стволовых клеток; обкалывание различными фарм препаратами; использование ортопедических приспособлений.
Третья.
Различные физиотерапевтические процедуры: баротерапия, криотерапия, кинезиотерапия, электро-нейростимуляция мыщц, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, кислородотерапия и т.д.
Четвёртая.
Различные методики логопедической и психологической коррекции, музыкальная терапия, цветотерапия, образовательное воздействие, трудотерапия.
Основные
методы лечения ДЦП – лечебная
физкультура, медикаменты, хирургическое
вмешательство и массаж. Схемы
процедуры подбираются
В комплекс лечения входят также пробежки по беговой дорожке, перед которой висит зеркало, что позволяет ребенку видеть себя и корректировать свои движения. Дети катаются на специальном велосипеде с фиксацией рук, ног и спины. Для тех, кто плохо передвигается, существуют специальные ходули. А развивать вестибулярный аппарат помогают батуты.
Такие дети с удовлетворением плещутся в бассейне – эта процедура называется бальнеотерапией. В воде у них изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг – некоторые малыши сначала учатся плавать, а потом ходить. Те, кто еще не умеет ходить, попадают в бассейн при помощи подъемника. Купание дополняет очень эффективный и приятный гидромассаж.
Многим
малышам, страдающим ДЦП, назначают
грязелечение. Грязь оказывает
Еще
одна очень важная деталь, о которой
обязательно должны знать родители,
– ребенка с ДЦП должен осмотреть
логопед. Задержка двигательного развития
часто сопровождается замедлением
развития психического и речевого.
При гипертонусе даже язык ребенка
бывает в тонусе. Это мешает ему
разговаривать, поэтому может быть
нужен логопедический массаж и курс
медикаментозной терапии.
Терапия
стволовыми клетками открывает принципиально
новые возможности в лечении
ДЦП. Трансплантированные в мозг
стволовые клетки способны стимулировать
репарацию нервной ткани и
тем самым содействовать
Использование лечебной физкультуры
и
массажа в лечении
больных ДЦП.
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:
Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе