Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа
Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет физической культуры
Кафедра
Медико-биологических основ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Использование физической реабилитации
при детском
церебральном параличе.
Выполнила:
студентка 3-го курса
Руководитель: к.м.н., доцент
кафедры
МБО ФК
Чита 2011
Оглавление.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические
особенности ДЦП. …………………………………
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных
ДЦП……………………………………………………………………
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение
………………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………………………….37
Введение
Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.
Непрерывный рост количества детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия определяют детский церебральный паралич, как серьезную медико-социальную проблему.
В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. Из них ДЦП - 24%. По данным разных авторов заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 3,1 случая на 1000 детей, что соответствует частоте встречаемости ДЦП в большинстве стран мира от 0,76 до 5,8 на 1000. В последние годы отмечается тенденция к росту заболеваемости ДЦП. Так, в 1964 было 0,4 больных на 1000 детского населения, в 1973 их стало 1,7-2,4 на 1000, а в 1989 году - 5,6-8,9 на 1000.
В Москве частота распространения ДЦП составляет 1,88 на 1000 детского населения.
Широкая вариабельность клинической картины ДЦП обусловлена различиями в распространенности и тяжести поражения нервной системы, особенностями созревания мозга в патологических условиях. Многоуровневое строение нервной системы позволяет заключить, что при ДЦП имеют место не локальные нарушения ЦНС, а мультисистемные поражения двигательных функций, проявляющиеся патологическим типом распределения мышечного тонуса не только в конечностях, но и в артикуляционной мускулатуре, расстройствами функциональной системы антигравитации, выраженной дискоординацией движений, развитием синкинезий, которые формируются на основе нередуцированных патологических рефлексов - лабиринтного тонического, асимметричного шейного тонического и других.
Сложность строения пораженных отделов нервной системы, нарушение взаимодействия различных структур, ведет к многообразию клинических симптомов заболевания, но, вместе с тем, к широкому кругу предлагаемых мероприятий восстановительного лечения - лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические методы, фармакотерапия, нейрохирургические вмешательства и многие другие методы.
Возможность
формирования новых артикуляционных
движений, улучшение акта глотания,
двигательных навыков представляется
наиболее перспективной в детском
возрасте, поскольку функциональные
системы в этот период наиболее пластичны
и обладают большими резервными возможностями.
Цель:
Провести
анализ и теоретически обосновать эффективность
различных методов физической реабилитации
при Детском Церебральном Параличе.
Задачи:
1) Анализ научно-методической литературы на проблеме исследования.
2)
Изучить особенности этиологии,
3)
Провести анализ и оценить
различия эффективности
Исходя
из определённой выше актуальности темы
исследования, поставленной цели, а
также, опираясь на полученные в ходе
работы результаты, можно обозначить
её научную новизну и практическую
значимость.
Этиопатогенетические особенности ДЦП.
Под словосочетанием «детский церебральный паралич» (ДЦП) специалисты понимают группу нарушений двигательных функций мозга, возникших в результате его повреждения в младенческом возрасте. Эти расстройства не прогрессируют. Они возникают с самого рождения ребенка и существуют на протяжении всей жизни.
Двигательные нарушения обычно представлены слабостью в определенной группе мышц. Из-за этого нарушена походка, не скоординированы движения рук, ног, мимической мускулатуры или, например, запрокидывается шея. При диагнозе ДЦП возможно нарушение интеллектуального развития и речи [1].
Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано В. Литтлем в 1853 году. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. Ему же принадлежит и первая классификация ДЦП. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. А уже в 1958 году на заседании VIII пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин утвердили и дали следующее определение: «детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга».
В последствии разные авторы по разному определяли понятие «детский церебральный паралич».
Иваницкая
И.Н. (1993) считает, что термин «детский церебральный
паралич» объединяет ряд синдромов, которые
возникли в связи с повреждением мозга
и проявляются, прежде всего, неспособностью
сохранять позу и выполнять произвольные
движения.
Вернер Д. (1996) определяет «детский церебральный паралич» как заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела.
Шипицына Л.М. и Мамайчук И.И.(1991) под термином «детский церебральный паралич» понимают нарушения осанки и двигательных функций, приобретённых в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием, либо повреждением головного мозга.
Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. (1994) считают, что термином «детские церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.
Бадалян Л.О. (1997) отмечал, что поражение нервной системы при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития.
Детский церебральный паралич, по мнению разных учёных, возникает под воздействием разных причин. Л.О. Бадалян выделяет две основные группы факторов. К первой группе он относит инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесённые во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе учёный относит церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.
Е.М. Мастюкова (1997) считает, что в основе нарушения двигательных функций при ДЦП – запаздывание в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятную почву для развития произвольных движений. У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Среди этих рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют лабиринтные тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс и симметричный тонический рефлекс[14].
Помимо позотонических рефлексов, в структуру двигательного дефекта при ДЦП входят следующие нарушения:
1) Нарушения мышечного тонуса.
-
спастичность – повышение
-
ригидность – напряжение
- гипотония – низкий мышечный тонус;
-
дистония – меняющийся
2) Ограничение
или невозможность
3) Наличие насильственных движений.
- гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения. Гиперкинезы могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей;
- тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор проявляется при целенаправленных движениях и усиливается в конце этих движений.
4) Нарушение
равновесия и координации
5) Нарушение ощущений движений
6) Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов
7) Синкинезии
– непроизвольные
Поскольку
термин ДЦП не может включить в
себя всё многообразие патологических
сдвигов, возникающих при этом заболевании,
уже много лет ведутся поиски
оптимальной классификации
В нашей стране в
настоящее время используется классификация,
разработанная К.А. Семёновой. В соответствии
с современными представлениями
о патогенезе заболевания эта
классификация учитывает все
проявления поражения мозга, характерные
для каждой формы заболевания
– двигательные, речевые и психические,
а также позволяет
Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе