Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

       С одной стороны, нет способа  лечения, дающего возможность  восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно  обоснованной программе, то нервная  система, находящаяся в неповрежденном  состоянии, может выполнять все  свои функции. Программы по  физическому воспитанию играют  ведущую роль в комплексной  реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности  двигательной среды каждого больного  церебральным параличом, должен  составить программу, дающую возможность  стимулировать двигательные функции.  При составлении комплексов упражнений  надо быть внимательным к больным  с церебральным параличом (спастической  диплегией или в атонической  форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения[9].

       У больных с церебральным параличом  отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в  какой-то степени посредством  реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном  восполняются программой упражнений  для развития зрительных и  тактильных ощущений.

       Программа коррекционной работы  направлена на снижение примитивных  рефлексов, повышение двигательной  силы, развитие способности удерживать  равновесие тела, выполнение ритмических  движений.

       Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

       Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

       Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

       Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

       Способы и содержание  упражнений для  работы с детьми, страдающими церебральным  параличом:

  • Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
  • Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  • Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  • Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  • Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  • Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  • Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  • Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  • Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы[10].

       Больные с церебральным параличом  могут развивать мышечную силу  посредством выполнения упражнений  с постепенно увеличивающейся  интенсивностью. Если не проводить  таких тренировок, то потенциальные  двигательные возможности останутся  нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной  тренировки всех систем организма,  указывает на то, что "основными  недостатками лечебной гимнастики  при церебральном параличе являются  недооценка принципа общей тренировки  и сведение всей гимнастики  только к специальной".

       Специальная физкультура путем  использования ограниченных упражнений  для больных церебральным параличом,  которые не могли освоить основные  функциональные движения, должна  обеспечить возможность наибольшего  развития их физической силы.

      C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления  нервных путей, содержащий два  предварительных условия. 

       Принципы физического развития  и здорового ребенка, и ребенка  с функциональным расстройством  одинаковы. 

       Используя запланированный комплекс  упражнений, направленных на развитие  ощущений, можно улучшить состояние  двигательной сферы ребенка с  дефектом нервной системы. 

     При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх  необходимо применять игры, соответствующие  их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и  условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом  играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей  на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом[11].

       Двигательные функции при каждой  форме церебрального паралича: спастической  диплегии, атонической и астатической  формах - отличаются своеобразием. Если  при спастической диплегии сравнительно  легче осваиваются упражнения, требующие  непрерывного движения, то при  астатической форме более подходящими  являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать  между упражнениями. Если отдых  и затрудняет развитие техники  упражнений, он одновременно дает  возможность предотвратить непроизвольные  мышечные спазмы. Атоническая форма  выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича  особенно страдают при упражнениях  на поддержание равновесия. Основная  трудность выполнения упражнений  для больных с церебральным  параличом заключается в том,  что каждый из них имеет  свою двигательную силу, что важно  учитывать при выборе вида  упражнений. Больным с церебральным  параличом следует чаще давать  возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

       Важны также порядок и степень  трудности упражнений. Программа  упражнений с постепенным возрастанием  степени сложности дает возможность  выбрать движения, соответствующие  силе больного ребенка.

       Для выполнения на первой стадии  занятий, в начальных классах  школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары  ногой, прием мяча и др.

       В средних классах школы в  программу занятий по физической  культуре входят движения, дающие  возможность оптимально разработать  физическую силу.

       В старших классах предусматривается  овладение техникой разных видов  спорта, эффективно поддерживающих  достаточный уровень развития  силы: ручного мяча, стрельбы из  лука, бадминтона, плавания, гольфа, а  также вольные упражнения. Это  дает возможность встречаться  со многими людьми, расширять  социальные контакты и по окончании  школы с пользой проводить  свободное время.

       Больным с церебральным параличом  после выпуска из школы должна  быть предоставлена возможность  продолжить освоение техники  того или иного вида спорта, так как людям с затруднением  в движениях для освоения техники  требуется больше времени, чем  всем остальным. С 1978 г. проводятся  спортивные состязания по таким  видам спорта, как кегли, бильярд,  настольный теннис, стрельба из  лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный  спорт, слалом на колясках, позволяющим  больным с церебральным параличом  соревноваться и участвовать  в общественной жизни. Функциональные  возможности каждого участника  состязаний уравниваются.

     В ранней стадии, если нет нарастающего гипертензионного или судорожного  синдрома, со 2 - 3-й недели жизни следует  начинать массаж и гимнастику. После  расслабления с помощью «позы  эмбриона», точечного массажа, упражнений на мяче стимулируется развитие реакций  опоры, установочного рефлекса с  головы на шею, пассивно воспроизводятся  реципрокные движения конечностей, необходимые для этого акта. Особое внимание уделяется развитию экстензии  кистей рук, отведению больших пальцев, а также воспитанию фиксации взора  на предметах, развитию слежения за движущимися  предметами.

       С первых недель жизни производится специальный массаж артикуляционных мышц, особенно языка, обучение ребенка голосовым реакциям, дыханию.

       Обязательным является ортопедический режим, предусматривающий специальные укладки головы, верхних и нижних конечностей, корригирующий их порочные установки.

  Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. 

     Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими  заболеваниями,  реконвалесцентов после травм. Она может применяться при  сердечных,  желудочно-кишечных  и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации.

       С древнейших времен известно  благотворное влияние на здоровье  человека езды  и общения с лошадьми. Еще античный врач  Гиппократ  утверждал,  что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

        В современной Европе Лечебная  Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться  в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем  в  Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

     Центры  по ЛВЕ стали открываться  во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700  групп  иппотерапии,  в  которых оздоравливаются  более 26000 человек с самой разнообразной патологией.  В Польше работают около 60 подобных центров.

     Толчком к распространению ЛВЕ в странах  Северной Европы, а потом  и  в других странах мира послужила  история  датчанки  Лиз  Хартел.  Лиз  была спортсменкой. Она занималась конным спортом,  пока  однажды  не  заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для  взрослого  человека).  Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не  надеялась  когда-нибудь сесть на лошадь. В итоге через несколько месяцев занятий  верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и  в результате, на  соревнованиях по  выездке во  время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль. В  настоящее  время  в  45  странах  мира  действуют  центры   ЛВЕ   - самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами.

     В настоящее время существуют различные  способы реабилитации больных с  данным заболеванием. Кроме занятий  лечебной физкультурой, курсов массажа, различных физиотерапевтических процедур, перспективным является применение гимнастического комплекса упражнений в бассейне, лечение лекарственным  средством, содержащим ботулиновый  токсин (препарат Botox), комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция. Однако все  эти методики позволяют уменьшить  мышечный тонус, увеличить объем  пассивных движений, но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания  повторяющихся разнонаправленных  движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического  эффекта от общения больного ребенка  с лошадью определяют уникальность иппотерапии[12].

     Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что вначале пассивно, а затем пассивно – активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания.

     Лечебная  верховая езда (райттерапия, иппотерапия)  является  одной  из форм лечебной физкультуры. Основной  механизм  воздействия  иппотерапии  на   организм   человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т.  е.  он  основан  на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений. Современная  физиология  рассматривает  любую  деятельность  организма человека,  как  единого  целого,   совокупность  физических,  психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой.

     Иппотерапия опирается  на  лечебно-профилактический  характер  влияния верховой езды, воздействие  на  организм  человека  осуществляется  через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков. Под   влиянием   лечебно-профилактического   воздействия    физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. Температура тела лошади выше человеческой  на  1.5  градуса.  Движения мышц спины идущей лошади разогревают и  массируют  спастичные  мышцы  ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение  кровотока  в  целом улучшает кровоснабжение мозга.

     Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация  движений человека,  идущего  нормальным   шагом,   так   как   тело   имеет   свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта.  А  тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей  шагом,  имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было  зафиксировано  во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах. При верховой езде у седока задействованы практически все группы  мышц. Человеку, сидящему верхом  на  движущейся  лошади,  приходится  постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу  мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате  в  работу  включаются  те  мышцы,  которые  у  обездвиженного инвалида     бездействуют,     даже      не      будучи      пораженными.

     В процессе адаптации организма  к  физическим  нагрузкам,  помимо  ЦНС большое участие  принимают симпато-адреналовая и  гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается  в  повышении  функции симпатической нервной системы и ретикулярной  формации  под  регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.

Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе