Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа
Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе» (Бадалян Л.О. и соавт., 1988). Особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, а также комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место отводится нарушению речи и акта глотания. Все это обусловлено, прежде всего, неврологической симптоматикой - аномальным распределением мышечного тонуса, нарушением координации движений, снижением высших психических функций, являющихся следствием диффузного поражения ЦНС.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы. …………………………………………………….. 5
- Этиопатогенетические особенности ДЦП. …………………………………… 5
- Клиническая картина заболевания. ……………………………………………18
- Способы лечения ДЦП. ……………………………………………………...…21
- Использование лечебной физкультуры и массажа в лечении
больных ДЦП……………………………………………………………………24
- Иппотерапия, как метод реабилитации больных ДЦП. ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ………………………………………….37
С одной стороны, нет способа
лечения, дающего возможность
восстановить поврежденный
У больных с церебральным
Программа коррекционной
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
Больные с церебральным
Специальная физкультура путем
использования ограниченных
C. Laskas (1985) предлагает способ
Принципы физического развития
и здорового ребенка, и
Используя запланированный
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом[11].
Двигательные функции при
Важны также порядок и степень
трудности упражнений. Программа
упражнений с постепенным
Для выполнения на первой
В средних классах школы в
программу занятий по
В старших классах
Больным с церебральным
В ранней стадии, если нет нарастающего гипертензионного или судорожного синдрома, со 2 - 3-й недели жизни следует начинать массаж и гимнастику. После расслабления с помощью «позы эмбриона», точечного массажа, упражнений на мяче стимулируется развитие реакций опоры, установочного рефлекса с головы на шею, пассивно воспроизводятся реципрокные движения конечностей, необходимые для этого акта. Особое внимание уделяется развитию экстензии кистей рук, отведению больших пальцев, а также воспитанию фиксации взора на предметах, развитию слежения за движущимися предметами.
С первых недель жизни
Обязательным является
Иппотерапия,
как метод реабилитации
больных ДЦП.
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, в том числе и для социальной реабилитации.
С древнейших времен известно
благотворное влияние на
В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.
Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так в США работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.
Толчком
к распространению ЛВЕ в
В
настоящее время существуют различные
способы реабилитации больных с
данным заболеванием. Кроме занятий
лечебной физкультурой, курсов массажа,
различных физиотерапевтических процедур,
перспективным является применение
гимнастического комплекса
Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что вначале пассивно, а затем пассивно – активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания.
Лечебная верховая езда (райттерапия, иппотерапия) является одной из форм лечебной физкультуры. Основной механизм воздействия иппотерапии на организм человека (больного), тот же, что у любой другой формы ЛФК, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений. Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой.
Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков. Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. Температура тела лошади выше человеческой на 1.5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.
Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах. При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.
В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.
Информация о работе Использование физической реабилитации при детском церебральном параличе