Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:58, дипломная работа
Цель настоящей работы: провести анализ уровня физического развития подростков школ.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Выбрать критерии оценки уровня физического развития учащихся.
Определить вес, рост у подростков 9-х, 10-х классов;
Изучить оценку гармоничности физического развития школьников;
Изучить весоростовой индекс по Кетле;
Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
Записать данные оценки физического развития в медицинские карты школьников.
Провести беседы о здоровом образе жизни;
Обобщить результаты исследования.
В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функциональных систем организма. Через нервную систему осуществляется связь организма с внешней средой: образуются механизмы адаптации к постоянно меняющимся условиям, создаются оптимальные условия для приема информации и произведения интегративных действий. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10-12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции.
Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного.
Таким образом, интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят не параллельно. Существует определенная очередность роста и развития тех или иных структурных образований и функций. При этом в период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций – к речевому общению; в период развития моторики – к двигательной активности.
Способность организма ребенка к конкретным видам деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствующих функциональных систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созревают постепенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6-7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем возрасте может отразиться на их последующем развитии.
Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости к 16-17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по достижении морфофункциональной зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших физических нагрузок и развитие выносливости.
1.9. Изменение пропорций тела в зависимости от возраста.
Функциональная готовность к отдельным видам учебной, трудовой и спортивной деятельности формируется неодновременно, поэтому должны нормироваться дифференцированно и виды деятельности, и воздействие факторов окружающей среды на различные анализаторы или функциональные системы. Гигиеническая норма на протяжении всего этапа созревания организма меняется в соответствии с изменением возрастной чувствительности к действию фактора. Гетерохронность роста и развития
отдельных
органов и систем является научной
основой дифференцированного
1.9.1. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).
Половой
диморфизм проявляется в
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц – разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях. И так, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек.
Половой
диморфизм учитывается при
В соответствии с этим в нашей стране разрабатываются нормативы деятельности на основе возрастно-полового принципа и даются рекомендации по разумной тренировке растущего организма с тем, чтобы способствовать увеличению его резервных способностей и более полному использованию физических возможностей организма, заложенных природой.
1. Период новорожденности 1-10 дней;
2. Грудной возраст 10 дней - 1 год;
3. Раннее детство 1 - 3 года;
4. Первое детство 4 - 7 лет;
5. Второе детство: мальчики - 8 -12 лет; девочки - 8 - 11 лет;
6. Подростковый возраст: мальчики - 13 - 16 лет; девочки - 12 - 15 лет;
7. Юношеский возраст: юноши - 17 - 21 год; девушки - 16 - 20 лет.
Следует обратить внимание и на то, что временные границы юношеского возраста (17 лет – 21 год) также дифференцируются в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития. В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах. Эта схема периодизации в известной степени отражает государственную политику по отношению к подрастающему поколению, сложившийся опыт учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, систему медицинского обслуживания и некоторые другие социальные моменты.
1.11.Комплексный профилактический медицинский осмотр детей и подростков. Он включает несколько этапов:
Еще один этап - дополнительный - проводится по показаниям. Он предусматривает углубленное обследование врачами-специалистами узкого профиля, в том числе кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом, эндокринологом, урологом, нефрологом, аллергологом, и др., с проведением необходимых лабораторно-инструментальных исследований.
1.11.1. Регистрация результатов осмотра в индивидуальную карту ребенка.
Данные осмотра специалистами, антропометрического исследования детей заносятся а медицинскую карту № 026/у.
1.11.2. Индивидуальное заключение.
Индивидуальное заключение о состоянии здоровья ребенка по результатам комплексного профилактического осмотра, оформляемое педиатром, работающим в образовательном учреждении (а при его отсутствии - педиатром, ответственным за профилактический осмотр), должно включать: заключительный диагноз (основной и сопутствующие заболевания), оценку физического и психического развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физкультурой, допуск к трудовому обучению, ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков), возможные ограничения годности к военной службе (для юношей-подростков), рекомендации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию, иммунопрофилактике, направлению на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам, дополнительному обследованию и восстановительному лечению.
Чрезвычайно важным требованием к проведению мониторинга, мы считаем, является то, что каждый врач-специалист, участвующий в осмотре, должен определять группу здоровья ребенка в пределах своей компетенции.
Итоговую комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает педиатр, работающий в образовательном учреждении и возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей комплексный профилактический осмотр. При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья производится по наиболее тяжелому из них.
Базой для проводимого исследования были выбраны: школа №13 и школа №6 города Калуги. Разработаны этапы исследовательской работы:
2.1. Первый этап работы - подготовительный.
2.1.1. Ознакомилась со структурой выбранных для работы школ.
Средняя общеобразовательная школа №13 города Калуги.
В 1972 году школа из старого здания (Дом Шамиля) переехала в новое на ул. Баумана, в строительстве которого принимали все учителя и старшеклассники. Школу №13 с 1972 года по 1987 год школу возглавляла Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Трушина Идея Петровна, под руководством которой в учебно-воспитательный процесс внедрялись новейшие педагогические идеи (школа полного дня), передовые воспитательные технологии. Имя Идеи Петровны Трушиной увековечено на мемориальной доске на фасаде здания школы.
С 1987 по 2005 год директор школы – Иудина Лидия Алексеевна. Школа продолжает развиваться, сохраняя традиции и приобретая новые черты ( создана система художественно-эстетического воспитания). Лучшие результаты в городе на олимпиадах, творческих конкурсах, научных чтениях – таков результат работы педагогического коллектива под руководством Иудиной Лидии Алексеевны.
С 2005 года – директор школы Дерябин Алексей Викторович. Развитие школы проходит через информатизацию образовательной среды. Качество знаний, стабильность, поиск – девиз школы сегодня.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» расположено в юго-западном районе городской черты Ленинского административного округа г. Калуги, который является историческим, научно – культурным центром, что создает благоприятные условия для расширения возможностей образовательной среды школы.
Микрорайон
школы принадлежит
В микрорайоне школы находятся Калужский филиал МГТУ им. Баумана, Академия туризма, КНИИТМУ, музей Космонавтики и К.Э. Циолковского, Краеведческий музей, Дворец творчества юных им. Ю.А.Гагарина, Концертный зал им. Танеева, библиотека им. Маяковского, детская областная библиотека.
Рядом
с микрорайоном школы расположены
следующие зоны:
- научно – технического обслуживания
( гостиницы «Зуль», «Ока» );
- учреждений социальной защиты: центр
психологической реабилитации «Надежда»;
- спортивная зона – сквер им. Волкова.
Информация о работе Физическое развитие детей пубертатного возраста