Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:58, дипломная работа
Цель настоящей работы: провести анализ уровня физического развития подростков школ.
Задачи:
Изучить необходимую литературу.
Выбрать критерии оценки уровня физического развития учащихся.
Определить вес, рост у подростков 9-х, 10-х классов;
Изучить оценку гармоничности физического развития школьников;
Изучить весоростовой индекс по Кетле;
Дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
Познакомить с результатами исследований родителей, учителей и самих учащихся.
Записать данные оценки физического развития в медицинские карты школьников.
Провести беседы о здоровом образе жизни;
Обобщить результаты исследования.
Установлено, что загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35% детей городов с развитой химической промышленностью отмечаются задержка и дисгармоничность развития.
Выявлена непостоянная зависимость процесса роста и развития от генетических и социальных факторов. Увеличение длины тела в возрасте 4-6 и 10-15 лет детерминировано в основном генетическим фактором. Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип
высшей нервной деятельности, сила
и подвижность нервных
Непрерывно
протекающие процессы обмена веществ
и энергии в организме
Рост ребенка – программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития. В настоящее время выделено более 50 генов, расположенных почти во всех хромосомах (кроме половых) и называемых протоонкогенами. Они контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток.
Под
генным контролем находится синтез
всех гормонов и факторов, регулирующих
рост белков, связывающих гормоны, а
также клеточных рецепторов для
разных гормонов и факторов. Важнейшее
проявление генной регуляции — способность
организма стабилизировать
К. Уоддингтон (1957) определил указанное свойство организма как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис. Гомеорезис проявляется, например, в том, что недоношенные дети по показателям развития догоняют своих сверстников к 3 годам жизни (ускоренный, или компенсаторный, рост).
Гены,
контролирующие процесс роста и
развития ребенка, определяют возрастную
чувствительность рецепторного аппарата
клеток к различным гормонам, медиаторам
и факторам, а через них интенсивность
и возрастные характеристики обмена
веществ и энергии. В процессе
роста генная регуляция обмена веществ
и энергии дополняется все
более совершенной
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности.
Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были описаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.
Исследуя антропометрические показатели ( длину тела и массу тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
1.4. Определения, необходимые в изучении физического развития.
Антропометрия – проведение точных измерений на людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.
Акселерация, акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение) – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков в нашем столетии по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.
Ауксология (от греч. аuxano – расти) – раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения.
Гомеорезис (проявление генной регуляции роста и развития) - способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной генетической программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием внешних факторов (голодание, инфекции и др.). К. Уолдингтон определил это свойство как канализование (вхождение в программу) или гомеорезис.
Децелерация – прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелерации начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80х – 90х годов ХХ столетия.
Конституция – целостность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных), обуславливающая особенности реактивности организма человека.
Неравномерность роста и развития – одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития.
Подростковый скачок роста – достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода.
Пубертат – период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния.
Развитие – качественные преобразования, связанные с процессами дифференцировки, формообразования.
Рост – процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.
Ростовые поперечные исследования – изучение роста, при котором дети обследуется одномоментно.
Ростовые продольные исследования – изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени.
Соматометрия – измерение длинников, диаметров, окружностей и массы тела.
Стандарты физического развития – нормативы для оценки физического развития ребенка и коллектива с учетом региональных и временных особенностей развития популяции.
Телосложение – внешне проявление генетической конституции человека.
Тотальные размеры тела (размерные признаки) – основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия разных этно-территориальных и возрастно-половых контингентов.
Эндогенность развития – обусловленность роста и развития ребенка внешними факторами: окружающей среды (состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др.), социальными (войны, условия жизни и обучения и др.).
1.5. Методы изучения физического развития у детей и подростков.
1.5.1. Индивидуализирующий метод – обследование конкретного ребенка однократное или в динамике нескольких лет с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц.
1.5.2. Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, питанием, условиями обучения, воспитания, жизни и т.д.
Антропометрические данные, собранные генерализирующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных учреждений и школ, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами сопоставимыми между собой.
1.6. Особенности физического развития подросткового возраста.
Основная особенность подросткового возраста – постоянно протекающий процесс роста и развития, в ходе которого осуществляется постепенное формирование взрослого человека. В течение этого процесса увеличиваются количественные показатели организма (размеры отдельных органов и всего тела), а также происходит совершенствование работы органов и физиологических систем, обеспечивающих возможность нормальной жизнедеятельности зрелого человека, основными моментами которой является трудовая деятельность и рождение здорового потомства. От того, как растет и развивается подросток, во многом зависит его будущее и, следовательно, этот процесс от момента рождения ребенка и до завершения процессов роста и развития должен находиться под постоянным контролем врачей, родителей и педагогов.
Нормальное протекание роста и развития ребенка и подростка свидетельствует о благоприятном состоянии его организма, отсутствии выраженных вредных влияний и, поэтому физическое развитие в этом возрасте является одним из ведущих признаков здоровья, от которого зависят и другие его показатели.
1.7. Неравномерность темпа роста и развития.
Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста.
В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16-17 лет наблюдается снижение темпов его прироста, а в 18-20 лет увеличение длины тела практически прекращается. Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно.
Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период про- являются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков. Таким образом, индивидуальные отклонения темпов роста и развития ребенка от средневозрастных обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому, что как в случае опережения, так и особенно отставания требуют внимания со стороны врачей и родителей.
1.8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность).
Каждому
возрасту свойственны определенные
морфофункциональные
Информация о работе Физическое развитие детей пубертатного возраста