Физическая культура в здоровом образе жизни школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма,

сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно

важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

Содержание

Введение


I. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

II. Основы здорового образа жизни школьников

2.1. О режиме дня

2.2. Гигиена умственного труда

2.3. Правила питания

2.4. О привычках вредных и полезных

III. Двигательная активность


Заключение

Работа содержит 1 файл

1 физра.docx

— 70.60 Кб (Скачать)
 

Теперь немного  о витаминах, которые также являются необходимым компонентом

питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ,

повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность.

Большинство витаминов  не синтезируется в организме, поэтому в необходимом

количестве они должны поступать с пищей.

Особую роль играет витамин С — аскорбиновая кислота. Он принимает активное

участие в окислительно-восстановительных  процессах, обладает

сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С

усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых  промежуточных

продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок,

нормализует обмен  белков и углеводов, улучшает работу нервной системы,

печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет

восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы,

принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность

желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее

использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6—2 мг

в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола,

пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

Следует подчеркнуть  значение для человека и витамина РР (никотиновой

кислоты), принимающего участие в процессах тканевого  дыхания. Он оказывает

благоприятное воздействие  на центральную нервную систему, нормализует

процессы возбуждения  и торможения, расширяет периферические сосуды.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями, при

интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких

минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо

увеличивать их потребление  в питании.   

2.4. О ПРИВЫЧКАХ ПОЛЕЗНЫХ  И ВРЕДНЫХ

Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка

свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности,

вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно

устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в

школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно

бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному  повышению знаний,

к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам

проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино,

прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно  в разумных параметрах

времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют

самосовершенствованию.

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно

отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но

наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками.

Эти привычки могут  незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь

человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания  сердечно-

сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое

место. Комитет  экспертов Всемирной организации  здравоохранения на основе

статистических  данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно

определить на сколько сокращается возможная длительность жизни человека из-

за курения. Согласно этой таблице человек 20—25 лет, выкуривающий до 9

сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10—19

сигарет,— на 5,5 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на

надпочечники. Они  начинают больше обычного выделять гормон адреналин,

излишек которого вызывает сужение сосудов.

Люди, злоупотребляющие курением, значительно чаще, чем некурящие, страдают

различными формами  ишемической  болезни  сердца.  Известный  кардиолог О. Г.

Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта миокарда встречается

среди курящих в 5 раз чаще, чем среди некурящих. Причем инфаркты в

сравнительно молодом возрасте случаются почти исключительно у курящих.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни,

стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими  заболеваниями 78,4 %

заядлых курильщиков.

Курение — одна из основных причин возникновения такого тяжелого заболевания,

как облитерирующий эндопртернит, При этом нарушается кровообращение в нижних

конечностях, а иногда развивается гангрена.

Несовместимо курение  с регулярными занятиями физической культурой и спортом,

поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное  воздействие курения на

организм. У курящего спортсмена возникает опасность  быстрого развития

перенапряжения, перетренированности, более замедленное протекание

восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых

двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота.

Во всем мире активно  разрабатываются методы прекращения курения.

Используются групповая  психотерапия, консультации с врачом, разрабатываются

новые медицинские  препараты, антиникотиновая жевательная  резинка и т. д.

Однако правильнее всего включить свою волю, убедить  себя в ненужности и

вредности прения п решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика

уже после 8—10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие,

повышается работоспособность.

Еще большее зло  приносит употребление алкоголя (этилового  спирта) в любом его

виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на

биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его

социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков

происходит деградация личности, утрачивается служебное положение,

разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие  алкоголя на

организм. Попадая  в кровь, он действует на мозг и  вызывает у большинства

людей состояние  веселья, повышенного стремления к общению, раскованности.

Это одна из причин употребления молодыми людьми алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и

органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные  инстинкты. Этим можно

объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность.

Уменьшается также  физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются

двигательные навыки и умения. При исследовании времени  двигательной реакции у

чемпиона мира по автогонкам Т. Бетенхаузена оказалось, что после принятых им

60 г виски время  реакции увеличилось на 25 %.

У некоторых школьников бытует мнение, что небольшие дозы спиртных напитков

улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой  пользы от частых

приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму.

Причем стать  хроническим алкоголиком может  и человек, пьющий только пиво.

Происходит постепенное  «падение» человеческой личности. Причинами его

становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие

окружающих людей, Жизненно важно для таких людей — включение собственной

воли, решительная  борьба с этой вредной, калечащей привычкой. 
 

     3.ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника  является

достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной

нагрузки в школе  и дома и других причин у большинства  школьников отмечается

дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая

появление гипокинезии, которая может вызвать ряд  серьёзных изменений в

организме школьника.

Исследования гигиенистов  свидетельствуют, что до 82 – 85%  дневного времени

большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших

школьников произвольная двигательная деятельность  (ходьба, игры) занимает

только 16 – 19% времени  суток, из них на организованные формы  физического

воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с

поступлением в  школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к

старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем

в 6- 7 классе, девочки  делают в сутки меньше шагов, чем  мальчики;

двигательная активность в воскресные дни больше, чем в  учебные. Отмечено

изменение величины двигательной активности в разных учебных  четвертях.

Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она

возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную

активность, но и  длительное время поддерживать неудобную  для них статическую

позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное  положение за партой или рабочим  столом отражается на

функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно

сосудистой и  дыхательной. При длительном сидении  дыхание становится менее

глубоким  обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних

конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и

особенно мозга: снижается внимание, ослабляется  память, нарушается

координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие  гипокинезии проявляется так  же сопротивляемости

молодого организма  “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются

предпосылки к  формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с

этим дальнейшего  развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим  избытком углеводов и жиров

в дневном рационе  может вести к ожирению.

У малоподвижных  детей очень слабые мышцы. Они  не в состоянии поддерживать

Информация о работе Физическая культура в здоровом образе жизни школьников