Феномен детской креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений дошкольного образования ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Содержание

Содержание
Введение
1.Глава. Сущность понятия "креативность" и критерии проявления креативности у дошкольников
2.Глава. Развитие креативности у дошкольников на занятиях физического воспитания.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Феномен детской креативности.docx

— 30.59 Кб (Скачать)

Среди работ, посвященных  вопросам развития продуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, И.В.Серебровой, Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского а также .Косенко Н. Т,Никитина Б. П,Кудрявцева В., Синельникова В. Иванова Н. И.Вишняковой В.Ф.Альтшуллера и Г.С., Верткина И.М.

Формирование творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Одним из направлений  психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности. Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся креативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность.

Основными приемами, обеспечивающими воспитание креативности на занятиях физического воспитания, являются:

1. Использование  взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению двигательного действия.

2. Взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения на на занятиях. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся без исключения.                                                                                                                                 3. Развитию креативности детей способствует также воспитание критического отношения к себе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственному развитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно и целенаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития.                                                        4. Инициативность, самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения детей к выполнению ими обязанностей капитанов команд, дежурных.                                                                   5. Креативность детей стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностью занятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно и интереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ребенку посильную нагрузку. Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организация самостоятельных форм физического воспитания учеников, которые проводятся без участия педагога. 

Педагог должен сам  креативно подходить осознанию  к анализу собственных действий и к воспитанию творческого отношения  к процессу занятий физическими  упражнениями.

К ним относятся: использование достаточного количества инвентаря, обеспечение связи нового материала с ранее изученным  и оптимального темпа обучения для  каждого ребенка,  своевременный  контроль и оценка результатов деятельности детей. Конкретный выбор приемов и средств активизации креативности детей обусловливается задачами занятия, этапом обучения, характером учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и способностями педагога.

Задача педагога — в каждом конкретном случае наилучшим  образом учесть возможности  детей  и открыть простор для проявления их самостоятельности и творчества на занятиях физического воспитания Развитие креативности (творческого  подхода) на занятиях физического воспитания  должна осуществляться  педагогом постоянно, поскольку является не самоцелью, а средством достижения цели. Наиболее успешному решению намеченных учебных задач на занятиях физического воспитания  способствует комплекс методов.

Вначале целесообразно  формировать знания, умения и навыки путем репродуктивной деятельности. По мере накопления детьми знаний и  двигательного опыта следует  постепенно применять элементы творческой деятельности, а затем все шире практиковать самостоятельность и  поощрять инициативу и творческий подход .

Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей  анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное  решение, прогнозировать возможные  последствия реализации таких решений. 
 
 
 
 

Заключение

Детский возраст  имеет богатейшие возможности для  развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени  необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном и младшем школьном детстве.

Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:                                                                                                                1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.                                             2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.                                            3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.                              4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.                                         5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.                                6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию креативности у  детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое  развитие креативности у детей. Поэтому  она развивается в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.                         Для развития креативности можно предложить следующие меры:                                        1. Введение в программу воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.                                                                                2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.                                                                      3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.                                                                                                                                            4. Работа с родителями.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально  полное раскрытие потенциальных  возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую  полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал  не остался не востребованным. 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994

2.Выготский Л.  С. Воображение и творчество  в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.

3.Вишнякова В.Ф.  Креативная психология. Психология  творческого обучения. - Минск, 1995

4.Гилфорд Дж. Структурная  модель интеллекта // Психология  мышления. – М.: Прогресс, 1965.

5.Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое  развитие дошкольников. - М., 2001.

6 Иванова Н. И.  Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

7.Кудрявцев В., Синельников  В. Ребенок – дошкольник: к  диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.

8.Лук А.Н. Психология  творчества. – М.: Наука, 1978.

9.Косенко Н. Т.  Формирование творческой активности  в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.

10.Никитин Б. П.  Ступеньки творчества или развивающие  игры. - М., 1998.                                      11.Петрушин В. И. Психологические  аспекты деятельности учителя  и классного руководителя / М.: Центр  «Педагогический поиск», 2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Феномен детской креативности