Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа
С проблемой ревности между детьми сталкивается большинство семей, в которых больше одного ребенка. Эта проблема существовала во все времена — недаром же существует столько сказок, в которых говорится о зависти и ревности между старшими и младшими детьми. Истоки ревности — в нежелании ребенка делить любовь и внимание родителей. Появление в доме малыша, неизбежно приводит к соперничеству, причем борьба может быть как явной, так и скрытой. В последнем случае «поле боя» разворачивается в воображении ребенка. Ему могут сниться сны, в которых он совершает агрессивные действия против брата или сестры (бьет, режет, калечит и даже убивает). Проснувшись, ребенок в ужасе проверяет не произошло ли это на самом деле и мучается чувством вины и тревогой.
Введение……………………………………………………………………….…3
Понятие детской ревности…………………………………………..………….4
Проявление детской ревности…………………………………….……………6
Тактика поведения с детьми………………………………………...………….8
Как реагировать родителям…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………….……….…15
Понятие детской ревности
Детская ревность - это борьба за родительское внимание любыми доступными средствами: агрессивными выпадами, направленными на младшего, непослушанием, уходом в болезнь, демонстрацией собственной "несчастности" и пр.
Проявление детской ревности
Дети до 3-х лет обычно выражают свое недовольство открыто: пытаются обижать младшенького, мешают ему, отнимают игрушки. Одна трехлетняя девочка на каждом шагу повторяла, что «ненавидит гадких маленьких детей и хочет их всех поубивать». Некоторые дети даже предпринимают попытки физически навредить младенцу, за что обычно подвергаются суровому наказанию, которое, вопреки желанию родителей, не уменьшает, а, наоборот, только усиливает ревность.
Дети постарше — как бы возвращаются в свое ранее детство, когда они еще не умели себя обслуживать. Они начинают вести себя как маленькие — отказываются самостоятельно есть, умываться, иногда даже перестают проситься на горшок и предъявляют маме мокрые штанишки.Требуют, чтобы их завернули в одеяльце, кормили с ложечки, надевали на них памперсы.
Это явление называется регрессией. Первенец таким образом стремится снова стать объектом внимания и заботы родителей, его поведение говорит о том, что мама и папа явно переоценили своего старшенького — никакой он не взрослый, большим и взрослым он кажется только по сравнению с новорожденным. Мамы часто жалуются: «Ну как он не может понять, что у меня много дел, и я не могу играть с ним!» А ребенок действительно этого не понимает. У него не получается соответствовать ожиданиям и требованиям взрослых, и постепенно он приходит к выводу, что проще снова стать маленьким и беспомощным и таким образом вернуть внимание родителей. Ревность может проявляться и в скрытом виде: ребенок вроде не показывает негативного отношения к младшему, но почему-то начинает плохо себя вести, не слушается, грубит, устраивает по любому поводу истерики. Он может начать плохо спать, часто болеть, в общем, делать то, что волей-неволей заставит родителей проявлять к нему повышенное внимание.
Так же ревность у детей может проявляться скрытно: в ночных кошмарах, обгрызании ногтей, плохом поведении, энурезе, даже астме. Ревность многообразна. Она таиться порой в таких проявлениях чувств ребёнка и его поведении, что многие родители сразу и не догадываются об этом. Ребёнок может быть невиданно щедр или стать вдруг невероятно скупым, упрямым, постоянно соперничать с другими детьми или наоборот отказаться от каких-либо соревнований, стать тихим и незаметным или пытаться выделиться. Нерешённые проблемы, связанные с ревностью у ребёнка в детском возрасте, неизбежно выльются в возникновение у него комплексов в дальнейшем. Во взрослой жизни человека это проявляется в отсутствии желания бороться с трудностями, добиваться своей правоты, решать житейские проблемы, противостоять неудачам. Из всего этого видно, что детская ревность, соревнование за любовь родителей в семье оказывает влияние на становление личности человека, гораздо больше, чем можно предположить.
Мальчики завидуют девочкам, старшие - малышам и наоборот. У каждого есть свои преимущества перед другими. Так младшим детям уделяют больше времени, а старшие более самостоятельные, мальчикам предоставляют больше свободы, а девочкам достаётся больше внимания. Ревность или зависть у детей быстро прогрессирует в том случае, если родители будут заострять внимание на разнице в возрасте или поле детей. Похожая ситуация возникает, когда предпочтение отдаётся ребёнку более умному, красивому или талантливому. У мене способного из детей возникает зависть к более успешному, но жёсткая конкуренция между ними разовьётся только в том случае, если одного ребёнка хвалить сверх меры, обделяя добрым словом другого.
Тактика поведения с детьми
Дети
всегда найдут повод для ревности и зависти.
Младший будет завидовать старшему, потому,
что тот может лечь спать попозже и посмотреть
вечерний фильм, ему разрешают подольше
погулять, и т.д. Старшему будет казаться,
что мама больше заботится о младшем, он может
завидовать тому, что у малыша нет обязанностей
по дому. Так что же делать?
В некоторых семьях
выражение ревности, гнева, обиды находится
под запретом. Не надо бояться проявления
этих чувств. Пусть лучше ребенок научится
выражать их социально приемлимыми способами.
Ребенку можно дать большую куклу, мягкую
игрушку и предложить показать, как он злится,
можно попросить его нарисовать свою злость.
Если он агрессивно высказывается о брате или
сестре, найдите время для того, чтобы наедине
поговорить с ребенком, обсудить его чувства.
Постарайтесь
научить ребенка разбираться в том, какое
чувство он сейчас испытывает. Для этого
достаточно просто прокомментировать
его поведение. Увидев, как старший брат
толкает сестренку, не спешите сразу наказывать
его. Для того, чтобы ребенок остановился,
иногда бывает достаточно комментария:
«Ты сейчас злишься на сестру». «Тебе обидно».
Важно показать ребенку, что вы понимаете,
что именно он испытывает.
Желательно, чтобы
в семье существовали правила, которые
устанавливают привилегии и обязанности
каждого из детей, в зависимости от его возраста.
Эти привилегии устанавливаются открыто,
так, чтобы младшие дети понимали, что со временем
они станут им доступны. Вместе с тем дети
должны осознавать, что с увеличением привилегий
возрастает и ответственность за свои поступки.
Как это ни странно,
но дети тщательно отслеживают, сколько
времени уделяет им каждый из родителей.
Конечно, они не сидят и не высчитывают минуты,
а, скорее, ориентируются по ощущениям.
Ребенок чувствует находитесь ли вы с ним
«и телом и душой» или только делаете вид,
что присутствуете. Постарайтесь найти
время для того, чтобы уделить внимание
лично каждому из детей, побыть только
с ним: погулять.
Но самое действенное
средство против ревности — родительская
любовь. Ведь любовь родителей к каждому
из детей всегда неповторима. И совершенно
нет необходимости скрывать это от себя
самого и от детей. Когда каждый из детей
будет чувствовать, что вы любите его особенной
любовью, тогда и поводов для ревности станет
меньше
Разные приемы, которые помогают ребенку адаптироваться к новой для него жизни:
1. О том, что будет прибавление в семье надо начинать говорить как можно раньше, но очень сильно акцентировать на этом внимание не надо. Очень полезно рассказать малышу как растет его братик в животике у мамы и ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказать о том, как рос он сам. Показывать фотографии мамы, когда она носила его самого. Все рассказы должны быть параллельны - если вы даете ребенку потрогать живот у мамы и послушать как толкается братик, расскажите ему и о том, как толкался он сам. Очень распространенной ошибкой являются утверждения типа : «Вот родиться у тебя братик и вы будете с ним играть.» Ребенок все воспринимает буквально. И очень удивляется, что младший братик занят чем угодно, но только не играми. Все рассказы о будущем должны быть максимально правдивыми. Надо сказать, что братик родиться маленьким и ничего не будет уметь, что он будет плакать, много спать. Что надо будет научить его сидеть, ходить, говорить. И только потом он сможет с тобой играть.
2. Если какие-то вещи переходят от старшего к младшему «по наследству» это тоже желательно обговорить заранее. Наша ошибка была в том, что однажды мы завернули младшего в одеяло старшего и понесли гулять. Естественная реакция ребенка была : «Это мое одеяло!!!», ну и дальше в слезы. Это было уроком. Со всеми остальными вещами мы договаривались заранее, покупали старшему замену (выбирали, конечно, вместе) или просто объясняли, что тебе это уже не надо, а вот братику это необходимо. Но пользовались вещами ТОЛЬКО после разрешения их взять.
3. Проблема
с родственниками. Ее тоже надо
обговаривать до рождения. Надо
организовать быт так, чтобы
старший все время (хотя бы
первое время) был занят кем-
4. Проблема
подарков. Естественно, что после
рождения приходят
5. Проблема игрушек. Когда немного подрос младший ребенок, его стали интересовать игрушки старшего. Первая наша реакция: «Поделись игрушками, ведь это твой братик.» Ответная реакция ребенка : «Не хочу, это моя машинка». Немного подумав, мы с этим согласились. И решили эту проблему следующим образом: купили пару машинок для младшего и теперь меняемся ими со старшим.
6. Самым
большим вопросом было то, как
реагировать на агрессию
7. Надо
стараться всегда и все
8. Стараемся формировать образ «сильного и доброго старшего брата». Всегда подчеркиваем его положительное влияние на младшего. Вместе учим его сидеть, ходить. И всегда говорим, что младший очень любит старшего.
9. И,
самое главное. Надо не