Феномен детской креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений дошкольного образования ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Содержание

Содержание
Введение
1.Глава. Сущность понятия "креативность" и критерии проявления креативности у дошкольников
2.Глава. Развитие креативности у дошкольников на занятиях физического воспитания.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Феномен детской креативности.docx

— 30.59 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Белорусский Государственный педагогический Университет

имени Максима  Танка»

Факультет Дошкольного  Образования

Реферат по курсу:Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Подготовила

Студентка в 2 курса группа 202

Сычёва Дарья 

Минск 2011

Содержание

Введение

1.Глава. Сущность понятия "креативность" и критерии проявления креативности у дошкольников

2.Глава. Развитие креативности у дошкольников на занятиях физического воспитания.

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Важнейшим элементом  культуры и цивилизации человечества является творчество.   В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений дошкольного образования ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Глава    Сущность понятия "креативность" и   основные проявления креативности у детей

"Об обширности  ума следует судить лишь по  изобретательности и количеству  мыслей, которые два человека  извлекают из одной и той  же вещи."

Клод Адриан Гельвеций

 «Креативность» (от английского слова «creativity») -- уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность -- это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир, создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон 

Основным требованием  дошкольного образования сегодня  является развитие творческой личности ребенка, способной выходить за пределы  известного, принимать нестандартные  решения, создавать продукты, характеризующиеся  новизной. Психологи и педагоги, при характеристике креативности, указывают  на проблему способностей и чаще всего  креативность рассматривают как  общую творческую способность, процесс  преобразования знаний. При этом они  утверждают, что креативность связана  с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский  Л. С., Давыдов В. В., Пономарев Я. А, Шмелев А. Г.).

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в  развитии способности к замыслу  и его реализации, в умении комбинировать  свои знания и представления, в искренней  передаче своих чувств [2]. 

Креативность –  это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к  окружающим: он готов признать, что  привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают . При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу  креативности изменялись: если вначале  она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное количество  идей (в данном случае важно  не их качество, а их количество)

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые нестандартные  идеи (это может проявляться в  ответах, решение несовпадающих  с  общепринятыми).

4. Законченность  - способность совершенствовать  свой «продукт» или придавать  ему законченный вид.

Отечественный исследователь  проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности [8, с. 6-36]:

1. Способность видеть  проблему там, где ее не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя все более емкие  в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретенные при решении  одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя ее на части.

5. Способность легко  ассоциировать отдаленные понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до ее проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Легкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

1.3. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

Творческие способности  или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение.

 Развитие креативности  происходит постепенно, проходя  несколько стадий.

Исследования детского креатизма позволяют выделить как минимум три стадии развития : наглядно-действенное, причинное и эвристическое. В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться  успехов в учебе и приобретать  знания, не воспринимая это как  насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически  оценивать окружающую действительность  и проникать в суть вещей  и явлений.

4. Погружены в  философские проблемы, касающиеся  вопросов жизни и смерти, религии  и сущности мироздания.

5. Не довольствуются  поверхностными объяснениями, даже  если они кажутся достаточными  для их сверстников.

6. Постоянно стремятся  к самосовершенствованию и стараются  все делать хорошо . Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью  концентрировать внимание и погружаться  в проблему, подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них  особенно интересен, когда имеет  место поисковая и исследовательская  ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять  главное в проблеме и в жизни,  необходимое в данный момент  для самореализации.

11. Лучше других  своих сверстников способны раскрывать  отношения между явлениями и  сущностью, использовать логические  операции, систематизировать и классифицировать  материал.

12. Остро переживают  несправедливость в случае нарушения  морально-нравственных норм и  отношений.

Но, как и у всякого  объекта изучения, у одаренных  детей так же имеются свои минусы. Негативными сторонами одаренных  детей являются следующие качества личности:

1. Эгоцентризм и  неспособность вставать на точку  зрения другого человека, особенно  если он интеллектуально слабее.

2. Неприязнь к  школе, если учебная программа  скучна и неинтересна.

3. Отставание в  физическом развитии по сравнению  со сверстниками, так как одаренный  ребенок предпочитает интеллектуальные  занятия. Отсюда неумение принимать  участие в коллективных спортивных  играх.

4. Отсутствие культуры  диалога и желание заканчивать  мысль собеседника, так как  уже с первых слов схватывает  суть проблемы.

5. Стремление прерывать  и поправлять собеседника во  время разговора, если тот делает  логические ошибки или неправильно  ставит ударение в словах.

6. Стремление всегда  быть правым в споре из-за  отсутствия конформизма и способности  идти на компромисс.

7. Стремление командовать  сверстниками - иначе ему становится  скучно с ними.

Все эти не очень  симпатичные черты характера  одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут  вызывать неприязнь у сверстников  и отталкивать их от себя [9, с. 15-16].

О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого  воображения у дошкольников относит:

1.Оригинальность  выполнения детьми творческих  задач.

2. Использование  такого реструктурирования образов,  при котором образы одних объектов  применяются в качестве деталей  для построения других [2].

Зарубежные исследователи  также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1. оригинальность  – способность продуцировать  отдаленные ассоциации, необычные  ответы;

2. семантическая  гибкость – способность выделять  функцию объекта и предложить  его новое использование;

3. образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4. семантическая  спонтанная гибкость – способность  продуцировать разнообразные идеи  в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается  в структуру креативности. 
 

Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

способность к обнаружению  и постановки проблем;

способность к генерированию  большого числа идей;

гибкость – способность  к продуцированию различных идей;

оригинальность –  способность отвечать на раздражители нестандартно;

способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, т. е. способность к анализу  и синтезу [4]. 

2.Глава  Развитие детской креативности на занятиях физического воспитания.Изучению феномена детской креативности  посвящено значительное количество работ. Изучение креативности, роли сюжетно – ролевой игры в развитии креативности у дошкольников, опираются работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др.

Информация о работе Феномен детской креативности