Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:46, реферат
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений дошкольного образования ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Содержание
Введение
1.Глава. Сущность понятия "креативность" и критерии проявления креативности у дошкольников
2.Глава. Развитие креативности у дошкольников на занятиях физического воспитания.
Заключение
Список литературы
Учреждение образования
«Белорусский Государственный педагогический Университет
имени Максима Танка»
Факультет Дошкольного Образования
Реферат по курсу:Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
ФЕНОМЕН
ДЕТСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Студентка в 2 курса группа 202
Сычёва Дарья
Минск 2011
Содержание
Введение
1.Глава. Сущность понятия "креативность" и критерии проявления креативности у дошкольников
2.Глава. Развитие креативности у дошкольников на занятиях физического воспитания.
Заключение
Список
литературы
Введение
Важнейшим элементом
культуры и цивилизации человечества
является творчество. В развитом обществе
формирование нового человека как личности,
обладающей высокими нравственными качествами,
творческим отношением к действительности,
общественной активностью, превращается
в главную задачу, являясь необходимым
условием его построения. В связи с этим
перед детскими образовательными учреждениями
встает важная задача развития творческого
потенциала подрастающего поколения.
Одним из направлений дошкольного образования
ребенка является развитие различных
сторон личности, ориентированное, прежде
всего, на развитие креативности.
1. Глава Сущность понятия "креативность" и основные проявления креативности у детей
"Об обширности
ума следует судить лишь по
изобретательности и
Клод Адриан Гельвеций
«Креативность»
(от английского слова «
Основным требованием
дошкольного образования
В дошкольном возрасте
закладываются основы творческой деятельности
ребенка, которые проявляются в
развитии способности к замыслу
и его реализации, в умении комбинировать
свои знания и представления, в искренней
передаче своих чувств [2].
Креативность –
это процесс преодоления
Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность
высказывать максимальное
2. Гибкость - способность
высказывать широкое
3. Оригинальность - способность
порождать новые нестандартные
идеи (это может проявляться в
ответах, решение
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности [8, с. 6-36]:
1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
2. Способность сворачивать
мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и
используя все более емкие
в информационном отношении
3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.
5. Способность легко
ассоциировать отдаленные
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Легкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
1.3. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение.
Развитие креативности происходит постепенно, проходя несколько стадий.
Исследования детского креатизма позволяют выделить как минимум три стадии развития : наглядно-действенное, причинное и эвристическое. В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически
оценивать окружающую
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся
к самосовершенствованию и
7. Могут полностью
концентрировать внимание и
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них
особенно интересен, когда
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других
своих сверстников способны
12. Остро переживают
несправедливость в случае
Но, как и у всякого
объекта изучения, у одаренных
детей так же имеются свои минусы.
Негативными сторонами
1. Эгоцентризм и
неспособность вставать на
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в
физическом развитии по
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать
и поправлять собеседника во
время разговора, если тот
6. Стремление всегда
быть правым в споре из-за
отсутствия конформизма и
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя [9, с. 15-16].
О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:
1.Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2. Использование
такого реструктурирования
Зарубежные исследователи также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд и др.). Такие попытки были предприняты даже раньше, чем в отечественной психологии. Так Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1. оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2. семантическая
гибкость – способность
3. образная адаптативная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4. семантическая
спонтанная гибкость –
Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
способность к обнаружению и постановки проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность к продуцированию различных идей;
оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать
проблемы, т. е. способность к анализу
и синтезу [4].
2.Глава Развитие детской креативности на занятиях физического воспитания.Изучению феномена детской креативности посвящено значительное количество работ. Изучение креативности, роли сюжетно – ролевой игры в развитии креативности у дошкольников, опираются работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др.