Зло как феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение феномена зла в психоаналитической традиции.

Предметом исследования является зло как психологический феномен.

Объектом исследования служит невротическая личность

Задачи исследования:

- рассмотреть подходы к пониманию феномена зла в философии и психоанализе;

- описать взаимоотношение категорий добра и зла в истолковании психоаналитиков;

- обозначить феномен персонификации зла;

- изучить зависть и ненависть как формы выражения зла.

Содержание

Введение 3


I. Психоанализ и невроз 4

1.1. Все зло мира 5

1.2. Корни зла 5

1.3. Проблема зависти 7

1.4. Логотерапия В. Франкла 8

II. Персонификация зла (морально не вменяемые) 10

III. Подход к проблеме с философской точки зрения 13

3.1. Философия ненависти 18

3.2. Место добра и зла в категориях этики 21

IV. Добрый не тот человек, который не делает зла, а тот который его

не желает 22

4.1. Соотнесенность с идеалом 22

4.2. Природа содержания добра и зла 25

4.3. Взаимоопределение добра и зла 28

4.4. Выбор 30


Заключение 33

Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ 
 

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

ЗЛО КАК ФЕНОМЕН 
 

Курсовая  работа

по современному психоанализу

студентки 4 курса ЗФО

спец. 030301 (Психология)

Самсоновой  Ольги Ивановны 
 

Научный руководитель: доктор философских наук,

проф. каф. Егорова Ирина Владимировна 
 
 
 
 

Москва, 2010 г. 

Содержание:

                                                                               Стр.

Введение            3 

I. Психоанализ и невроз      4

1.1. Все зло мира     5

1.2. Корни зла            5

1.3. Проблема зависти         7

1.4. Логотерапия В. Франкла        8

II. Персонификация зла (морально не вменяемые)     10

III. Подход к проблеме с философской точки зрения     13

3.1. Философия ненависти    18

3.2. Место добра и зла в категориях этики    21

IV. Добрый не тот человек, который не делает зла, а тот который его

не желает            22

4.1. Соотнесенность с идеалом    22

4.2. Природа содержания добра и зла    25

4.3. Взаимоопределение добра и зла    28

4.4. Выбор    30 

Заключение           33

Библиографический список         35 
 

 

Введение 

     Актуальность  исследования

     Тема  «зло», на мой взгляд, является актуальной для любого исторического периода. Возможно, неблагополучное детство  стало его истоком. В психологии, а если говорить конкретнее, то в психоанализе детство постулируется как некий базис нашей жизни, неотъемлемый необходимый её аспект. С детством связаны все лучшие, яркие моменты жизни, и наиболее запоминающиеся переживания у человека происходят именно в эту пору. К тому же не секрет, что детство это ещё и неиссякаемый источник ностальгии для человека, детские воспоминания составляют духовный кладезь, богатство, если хотите наследие почти каждой индивидуальности. Сколько существует в этом мире человек, столько его будут тревожить и беспокоить какие-то проблемы, он будет задавать определенные вопросы, искать на них ответы не только в окружающем мире, но и в себе самом. Наверное, каждый из нас постоянно спрашивает себя: «А правильно ли я делаю, если поступаю именно таким образом? А нужно ли мне это? Так все-таки я хороший человек или нет?» и пр. Очень часто бывает, что найти ответы на эти вопросы мы не можем, а они все продолжают нас тревожить, даже если мы этого не осознаем. Отсюда появляется постоянное, неконтролируемое чувство тревоги, могут сложиться предпосылки к возникновению депрессии, а это крайне нежелательно для здоровья человека. Чтобы иметь возможность каким-то образом исправить положение, сделать человека более спокойным, менее восприимчивым к проблемам и существует психоанализ. Этот научный метод, позволяющий грамотному специалисту вылечить духовные болезни его пациента и подарить ему возможность жить полной жизнью.

     Зло – это то, что разрушает жизнь  и благополучие человека. Зло –  всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Зло есть противоположность добра.[6,с.30]

     Целью курсовой работы является изучение феномена зла в психоаналитической традиции.

     Предметом исследования является зло как психологический феномен.

     Объектом исследования служит невротическая личность

     Задачи  исследования:

     - рассмотреть подходы к пониманию  феномена зла в философии и  психоанализе;

     - описать взаимоотношение категорий  добра и зла в истолковании психоаналитиков;

     - обозначить феномен персонификации  зла;

     - изучить зависть и ненависть  как формы выражения зла.

     На  мой взгляд – не обязательно детство  может стать истоком зла. В  связи с постоянными переменными  в нашем мире, а чаще всего в  не лучшую сторону дезориентирует человека, делает его не уверенным в себе, завистливым, так как добиться успеха ему становится сложнее, а, следовательно, он становится злобным к окружающим. В подсознании начинает доминировать зло. Проблема приобретает социальный характер. И подходить к ней надо комплексно. Поддержка в первую очередь должна исходить от семьи. Если необходимо прибегнуть и к помощи специалиста.

 

I. Психоанализ и невроз.

     Что это значит? Что такое невроз? Как он "выглядит"? Энергия к  деятельности проявляется в человеческой психике как напряжение. Удовольствие ("оргазм") представляет собой разрядку напряжения. Когда некоторое напряжение не находит своей разрядки (под воздействием запрещающих воздействий СВЕРХ-Я или просто реальности), то оно оседает в глубинах бессознательного. Так вот, комплекс таких, не нашедших разрядку напряжений и составляет нашу невротичность. Возникает необходимость прибегнуть к психоанализу.  Что такое психоанализ? Психоанализ - это, в первую очередь, метод лечения неврологических заболеваний, неврозов. Благодаря чему происходит терапевтический эффект? Какой механизм обеспечивает исцеление? Т.н. "повторное переживание". Если свет разума добирается до тайных невротических комплексов, то они, будучи выведены наружу, рассеиваются в воздухе. Человек исцеляется. Однако, пациент, должен сам, "своими словами" добраться до источников собственной болезненности. Если врач-психоаналитик просто расскажет пациенту о его проблемах, то никакого полезного эффекта это не произведет. Необходимо живое воспоминание-переживание. Это не просто. Внутри каждого из нас действует внутреннее сопротивление. Основной задачей психоаналитика является преодоление этого сопротивления пациента. Врач должен оказать поддержку пациенту в его внутренней борьбе с самим собой. Во внутренней войне света и тьмы. Свет разума должен высветить (или выжечь огнем) темное болото бессознательного.[24,с.150] 

     1.1. Все зло мира.

     Фрейд объясняет все зло мира. Именно так. Почему нам иногда так хочется  кого-нибудь ударить? Физически или  хотя бы словом? Откуда в нас раздражение и ненависть, злоба и страхи, комплексы и фрустрации, стрессы и депрессии и т.д. и т.п.? Наконец, что немаловажно, почему у нас так мало душевных сил? Почему нам по утрам не хочется вставать с постели? Почему у нас нет сил и желания жить и работать? На все эти вопросы Фрейд дает ответ. Мы все больны. Мы все невротичны.  Зло - это болезнь. Любое зло, включая его самые сложные социальные формы (вроде войн или тоталитарных обществ) - все это не более чем болезнь. Как сказали бы христианские философы (например, Августин Блаженный), зло - не есть самостоятельная сила. Зло не имеет начала в самом себе, оно не субстанциально. Зло есть просто отсутствие добра, нехватка здоровья. Как слепота есть просто отсутствие зрения. Как тьма есть просто отсутствие света. Зло - это болезнь, неравновесие, душевное и общественное расстройство.[25,с.300]  

     1.2. Корни зла.

     Отсутствие  успеха у невротика – его отставание от других в любом отношении, касается ли оно карьеры или брака, безопасности или счастья, – делает его завистливым по отношению к другим и как результат этого усиливает отношение злобной зависти, которое проистекает из иных источников. Несколько факторов могут заставлять его вытеснять свое завистливое отношение, например прирожденное благородство характера, глубокое убеждение в том, что у него нет никакого права требовать что-либо для себя, или просто неспособность осознавать свое несчастье. Но чем сильнее оно вытесняется, тем более проецируется на других, иногда порождая в результате почти что параноидальный страх того, что другие во всем ему завидуют. Эта тревожность может быть столь сильной, что он чувствует явное беспокойство, если с ним случается нечто хорошее: новая работа, лестное признание, удачное приобретение, успех в любовных взаимоотношениях. Вследствие этого тревожность может в громадной степени усиливать его тенденции воздерживаться от приобретения или достижения чего-либо.

           Оставляя в стороне  все детали, главные звенья «порочного круга», который возникает из невротического стремления к власти, престижу и обладанию, можно обозначить примерно следующим образом: тревожность, враждебность, снижение самоуважения; стремление к власти; усиление враждебности и тревожности; отвращение к соперничеству (с сопутствующими ему тенденциями принижать себя); неудачи и расхождения между потенциальными возможностями и достижениями; возрастание чувства собственного превосходства (со злобной завистью); усиление представлений о собственном величии (со страхом зависти); возрастание чувствительности (и возобновление склонности избегать соперничества); рост враждебности и тревожности, которая вновь запускает этот цикл. [26, c. 50]

           Однако для того, чтобы полностью понять ту роль, которую зависть играет в неврозах, нам придется рассмотреть ее более  всесторонне. Невротик, осознает он это или нет, в действительности является не только очень несчастным человеком, но и не видит какой-либо возможности избежать своих невзгод. То, что внешний наблюдатель характеризует как движение по «порочному кругу», состоящему из попыток получить успокоение, сам невротик ощущает как западню, а которую он попался без надежды выбраться. Один из пациентов описал это следующим образом: «Ощущение, будто тебя загнали в подвал, в котором множество дверей, но, какую бы из них я ни открывал, все они вели в новую темноту. Однако я твердо знал, что имеется выход наружу, к солнечному свету». Я не думаю, что можно понять какой-либо тяжелый невроз без осознания той парализующей беспомощности, которая связана с ним. Некоторые невротичные люди выражают свое раздражение явным образом, у других же оно глубоко спрятано за покорностью или показным оптимизмом. И тогда бывает очень непросто усмотреть, что за всеми этими претензиями, странным тщеславием, враждебными отношениями скрывается человеческое существо, которое страдает и ощущает себя навсегда отлученным от всего того, что делает жизнь привлекательной, которое знает, что даже если достигает желаемого, все равно не сможет получить от этого удовольствия. Человек, для которого закрыта всякая возможность счастья, должен был бы быть настоящим ангелом, если бы не испытывал ненависти к миру, принадлежать которому он не может. 

     1.3. Проблема зависти.

     Возвращаясь к проблеме зависти, заметим, что  постепенно развивающаяся безнадежность  является той основой, которая постоянно ее порождает. Это не столько зависть к чему-то конкретному, сколько то, что Ницше обозначил как Lebensneid, общее чувство зависти к каждому, кто более спокоен, более уравновешен, более счастлив, более открыт, более уверен в себе.

     Если  у человека развилось подобное чувство  безнадежности, независимо от того, близко ли оно или далеко от его сознания, он будет пытаться объяснить его. Он не усматривает в нем – как  это видит аналитический наблюдатель  – результат неумолимого процесса. Вместо этого он видит его причину либо в других, либо в самом себе. Часто он будет винить обе стороны, хотя обычно на передний план выдвигается та или другая сторона. Когда он возлагает вину на других, результатом является обвинительная позиция – либо по отношению к судьбе в целом, либо к обстоятельствам, либо в адрес конкретных лиц: родителей, педагогов, мужа, врача. Невротические претензии к другим людям, как мы часто указывали, следует рассматривать главным образом с этой точки зрения. Как если бы невротик думал следующим образом: «Поскольку все ответственны за мое страдание, то помогать мне – ваш долг, и я имею право ожидать такой помощи от вас». В той мере, в какой он ищет источник зла в себе, он чувствует, что заслужил свое несчастье. [24,с.46]

     Разговор  о тенденции невротика перекладывать вину на других может дать повод для неправильного понимания. Он может быть воспринят так, как будто его обвинения беспочвенны. В действительности у него есть весьма веские причины для обвинения, потому то с ним обращались несправедливо, особенно в детстве. Но в его обвинениях имеются также невротические элементы; они часто занимают место конструктивных усилий, ведущих к позитивным целям, и обычно безрассудны. Например, невротик может выдвигать их против тех людей, которые искренне хотят помочь ему, и в то же самое время он может быть совершенно неспособен возложить вину и высказать свои обвинения в адрес тех людей, которые действительно причиняют зло. 

     1.4. Логотерапия В. Франкла.

     Актуальность  идей Виктора Франкла определяется уникальной встречей масштабной личности с обстоятельствами места, времени и образа действия, которые придали этим идеям столь громкий резонанс. Он умудрился прожить немало, и даты его жизни — 1905-1997 — вобрали в себя XX век почти без остатка. Почти всю свою жизнь он прожил в Вене — в самом центре Европы, почти что в эпицентре нескольких революций и двух мировых войн и поблизости от линии фронта сорокалетней холодной войны. Он пережил их все, пережил в обоих смыслах этого слова, — не только оставшись в живых, но и претворив свои переживания в книги и публичные лекции. Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм столетия.

     Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942-1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Но Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение — наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Мало кого можно вспомнить в истории человечества, кто заплатил столь высокую цену за свои убеждения и чьи воззрения подверглись такой жестокой проверке. Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом и Джордано Бруно, принявшим смерть за истину. Он тоже имел возможность избежать такой участи. Незадолго до ареста ему удалось, как и некоторым другим высококлассным профессионалам, получить визу на въезд в США, однако после долгих колебаний он решил остаться, чтобы поддержать своих престарелых родителей, у которых шанса уехать с ним не было. [22,с.57]

Информация о работе Зло как феномен