Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.
БОЛЬШОЙ СПОРТ 3
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21
ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24
Вопросов
много, все они тем или иным
образом хорошо знакомы педагогике
спорта, хотя до сих пор не были приведены
в систему, которая позволила
бы развернуть более дифференцированную
программу исследований, от которой
смыслоориенти-рованная наука о
действиях, какой является педагогика
спорта, больше уже не может отказываться.
БОЛЬШОЙ
СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Пожалуй,
нет ни одного сколько-нибудь значительного
педагогического вопроса, абсолютно
не связанного с задачей развития
личности, неважно, идет ли при этом
речь о проблемах воспитания и
образования или обучения и социализации;
постоянно в этом принимают участие—
иногда в скрытой форме, а порой
совершенно открыто —феномены, связанные
с развитием личности. В известном
смысле все педагогические процессы
имеют отношение к
Если это предположение верно — а пока ничто не позволяет усомниться в его справедливости — то вряд ли можно было бы оспаривать тезис, согласно которому и большой спорт также может быть объектом педагогических исследований в плане развития личности. Соседствуя с такими педагогическими феноменами, как воспитание и образование, будучи в то же время тесно связан с ними, феномен развития гарантирует специфический подход к педагогическим проблемам большого спорта. Более того, можно предположить, что происходящие в системе большого спорта процессы развития вообще представляют собой парадигму возможностей человеческого развития. Это воззрение разделяет, как кажется, и Эртер, поскольку для него большой спорт "особенно впечатляюще демонстрирует некоторые типичные обстоятельства человеческого развития".
Сейчас мы хотим показать на одномпримере, как. можно подойти к теме развития в большом спорте, а затем в самых общих чертах раскроем то положение, которое занимает этот вопрос в системе различного рода жизненных и научных взаимосвязей.
Со
времен Яна Амоса Коменского в
подготовке утвердилось мнение (явно
доказавшее свою справедливость) о
необходимости связывать
Если взглянуть на практику и реалии современного большого спорта, то сразу же можно заметить то обстоятельство, что дети принимают активное участие в жизни большого спорта, порой даже задавая тон в определенных видах, устанавливая правила игры, определяя критерии оценок и уже в самом юном возрасте добиваясь значительных успехов на международной арене. То что дети занимаются профессиональным спортом, это не просто факт действительности, а обстоятельство, вызывающее у широких кругов населения раздражение и недовольство. По меньшей мере, они воспринимают это с двойственным чувством, ведь, с одной стороны, спортивные рекорды вызывают всеобщее восхищение, люди с удовольствием смотрят, например, на привлекательные выступления молодых гимнасток на соревнованиях по художественной гимнастике, с другой стороны, в этом видят скорее какой-то сомнительный спектакль, чреватый всевозможными опасностями для тела и души спортсменок.
Разве
так уж неправы многие критики, разве
нельзя с ними согласиться? Разве
не рано детям заниматься большим
спортом? Не подавляется ли при этом
воля детей самым непозволительным
образом? Не ложное ли тщеславие многих
родителей гонит одаренных
Но с другой строны, неужели не правы те, кто считает, что всечеловеческое саморазвитие и обучение ведет к сужению человеческих возможностей? "Однако чаще и, думается, как правило, направление усилий по одному определенному, узкому руслу означает для личности заключение контракта на ангажемент, контракта, который оказывает определяющее влияние на формирование личности и который придает ей определенную уверенность в себе, поскольку такой контракт помогает обрести определенное положение и прочный стастус в обществе". Может быть, к тому же благодаря большому спорту ребенок узнает неповторимое чувство счастья, которое в другом месте он испытает очень редко? Разве в этом случае большой спорт не обогащает эмоциональное развитие? И не могут ли в принципе занятие большим спортом в раннем возрасте способствовать развитию у ребенка таких качеств, как уверенность в себе, вера в свои силы, целеустремленность, рациональное поведение, самодисциплина и т. д. ? Не даст ли он ярко выраженные положительные импульсы для развития личности, которые помогут выработать такие качества, к формированию которых стремится любое "настоящее" воспитание?
Можно
на эту тему высказывать любые, самые
противоречивые мнения, проблема участия
детей в большом спорте неизбежно
порождает самые разные оценки и
разжигает страсти. Педагогика спорта
проявила бы неосмотрительность, если
бы поторопилась встать на ту или другую
сторону в оценке этой проблемы.
Можно сделать такое
Если
взглянуть на проблему глубже, чтобы
понять, какими критериями руководствуются
в своих оценках как противники
участия детей в большом
Такие представления о приемлемых и неприемлемых моментах в развитии часто формируются на основе повседневного жизненного опыта вне какой-либо связи с научно-теоретическими воззрениями. Видимо, есть смысл в том, чтобы и педагогика спорта в своих попытках оправдать или осудить участие детей в большом спорте исходила из факта и целей развития личности.
Хотя
в настоящее время в педагогике
спорта еще не разработаны обоснованные
теоретические подходы к
4. Ангажемент и успехи в большом спорте не должны повлечь за собой манкирования школьными занятиями или ухода ребенка из школы.
5.
Большой спорт должен
В
смыслоориентированной
То,
что широкую теоретическую
БОЛЬШОЙ
СПОРТ И ШКОЛА
Эта тематика непосредственно связана с предыдущим разделом, поскольку проблема развития и дальше сохраняет свое значение, хотя теперь наши рассуждения будут ограничены рамками обучения и школы. Связь развития школы и обучения очень легко объяснить следующим— развитие предполагает в
человеке
готовность и способность к обучению.
Для процессов развития обучение
имеет жизненно важное значение, как
и обучение в свою очередь зависит
от развития; и обучение, и развитие
оказывают влияние друг на друга.
Одна из важнейших функций школы—
независмо от характера школы
и возраста учеников — заключается
во всестороннем развитии молодых людей.
Между этой педагогической задачей,
возложенной на школу, и большим
спортом может быть установлен "мост".
Ведь если школа действительно хочет
полностью раскрыть все потенциальные
возможности подрастающего
Когда
педагогические проблемы большого спорта
рассматриваются с точки зрения
интересов школы, не всегда думают о
возможностях соответствующего развития
спортивно одаренных
Для начала должен интересовать вопрос, задаваемый лишь в качестве примера для других связанных со школой и обучением комплексов проблем: каким образом школа сможет с максимальной эффективностью способствовать развитию спортивных доро-ваний своих учеников, достижению ими рекордов и приобретению спортивных навыков и умений, ибо такого рода оптимальное развитие является одной из основных предпосылок для активных занятий в системе большого спорта. Тем самым мы вынуждены свести проблему к школьному спорту, не излагая всех подробностей его отношений с большим спортом. Напротив, нам необходимо рассмотреть, в какой степени преподавание физкультуры в школе сможет обеспечить оптимальное развитие физических данных учеников, рост их спортивных достижений. Вопрос кажется излишним—ведь, как известно, своим спортивным ростом спортсмены-разрядники и рекордсмены обязаны не столько урокам физкультуры в школе, сколько занятиям спортом в спортивных клубах и обществах. Таким образом, существуют более эффективные инстанции, способствующие спортивному развитию, нежели преподавание физкультуры в школе, возможности которого именно по сравнению с работой, ведущейся в спортивных клубах и обществах, довольно скромны.