Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.
БОЛЬШОЙ СПОРТ 3
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21
ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24
СПОРТИВНЫЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В
В нашем вводном курсе внимание читателя постоянно обращается на связь современной педагогики спорта с различными научными дисциплинами. Не составляет в этом плане исключения и большой спорт, что мы и попытаемся доказать в дальнейшем.
Естественно, для нас важны главным образом те науки, которые стоят относительно близко к педагогике спорта. Также само собой разумеется, что нам придется довольствоваться немногими замечаниями на полях, мало напоминающими столь настоятельно необходимую междисциплинарную теорию спортивной деятельности, нацеленной на получение высоких результатов.
Мы
хотим всего лишь дать представление
о том, как отдельные научные
дисциплины, занимающиеся вопросами
спорта, рассматривают проблему спортивных
достижений. При этом на первый план
выдвигаются два очень заметных
обстоятельства. 1. Исследования проблемы
спортивных достижений сходятся между
собой в том, что понятие "достижение"
не имеет четкого определения
и различными исследователями
2.
Нечеткости и расплывчатости
понятия "достижение" соответствует
недостаточное изучение самой
спортивной деятельности, направленной
на достижение рекордов, получение
высоких спортивных
Хотя
наше в равной степени прославляемое
и проклинаемое общество часто называемое
обществом, любой ценой стремящимся
к успеху, к достижениям, возвело,
как кажется, идею достижения в основополагающий
и руководящий принцип
Хотя история спортадо сих пор не вышла за рамки спорадических попыток отразить социальную историю принципа спортивных достижений, она все же смогла доказать, что усилия, направленные к достижению успеха, вообще тесно связаны с генезисом спорта. Пока еще не написано систематизированной истории спортивных достижений, которая проследила бы эволюцию этого принципа. Важную подготовительную работу провел в этом отношении Айхберг, который в 1973 г. сумел показать, что идея спортивных достижений начала утверждаться в начале Нового времени, разумеется, не имея ничего общего с большим спортом наших дней.
Он
разъясняет свою мысль на примере
таких признаков, как соревнование,
конкуренция, стремление к рекордам,
принцип возможностей, объективная
оценка и лежащий в ее основе количественный
критерий—признаков, ставших типичными
отличительными чертами принципа высоких
спортивных достижений. Измерение, сравнение,
оценка и награждение спортивных
достижений в те времена быстро стали
достоянием воспитания и преподавания.
Поскольку картина
Одним
из главных объектов социологического
исследования является анализ общества
достижений и его связи с достижением
высоких результатов и
Вопрос
о том, на самом ли деле действующий
в современном спорте принцип
достижений является "символом" или
"моделью" общества достижений, представляет
собой проблему, которая останется
не решенной до тех пор, пока характеристика
нашего общества как общества достижений
не перестанет вызывать вопросы и
сомнения. Если бы это общество было
подлинным обществом
Сможет ли (и в какой степени ей это удастся) помочь нам в дальнейшем созданная Хайнеманом парадигма, учитывающая индифферентные в технически-системном отношении индивидуальные и социальные, экономические и культурные критерии в оценке спортивных достижений, принципа и общества достижений, еще требуется доказать. Но пока социология спортивных достижений еще находится на начальном периоде своего развития.
Совершенно
аналогичным образом дело обстоит
и с психологией. Хотя именно современнаяпсихология
спорта, кажется, обращается к разнообразным
практическимпроблемам
Правда,
существует молчаливое единодушие относительно
того, что психология спорта благодаря
исследованию проблемы мотиваций может
обеспечить многообещающий доступ к
изучению спортивной деятельности, нацеленной
на успех и высокие результаты.
Постановка вопроса о движущих причинах,
о формировании и развитии мотивов
деятельности спортсменов-разрядников
и рекордсменов, похоже, открывает
возможность психологического исследования
феномена принципа спортивных достижений.
В носящей фрагментарный
До
сих пор наш краткий
От
философии ориентированных на успех
действий Ленк ожидает в первую очередь
принципиальной дискуссии по вопросу
о ценностях современного большого
спорта, которая может иметь только
критический характер. Согласившись
с этим намерением, необходимо также
осознать, что перед современным
спортом, нередко пользующимся дурной
славой, стоят такие важные проблемы,
как осмысление противоречий между
свободой и принуждением, и круг
вопросов, рождающий необходимость
философского рассмотрения проблем
большого спорта. Философия спортивных
достижений должна в силу этого заняться
преимущественно изучением
Поэтому философия должна разрабатывать критерии вынесения оценок и принятия решений, не увязая в детальном исследовании мелких вопросов и проблем. Она должна ориентироваться на ведение широких междисциплинарных дискуссий. В этом плане философия пересекается с антропологией спорта, которая в настоящий момент принадлежит скорее к сфере желаемого, нежели действительного. Антропология спорта, о возможном статусе которой до сих пор высказано мало существенных соображений и гипотез, свойствен междисциплинарный подход.
Наряду
с философией она может явиться
тем "форумом", который позволит
междисциплинарно рассмотреть результаты
исследований спортивных достижений.
Ведь невозможно отрицать, что действия,
направленные на получение высоких
спортивных результатов, принадлежат
к кругу фундаментальных
Одной
из важнейших, хотя и не единственной,
задач антропологии спорта должно явиться
описание и объяснение достижения успеха
как характерного признака человеческой
природы, ведь в царстве животных
спорта не существует. Общим для
антропологии спорта исходным пунктом
исследовательских усилий является
задача определения спортивных достижений
как особого мотива человеческого
бытия и проверки своих способностей.
Чтобы исследование этой проблематики
имело под собой прочную
Чтобы
быть до конца последовательными, нам
следовало бы в соответствии с
нашими последними рассуждениями проанализировать
спортивные достижения с педагогической
точки зрения. Разумеется, это было
быодной из задач, носящей скорее
непрямой, косвенныйхарактер
Речь
пойдет прежде всего о создании принципиального
педагогического