Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.
БОЛЬШОЙ СПОРТ 3
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21
ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
БОЛЬШОЙ СПОРТ 3
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4
СПОРТИВНЫЕ
ДОСТИЖЕНИЯ В
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10
БОЛЬШОЙ
СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
18
БОЛЬШОЙ
СПОРТ И ШКОЛА 21
ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24 БОЛЬШОЙ СПОРТ
Нет
ничего более непривычного и странного,
чем превращение проблем
С другой стороны, если педагогика спорта до сих пор перепоручала исследование большого спорта другим наукам (например, медицине, психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мы живем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями. Повсюду ощущаемая "педагогизация" современного мира, пропитывание его педагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленных педагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневный быт, продолжило бы свой победный марш и в области большого спорта. Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что большим спортом движут отнюдь не педагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и эта сфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Не лучше ли было бы в условиях всеобщей "педагогизации" освободить большой спорт от такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений и предубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Если предположить, что люди, действующие в области большого спорта, особенно тренеры, хотят использовать результаты различных наук для максимизации возможностей своих "подопечных", то педагогика спорта—это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполнения этой задачи. С чисто прагматической точки зрения, руководствуясь критерием эффективности, учитывая уровень развития науки, педагогику спорта следует признать неэффективной. Она на самом деле не может дать абсолютно надежной информации о том, как можно максимально быстро, оптимально и тем самым "успешно" подготовить спортсмена к достижению рекорда. С точки зрения тренера, спортивного функционера и атлета педагогика спорта может показаться на первый взгляд бесполезной наукой.
Это
впечатление подкрепляется
Не будет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зрения способствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблем большого спорта, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно, что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. С одной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время от времени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемами большого спорта, с другой—те, кто причастен к большому спорту, как кажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагает педагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто технические данные о выполнении тех или иных движений и действий.
Несмотря
на отсутствие достаточно эффективного
диалога между педагогикой
К ВОПРОСУ
О ПОНЯТИИ "СПОРТ"
Вопрос "Что такое спорт? " не является ни особенно оригинальным, ни новым, однако поставить его необходимо. С того момента, как мы определили предмет педагогики спорта, мы ввели понятие "спортивная двигательная активность" и до сих пор молчаливо действовали так, словно эта форма человеческой деятельности— занятия спортом —является самым простым и обычным делом, не требующим никаких дополнительных разъяснений. Каждый по-своему понимает такое явление, как спорт, у каждого есть "свое" понятие о спорте, причем эти представления зачастую могут довольно-таки отличаться друг от Друга.
Ввиду большого разнообразия видов спортивной деятельности общепринятое традиционное разделение спорта на школьный, любительский и большой, профессиональный представляется весьма поверхностным и мало что говорящим о сущности спорта. Это разделение оправдано лишь в том смысле, в каком необходимо более точно рассмотреть и описать особенности различных сфер спорта. Стремление дать определение понятию "спорт" нередко отождествляется с попыткой проникнуть в его глубинную сущность.
Резко
разграничивая такие понятия, как
"не связанная со спортом деятельность"
и "профессиональный спорт", который
приравнивается к профессии "устроителя
ярмарочных аттракционов", Дим ставит
спорт в непосредственную близость
к игре как бескорыстной деятельности,
не связанной с достижением
Ввиду целого ряда теоретических возражений и сомнений холистическая концепция, задающаяся вопросом о надвременной сущности спорта, уже не находит всеобщего и безоговорочного признания.
Большей
популярностью в настоящее
Возможность
более глубокого постижения многообразия
спортивной деятельности связана, кроме
того, с попытками философской
интерпретации этого феномена, которые
вместо рассмотрения вопроса о сущности
спорта основное внимание уделяют также
изучению его многомерности. В этой
области Ленк систематизировал различные
интерпретации и сформулировал
одиннадцать вариантов
Не менее излюбленным способом определения специфики спорта, чем перечисление его функций и осуществление философских интерпретаций, которые, впрочем, до известной степени также сводятся к выявлению и характеристике функций спорта, является методика, направленная на выявление наиболее заметныхпризнаков спорта. Другой наглядный пример представляет собой исследование, проведенное Гутманом (1979) и ориентированное как на философские, так и на исторические критерии. Задача этого исследования была в том, чтобы выявить "специфические характеристики" современного спорта. Гутман выделяет шесть типичных признаков: обращенность к миру, земной, светский характер спорта; равенство шансов и возможностей для всех, занимающихся спортом; ролевая специализация; бюрократизация; ориентация на количественные показатели и критерии; "жажда рекордов". Приведенные результаты исследований подтверждают, что описание функций и признаков спорта дают более точное и главное более наглядное представление о всем комплексе спортивной деятельности, чем какие-либо абстрактные дефиниции.
К
этому мнению приходят и авторы разработанных
в последнее время
Таким
образом, что именно считать спортом,
определяют те интепрпретации, которые
получают определенные действия, и
те значения, которые в них вкладываются.
Спорт (и в этой констатации заключается
важный результат теоретической
концепции Франке) представляет собой
явление не просто "данное" в
реальности, а "рефлексивно конструируемое,
которое можно определить как
самостоятельную форму
Первой является так называемая экспрессивная модель, для которой характерны такие нормативные показатели, как "удовольствие", "радость", "коллективные действия" и др. С ней контрастирует"модель спорта, ориентированная на соревнование", для которой наивысшими ценностями являются соревнование, достижение, победа и поражение. Если "экспрессивная модель" до известной степени развивается как противовес повседневной действительности, противостоя ей, то в модели, ориентированной на соревнование, отражаются нормы, определяющие повседневный быт людей. Наряду с этими моделями Хайнеман выделяет еще"коммерческую модель спорта", согласно которой спорт представляет собой своего рода шоу, и 'функциональную модель", подчеркивающую инструментальный характер спорта. Если придерживаться классификации Хайнемана, то "соревновательная модель" приобретает ведущее значение для дальнейшего изложения. Ведь большой спорт отличается прежде всего такими признаками, как достижение, победа, поражение, конкуренция и соревнование, хотя некоторые из этих факторов сплошь и рядом смешиваются с "экспрессивными", "коммерческими" и "функциональными" формами спорта.
Как
бы то ни было, для дальнейшего хода
наших рассуждений важно