Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа
Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.
БОЛЬШОЙ СПОРТ 3
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4
СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18
БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21
ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ
Когда
сегодня говорят о спорте, то нередко
отождествляют его именно с большим,
профессиональным спортом, который
за последние десятилетия
Как
бы ни объяснять этот фенономен, несомненно
одно —спортивно-педагогическая теория
как наука практическая, также
не может оставаться в стороне
от этого явления. Она проявила бы
непростительное пренебрежение
к животрепещущим проблемам современности,
если бы игнорировала педагогические
вопросы, связанные с развитием
современного большого спорта. А вопросы
эти настолько важны и
Главное —перенести ранее сформулированные положения и выводы на область большого спорта. Вспомним для начала о различных подходах к понятию воспитания, о двух его пониманиях— широком и узком. Это даст ориентир для обсуждения и проблем воспитания, связанных с большим спортом. Почему?
Надо
исходить из того, что оба понятия
воспитания применимы к большому
спорту. Воспитание в его широкой
версии утверждает, что помимо людей
воспитывать могут
Наряду с широким пониманием воспитания мы выделили и узкую интерпретацию этого понятия, благодаря которому воспитание рассматривается главным образом в рамках межличностных отношений между воспитателем и воспитанником. Здесь воспитывает человек—и одна из основных проблем, конституирующих узкое понятие воспитания, заключается в организации взаимоотношений между двумя субъектами процесса воспитания—компетентным, знающим, и менее компетентным, которому еще предстоит развиться в полноценную личность.
Мы
сейчас и попытаемся доказать, что
оба эти представления о
Чтобы
дать представление о разнообразии
проявлений педагогических моментов большого
спорта, мы начнем изложение с широкого
понятия воспитания, не ограничивающегося
рамками отношений между
Какой
же плодотворный в воспитательном отношении
опыт может приобрести молодой человек,
довольно продолжительное время
принадлежащий к системе
Точно так же ему станет ясно, что повышение спортивных достижений связано с чувством радости, наслаждения и удовольствия. Кроме того, он сможет узнать, что такая система, как большой спорт, ориентируется на определенные критерии и нормы, которые необходимо уважать и соблюдать, требуют от спортсмена своего рода приспособления к ним. При этом, как и в ходе обучения социальным навыкам вообще, индивидуальные интересы спортсмена и "объективные" интересы системы большого спорта могут не совпадать. Поэтому молодые атлеты могут столкнуться с ситуацией, когда частое отклонение от норм, регулирующих деятельность системы, влечет за собой наказание вплоть до изгнания из системы. С этим обстоятельством тесно связан следующий вывод: пребывание в этой системе постоянно чревато конфликтами различного рода и думать, что система большого спорта представляет собой гармоничный, лишенный темных сторон и недостатков мир, значит проявлять недостаточное чувство реальности.
Очень может быть, что достоянием атлета станет тот факт, что последовательное наращивание индивидуальных достижений и показателей может привести к нарушению его товарищеских отношений с коллегами. В то же время нельзя исключить и прямо противоположное явление, когда достижение оптимального спортивного результата становится возможным именно благодаря таким отношениям.
Поэтому
система большого спорта может в
глазах спортсмена предстать в виде
своеобразного опытного полигона, на
котором оттачиваются и совершенствуются
такие качества, как приспособление
к существующим обстоятельствам
и солидарность, чувство локтя
по отношению к товарищам. Вполне
возможно также, что спортсмен усвоит
и ту истину, согласно которой манипуляции,
проделываемые с телом, возможно,
иногда представляются необходимыми для
того, чтобы иметь возможность
добиться высокого спортивного результата.
Рассматривая тело как своего рода
инструмент, спортсмен сможет также
узнать, каким образом в большом
спорте возникают ситуации, позволяющие
проверить и проявить свои силы и
возможности, когда спортсмен
Нет необходимости в дальнейших разъяснениях относительно того, что эти обрисованные лишь в самых общих чертах возможности обогащения жизненного опытадействительносуществуют в большом спорте, являясь чуть ли не атрибутом его повседневного быта. Обобщив все сказанное, можно сделать вывод, что большой спорт можно рассматривать просто какмодель системного воспитания.
На базе структур системы большого спорта происходят скрытые процессы, которые протекают не планомерно и целенаправленно, а спонтанно и которые в любое время могут оказать педагогическое воздействие. Систематическое изучение этих процессов является главной задачей и первейшей заповедью педагогики спорта, задачей, которая до настоящего времени почти целиком оставалась вне поля зрения исследователей.
Необходимо упрекнуть педагогику спорта в недостаточной активности и еще в одной главной области воспитания— в области исследования норм поведения и нравственных принципов. Этот упрек уже прозвучал в нашей книге. Мы вынуждены были согласиться, что педагогика спорта до сих пор не уделяла надлежащего внимания проблемам целей и норм.
Этот
пробел находит свое выражение и
в спортивно-педагогических исследованиях
проблем большого спорта; практически
не обсуждалась возможность
Резким
контрастом по отношению к этой точке
зрения явилась позиция тех, кто
прославлял большой спорт, слагая ему
своего рода "песней", стараясь окружить
его ореолом всеобщего
Но
именно эта разноголосица в оценках
и мнениях, свидетельствующая о
большой неуверенности, царящей
среди специалистов в этой области,
и является ярким свидетельством
необходимости широкого изучения проблем
большого спорта с педагогической точки
зрения. Однойиз точек отсчета
в подходе к этой проблеме может
служить позиция Ленка, который
формулирует свое отношение к
ней в виде альтернативы, отражающей
современный уровень обсуждения
этого вопроса: "Манипуляция или
эмансипация? ", сумев при этом
вскрыть множество
Набросанный
Ленком (по самым различным поводам)
образ "ответственного за свои действия
атлета", несомненно, имеет большое
значение для спортивно-педагогического
изучения вопроса о нормах и принципах
поведения в большом спорте—