Большой спорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Нет ничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного большого спорта в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции, касающиеся вопросов большого спорта, крайне редки. С одной стороны, этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта, выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все еще сохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем.

Содержание

БОЛЬШОЙ СПОРТ 3

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СПОРТ" 4

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ АСПЕКТЕ 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ 10

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 18

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ШКОЛА 21

ВМЕСТО ПРОГНОЗА: ПРОБЛЕМА ПРЕДЕЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИКИ СПОРТА 24

Работа содержит 1 файл

БОЛЬШОЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 15 БОЛЬШОЙ СПОРТ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ 

      Когда сегодня говорят о спорте, то нередко  отождествляют его именно с большим, профессиональным спортом, который  за последние десятилетия претерпел  бурное развитие и настольког глубоко  вошел в общественную жизнь, что  она уже не мыслится без него. Не только периодически устраиваемые крупные международные соревнования (например, Олимпийские игры, футбольные чемпионаты и т. д. ) оказывают свое сильнейшее психологическое влияние  на жителей всех континентов Земли, привлекая миллионы и миллиарды  людей, но и значительно более "скромные" по своим масштабам национальные соревнования (например, игры команд той  или иной футбольной лиги) возбуждают огромный интерес общества. Большой  спорт, к тому же умело рекламируемый  средствами массовой информации, для  большинства людей, видимо, стал постоянным спутником жизни.

      Как бы ни объяснять этот фенономен, несомненно одно —спортивно-педагогическая теория как наука практическая, также  не может оставаться в стороне  от этого явления. Она проявила бы непростительное пренебрежение  к животрепещущим проблемам современности, если бы игнорировала педагогические вопросы, связанные с развитием  современного большого спорта. А вопросы  эти настолько важны и интересны, что с полным основанием можно  выдвинуть следующий тезис— феномен  большого спорта позволяет наглядно, в парадигматически-образцовой форме  представить и рассмотреть почти  все главные проблемы педагогики спорта. Конечно, это довольно смелая гипотеза —не существует целого ряда обоснованных аргументов, подтверждающих ее истинность. Вспомните еще раз, что подлинно педагогический подход к изучению проблем спортивного  и игрового поведения становится возможным прежде всего благодаря  таким сферам педагогической деятельности, как воспитание, образование и  обучение в их соединении с социализацией. Поэтому сейчас мы должны выяснить, в какой степени этот круг педагогических задач со всейполнотой и наглядностью проявляется в сфере большого спорта. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В БОЛЬШОМ  СПОРТЕ

      Главное —перенести ранее сформулированные положения и выводы на область  большого спорта. Вспомним для начала о различных подходах к понятию  воспитания, о двух его пониманиях—  широком и узком. Это даст ориентир для обсуждения и проблем воспитания, связанных с большим спортом. Почему?

      Надо  исходить из того, что оба понятия  воспитания применимы к большому спорту. Воспитание в его широкой  версии утверждает, что помимо людей  воспитывать могут обстоятельства, дела и вещи.

      Наряду  с широким пониманием воспитания мы выделили и узкую интерпретацию  этого понятия, благодаря которому воспитание рассматривается главным  образом в рамках межличностных  отношений между воспитателем и  воспитанником. Здесь воспитывает  человек—и одна из основных проблем, конституирующих узкое понятие  воспитания, заключается в организации  взаимоотношений между двумя  субъектами процесса воспитания—компетентным, знающим, и менее компетентным, которому еще предстоит развиться в  полноценную личность.

      Мы  сейчас и попытаемся доказать, что  оба эти представления о воспитании, обрисованные нами лишь в самых общих  чертах, являются или могут являться частью реальности большого спорта.

      Чтобы дать представление о разнообразии проявлений педагогических моментов большого спорта, мы начнем изложение с широкого понятия воспитания, не ограничивающегося  рамками отношений между тренером, ребенком и подростком. В основу наших рассуждений должно быть положено утверждение, согласно которому на развитие подрастающего поколения влияют не только отдельные люди, но и целые  системы и общественные институты. Не подлежит сомнению тот факт, что  большой спорт образует именно такую  систему, обладающую собственными структурами. В рамках этой системы происходят преимущественно такие воспитательные процессы, которые протекают на уровне подсознания, без постановки четко  осознанных педагогических целей и  задач. Это главным образомнепрямые  и латентныепроцессы воспитания. Необходимость рассмотрения такого рода вопросов становится еще более  ясной и безотлагательной, если вспомнить, что именно опыт, не имеющий отчетливо  выраженной педагогической ориентации, может оказывать на развитие индивидуума  решающее влияние.

      Какой же плодотворный в воспитательном отношении  опыт может приобрести молодой человек, довольно продолжительное время  принадлежащий к системе большого спорта? Среди возможностей приобретения опыта, имеющего воспитательное значение, можно перечислить следующие. Молодой  человек узнает, что достижение рекорда, совершаемое благодаря затратам индивидуальных физических сил, представляет собой определенную ценность, заслуживающую  вознаграждения. При этом ему наверняка  станет известно, что для получения  максимальных спортивных показателей  необходимо приложить самые различные  усилия, связанные не только с областью чисто моторной деятельности. Вместе с тем он начнет понимать, что  рост спортивных достижений в одной, совершенно определенной, конкретной области ограничивает его возможности  для столь же ярких достижений в других сферах. Немало переживаний  и душевных мук принесет ему также  осознание того, что спортивные успехи порой зависят не только от уровня его физической подготовки, но и  от всевозможных случайностей. Ему  придется учиться переносить поражения, разочарования, неудовлетворенность  достигнутым.

      Точно так же ему станет ясно, что повышение  спортивных достижений связано с  чувством радости, наслаждения и  удовольствия. Кроме того, он сможет узнать, что такая система, как  большой спорт, ориентируется на определенные критерии и нормы, которые  необходимо уважать и соблюдать, требуют от спортсмена своего рода приспособления к ним. При этом, как  и в ходе обучения социальным навыкам  вообще, индивидуальные интересы спортсмена и "объективные" интересы системы  большого спорта могут не совпадать. Поэтому молодые атлеты могут  столкнуться с ситуацией, когда  частое отклонение от норм, регулирующих деятельность системы, влечет за собой наказание вплоть до изгнания из системы. С этим обстоятельством тесно связан следующий вывод: пребывание в этой системе постоянно чревато конфликтами различного рода и думать, что система большого спорта представляет собой гармоничный, лишенный темных сторон и недостатков мир, значит проявлять недостаточное чувство реальности.

      Очень может быть, что достоянием атлета станет тот факт, что последовательное наращивание индивидуальных достижений и показателей может привести к нарушению его товарищеских отношений с коллегами. В то же время нельзя исключить и прямо  противоположное явление, когда  достижение оптимального спортивного  результата становится возможным именно благодаря таким отношениям.

      Поэтому система большого спорта может в  глазах спортсмена предстать в виде своеобразного опытного полигона, на котором оттачиваются и совершенствуются такие качества, как приспособление к существующим обстоятельствам  и солидарность, чувство локтя  по отношению к товарищам. Вполне возможно также, что спортсмен усвоит и ту истину, согласно которой манипуляции, проделываемые с телом, возможно, иногда представляются необходимыми для  того, чтобы иметь возможность  добиться высокого спортивного результата. Рассматривая тело как своего рода инструмент, спортсмен сможет также  узнать, каким образом в большом  спорте возникают ситуации, позволяющие  проверить и проявить свои силы и  возможности, когда спортсмен экспериментирует над самим собой и своим  телом. Он узнает о границах и возможностях физического потенциала человека, в  результате чего, может быть, спортсмен  узнает и о пределах индивидуальных физических возможностей и способностей.

      Нет необходимости в дальнейших разъяснениях относительно того, что эти обрисованные лишь в самых общих чертах возможности  обогащения жизненного опытадействительносуществуют в большом спорте, являясь чуть ли не атрибутом его повседневного  быта. Обобщив все сказанное, можно  сделать вывод, что большой спорт  можно рассматривать просто какмодель  системного воспитания.

      На  базе структур системы большого спорта происходят скрытые процессы, которые  протекают не планомерно и целенаправленно, а спонтанно и которые в  любое время могут оказать  педагогическое воздействие. Систематическое  изучение этих процессов является главной  задачей и первейшей заповедью  педагогики спорта, задачей, которая  до настоящего времени почти целиком  оставалась вне поля зрения исследователей.

      Необходимо  упрекнуть педагогику спорта в недостаточной  активности и еще в одной главной  области воспитания— в области  исследования норм поведения и нравственных принципов. Этот упрек уже прозвучал  в нашей книге. Мы вынуждены были согласиться, что педагогика спорта до сих пор не уделяла надлежащего  внимания проблемам целей и норм.

      Этот  пробел находит свое выражение и  в спортивно-педагогических исследованиях  проблем большого спорта; практически  не обсуждалась возможность рассмотрения нормативных аспектов, возникающих  в области большого спорта вопросов с педагогической точки зрения. Правда, необходимо несколько смягчить резкость этого утверждения, не отказываясь  от него целиком, иначе оно могло  бы привести к неверному заключению, будто педагогика спорта абсолютно  не касалась вопросов о целях и  смысле современного большого спорта. У исследователей существует целый  ряд концепций и точек зрения относительно большого спорта, но все  дело в том, что все они слишком  часто ограничиваются эмоционально окрашенными и идеологизированными строго положительными или резко отрицательными оценками. Насколько может быть велик разброс мнений относительно большого спорта, позволяют ясно представить себе две полярно противоположные точки зрения. Противниками большого спорта, заявившими о себе в конце 60-х начале 70-х годов, были представители новой социальной критики. Они подвергли уничтожающей критике западногерманский большой спорт, бичуя его как антигуманное явление, порожденное вырождающимся позднекапиталистическим обществом, рисуя мрачный, отталкивающий образ профессионального атлета-рекордсмена: он представлялся им в виде закомплексованного идиота, помешанного на спортивных достижениях; некоего запрограммированного на рекорды робота, подвергающегося безжалостной психологической и физической эксплуатации; своего рода мускульной машины, лишенной всякой самостоятельности, ставшей жертвой отчуждения, короче гово^ в, виде, покорно, повинующегося чужой воле гиганта, которым можно манипулировать как угодно и который воплощал собой символ общества, живущего по законам рынка.

      Резким  контрастом по отношению к этой точке  зрения явилась позиция тех, кто  прославлял большой спорт, слагая ему  своего рода "песней", стараясь окружить его ореолом всеобщего восхищения и преклонения. Одним из апологетов большого спорта был Вишман, формулировавший  тезисы, подобные следующему: "Мы убеждены в том, что те, кто, исполнившись духовного  высокомерия, с пренебрежением взирают  на телесное совершенство и выступают  против стремления к наивысшим достижениям, оказывают нашему народу плохую услугу". Если противники большого спорта рисовали карикатурный образ спортсмена-чемпиона, изображая его в виде пугающего  символа общества, одержимого стремлением  к успеху, то апологеты большого спорта в лице Вишмана и других превращали его в некий идеал, в образец для подражания. Они  считали, что спортсмен, добивающийся наивысшего достижения благодаря силам, почерпнутым им из собственного тела и производящий тем самым особенно большое впечатление на молодежь, постоянно должен сознавать, что  своим "наглядным спортивным уроком он может оказывать сильное влияние  на духовное развитие и нравственные убеждения многих молодых людей".

      Но  именно эта разноголосица в оценках  и мнениях, свидетельствующая о  большой неуверенности, царящей  среди специалистов в этой области, и является ярким свидетельством необходимости широкого изучения проблем  большого спорта с педагогической точки  зрения. Однойиз точек отсчета  в подходе к этой проблеме может  служить позиция Ленка, который  формулирует свое отношение к  ней в виде альтернативы, отражающей современный уровень обсуждения этого вопроса: "Манипуляция или  эмансипация? ", сумев при этом вскрыть множество противоречивых моментов. Его изложенная философским  языком метакритика могла бы, по нашему мнению, стать стимулом и  будущих спортивно-педагогических исследований, представляя собойоднуиз  возможностей решения проблемы норм, свободного от идеологизированных утверждений  и апологетики.

      Набросанный Ленком (по самым различным поводам) образ "ответственного за свои действия атлета", несомненно, имеет большое  значение для спортивно-педагогического  изучения вопроса о нормах и принципах  поведения в большом спорте—такое же, как и давно установленные  в этой области проблем прочные  связи педагогики спорта с философией. Как только начинается обсуждение нормативных  проблем игры и спорта с позиций  педагогики, педагогика спорта неизбежно  вступает в диалог с философией, издавна исследующей ту область  человеческого поведения, которая  связана с категориями долга, в силу чего она не вправе отстраняться от решения этой задачи.

Информация о работе Большой спорт