Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:53, курсовая работа
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес еще с давних времен. Однако целенаправленное изучение стилей руководства началось со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований, но вопрос о том, какой же стиль считать наиболее эффективным до сих пор открыт.
Умение руководить это прирожденное свойство человека, которое можно разви-вать и совершенствовать в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, на-выки и опыт.
Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты выявления стиля руководства 5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства 5
1.2 Классификация стилей руководства 6
1.2.1 Качественный подход 6
1.2.2 Поведенческий подход 8
1.2.3 Ситуационный подход 13
Раздел 2. Процедурно-практическая часть анализа стиля руководства 16
2.1 Общие сведения о предприятии 16
2.2 Операционализация основных понятий 16
2.3 Методическая часть 16
2.4 Аналитическая часть 17
2.4.1 Анализ интервью 17
2.4.2 Анализ анкетного опроса 18
2.5 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» 26
Заключение 28
Список литературы 30
Рисунок 7 Столбчатая диаграмма частотного распределения
В вопросе о планировании
дел 36 человек уверенно заявили о
том, что дела должны планироваться
руководителем заранее. Такая позиция
говорит о том, что людям легче
заранее знать свой план действий, нежели
самим составлять его походу работы. Это
соответствует авторитарному стилю, по
характеристикам К. Левина. Трое считают,
что дела должны планироваться в группе,
а 1 человек вообще не считает нужным создавать
план.
На вопрос «Каким образом должно происходить обсуждение указаний в группе?» получено следующее распределение ответов:
Таблица 9
Частота |
Процент | |
Голос руководителя решающий |
14 |
35,0 |
Все разделы работы должны обсуждаться вместе |
22 |
55,0 |
Разделы работы должны складываться из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп |
4 |
10,0 |
Итого |
40 |
100,0 |
Рисунок 8 Круговая диаграмма частотного распределения
Здесь мы видим, что 22 человека считают, что все разделы работы должны обсуждаться вместе. То есть руководитель должен учитывать мнения коллектива. И лишь 4 человека ответили, что голос руководителя должен быть решающим. Данная позиция характерна для демократического стиля руководства.
Итак, проанализировав все частотные распределения ответов, мы видим, что все они, кроме вопроса о планировании дел, характеризуют демократический стиль руководства. Таким образом, выявлено, что ожидаемый стиль руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» ¾ демократический. На данном основании мы подтверждаем гипотезу-следствия 2.
Таким образом, проведенное исследование на основе методов формализованного интервью и сплошного анкетного опроса позволило нам разрешить поставленные задачи и получить объективные данные, подтверждающие или опровергающие гипотезы исследования. А именно, не подтвердилась 1 гипотеза-следствия: на предприятии используется демократический стиль управления. Подтвердилась 2 гипотеза-следствия: коллектив ожидает демократического управления на предприятии. И мы можем говорить о том, что наша основная гипотеза не подтвердилась. Стиль управления, который используется на предприятии ООО «ТК Гектор» не совпадает с тем стилем, которого ожидает рабочий коллектив. На основании данных выводов, мы можем выдвинуть ряд рекомендаций по совершенствованию стиля руководства на выбранном предприятии.
Изучив литературу по данной теме и проведя исследование, мы можем дать некоторые рекомендации руководителю ООО «ТК Гектор»Наталье Валерьевной, по совершенствованию стиля руководства.
Каждому руководителю на предприятии
необходимо работать так, чтобы его
стиль руководства
Мы предлагаем начальнику чаще советоваться с работниками предприятия, прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы, касающиеся работы, которую они выполняют. Результаты нашего исследования показывают, что именно такого стиля руководства работники ожидают от начальника. Они считают, что дела должны обсуждаться совместно с руководителем и должны проводиться совместные дискуссии. Также работники хотят, чтобы руководитель в процессе работы давал им больше советов, а не только указывал на их ошибки. Тогда сотрудникам будет легче выполнять задания, а следовательно поднимется производительность труда и будет экономия времени. Ведь начальнику не придется лишний раз заострять свое внимание на повторных объяснениях работы.
Необходимо прислушиваться к мнениям и предложениям своих сотрудников, особенно если они касаются работы. Опытные работники могут давать достаточно действенные советы. Также нужно обсуждать с коллективом возникающие проблемы и вопросы. С их помощью будут приниматься дальнейшие решения. При этом необходимо соблюдать определенную дистанцию с работниками, чтобы они уважали руководителя, но не боялись. Такая позиция позволяет более эффективно и рационально выполнять функции, поставленные перед организацией. С одной стороны сотрудники будут опираться на мнение руководителя, как на авторитетное, а с другой ¾ они не будут бояться того, что начальник накажет их за какие-либо оплошности в работе. Ведь они смогут посоветоваться с ним и в дальнейшем не повторять свои ошибки.
Таким образом, мы видим, что наиболее эффективным стилем руководства будет смешанный, в котором преобладают черты демократического стиля, но так же присутствуют элементы авторитарного. Демократический стиль выражается в проведении совместных дискуссий, анализе вопросов, постановке целей и задач. Аспекты авторитарного стиля включают в себя дистанцию в общении с сотрудниками и планирование дел руководством заранее, так как по проведенному нами исследованию, было выявлено, что планирования дел сотрудники ожидают от руководителя.
Далее мы выявили тот стиль, который ожидает коллектив от руководства. По полученным данным было установлено, что сотрудники ожидают демократического стиля управления. Они желают более лояльных отношений начальства с подчиненными. Сотрудники считают, что руководитель должен в большей степени советоваться с их мнением по поводу работы. В общении они ожидают товарищеского тона от руководителя, а не делового. Подчиненным легче найти общий язык и договориться с начальством, если он будет занимать позицию внутри коллектива.
Данные заключения позволяют нам сделать общий вывод о том, что на предприятии ООО «ТК Гектор» существующий стиль руководства не совпадает с тем, который ожидает коллектив. В связи с этим мы предложили ряд рекомендаций руководителю по совершенствованию стиля управления. В основном это касается того, чтобы начальник учитывал мнения подчиненных. При этом следует оставаться в позиции начальника, чтобы подчиненные не расслаблялись. Однако не следует запугивать их, а иначе возникнет негативное отношение к руководству.
Стиль руководства ¾ типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический климат в ней во многом ¾ результат умелого или неумелого руководства. От опыта руководителя, его знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников.
Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, то есть каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства. Современный предприниматель вынужден работать в условиях непрерывно изменяющейся экономических, социальных, политических условий, поэтому только постоянный контроль ситуации и гибкость в управлении может помочь выбрать правильный стиль управления в той или иной ситуации. Проведенное исследование показало, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их способности решать проблемы.
http://ponauke.com/management/
Анкета
Приветствуем Вас! Университет «Дубна» проводит социологическое исследование на тему «Каким, по вашему мнению, должен быть хороший руководитель».
Мы будем вам очень признательны за участие в нашем опросе!
Вам будут предложены вопросы, на которые возможен только один ответ.
Участие в опросе полностью конфиденциально.
Заранее благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
2. Ваш пол:
1) Мужской
2) Женский
______________________________
3. Какой тон должен использовать руководитель при разговоре с Вами?
1) Четкий язык, неприветливый тон
2) Товарищеский тон
3) Конвенциальный тон (отсутствие похвалы, порицаний, предложений; запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием)
4. Должен ли руководитель использовать похвалу или порицание в своей деятельности?
1) Да, но субъективно
2) Да, и давать советы
3) Нет, не должен
5. Как должно происходить сотрудничество?
1) Показ приемов руководством
2) Совместные дискуссии с руководством
3) Никакого сотрудничества
6. Какую из предложенных ниже позиций должен занимать руководитель?
1) Вне группы
2) Внутри группы
7. Как должно происходить планирование дел?
1) Дела должны планироваться руководителем заранее
2) Дела должны планироваться непосредственно в группе, не заранее
3) Дела должны идти сами собой
8. Как должна происходить постановка целей деятельности?
1) Руководителем должны определяться непосредственные цели
2) За реализацию плана должны отвечать все
3) Руководство не должно давать указаний
9. Каким образом должно
происходить обсуждение
1) Голос руководителя решающий
2) Все разделы работы должны обсуждаться вместе
3) Разделы работы должны складываться из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп
Транскрипт интервью
¾ На нашем предприятии в должности начальника производства я работаю пять лет.
¾ При разговоре с подчиненными чаще всего используется деловой тон. Я считаю, что такая позиция наиболее выигрышная, по отношению к сотрудникам. При дружеском тоне они начинают меня считать как бы «своей», и начинают думать, что я их прощу, если некоторые задания они не выполнят.