Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:53, курсовая работа
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес еще с давних времен. Однако целенаправленное изучение стилей руководства началось со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований, но вопрос о том, какой же стиль считать наиболее эффективным до сих пор открыт.
Умение руководить это прирожденное свойство человека, которое можно разви-вать и совершенствовать в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, на-выки и опыт.
Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты выявления стиля руководства 5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства 5
1.2 Классификация стилей руководства 6
1.2.1 Качественный подход 6
1.2.2 Поведенческий подход 8
1.2.3 Ситуационный подход 13
Раздел 2. Процедурно-практическая часть анализа стиля руководства 16
2.1 Общие сведения о предприятии 16
2.2 Операционализация основных понятий 16
2.3 Методическая часть 16
2.4 Аналитическая часть 17
2.4.1 Анализ интервью 17
2.4.2 Анализ анкетного опроса 18
2.5 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» 26
Заключение 28
Список литературы 30
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования Московской области
Международный университет природы, общества и человека “Дубна”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология организации»
Выполнили студентки
очной формы обучения
специальности «Социология»
3 курса групп 3131, 3132
Чеченева О. В. подпись ____________
Миронова Ю.С. подпись ____________
Руководитель работы:
доцент, к.ф.н.
Зенько А. А. подпись ___________
Дубна, 2012
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические
аспекты выявления стиля
1.1 Понятие и сущность стиля руководства 5
1.2 Классификация стилей руководства 6
1.2.1 Качественный подход 6
1.2.2 Поведенческий подход 8
1.2.3 Ситуационный подход 13
Раздел 2. Процедурно-практическая
часть анализа стиля
2.1 Общие сведения о предприятии 16
2.2 Операционализация основных понятий 16
2.3 Методическая часть 16
2.4 Аналитическая часть 17
2.4.1 Анализ интервью 17
2.4.2 Анализ анкетного опроса 18
2.5 Рекомендации
по совершенствованию стиля
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 31
Приложение 2 33
Актуальность. Стиль управления руководителя во многом определяет успех организации и динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят такие показатели, как мотивация работников, их отношение к труду, климат в коллективе, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта тема весьма актуальна для изучения.
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес еще с давних времен. Однако целенаправленное изучение стилей руководства началось со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований, но вопрос о том, какой же стиль считать наиболее эффективным до сих пор открыт.
Умение руководить ¾ это прирожденное свойство человека, которое можно развивать и совершенствовать в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личностных качеств руководителя.
Чтобы правильно управлять людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный стиль поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень делегирования полномочий, типы власти, используемые руководителем, его забота о взаимоотношениях в коллективе ¾ все это отражает стиль управления данного руководителя.
Степень разработанности.
В настоящее время значительно вырос интерес к вопросам управления персоналом на предприятии. Основные пути исследования и способы анализа организационных методов управления были заложены в западной науке. Среди этих исследователей следует выделить И. Андерсона, Т. Крама, Ф. Тейлора. [8] Современные российские исследователи также обращаются к проблемам теории власти и лидерства в системе менеджмента. Среди них следует назвать А. Журавлева [3], Г. Мануйлова, В. Новикова, Н. Воробьеву, Л. Тонышеву, В. Розанову. [6]
Проблема влияния стиля руководства на удовлетворенность работой была рассмотрена такими исследователями как: К. Левин, А.Свенцицкий, Ф.Фидлер, П.Херси, Н.Ревенко. Многие исследователи создавали свои модели руководства и проводили эксперименты по выявлению этих стилей. В их числе Д. Мак-Грегор [11], К. Левин, Р. Блейк, Дж. Моутон [2], Дж. Реддин [13], Ф. Фидлер [12], Р. Хоузе, Т. Митчел. [5] Их теории легли в основу данной курсовой работы.
Объект исследования ¾ работники цехов предприятия ООО «ТК Гектор» поселка Запрудня.
Предмет исследования ¾ стиль руководства.
Цель ¾ выявить стиль руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» и сравнить его со стилем, которого ожидает от руководителя коллектив.
Задачи:
Выдвижение гипотез
Основная гипотеза:
Существующий стиль управления на предприятии совпадает с тем стилем, которого ожидает от руководителя коллектив.
Гипотезы-следствия:
Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль ¾ это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив». [3, с. 21]
В толковом словаре по управлению сказано: «Стиль управления ¾ совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности». [7, с. 78]
Мескон дает такое определение:«стиль руководства ¾ это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации». [5, с. 412]
В современной литературе
встречаются множество
Различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля применяется непосредственно к личности руководителя. Однако личностные черты ¾ это далеко не все качества, которые влияют на стиль руководства.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении, можно отнести:
Субъективные факторы во многом зависят от личности руководителя. Объективные ¾ формируются под влиянием окружающей среды. К ним относят следующие:
Стиль руководства ¾ это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое в нем. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.
Классификация стилей управления обычно представляется в теориях стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.
Одной из наиболее полных и точных классификаций теории стилей управления является ¾ американская. [11] Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:
В первых попытках изучения успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты ¾ это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, то есть они ориентировались на изучение «великого человека». Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь высот в своей управленческой деятельности, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и успехом в руководстве организациями. Кроме характерных черт ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств лидеров.
Теория черт
Теория черт или теория
лидерских качеств является наиболее
ранним подходом в изучении и объяснении
лидерства. В этом направлении было
проведено множество
Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом [2] , исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
Беннис также сделал вывод о том, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы. Во многом это также определяется тем, какой управляющий стимулирует их на выполнение работы.
Однако, теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.