Воспитательная компонента как условие профессионально-личностной самореализации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема профессионально-личностной самореализации является комплексной по своему характеру и исследуется в силу этого многими науками. Она достаточно проработана в психологическом ключе, что позволяет видеть ее внутриличностные аспекты. Педагогика раскрывает аспекты форм и технологий процесса профессионально-личностной самореализации. Однако философское осмысление проблемы не сформировано и ограничено видением общего процесса самореализации личности. Практически отсутствуют философские работы по этой проблеме, что объясняет выбор темы данного диссертационного исследования.

Содержание

Введение.
Глава I. Социально-философское осмысление проблемы профессионально-личностной самореализации
1.1. Преемственность и новизна понятия профессионально-личностной самореализации в социально-философском дискурсе.
1.2. Проблемы профессионально-личностной самореализации в условиях ценностной амбивалентности российского общества.
1.3. Высшее профессиональное образовании — основа профессионально-личностной самореализации.
Глава II. Воспитательная компонента как условие профессионально-личностной самореализации студентов 1.2. Воспитание в вузе как маркер качества профессионального образования.
2.2. Воспитательная составляющая образования в решении проблем профессионально-личностной самореализации студентов.
2.3. Инновационный потенциал воспитательной деятельности в вузе.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

В целом, проблема субъектов истории является важнейшей  проблемой социальной философии. Даже сами вопросы: "Кто делает историю?" и "Кто творит историю?" нередко  вызывают острые дискуссии. По этому  поводу известна острая полемика между  английским философом Дж. Льюисом  и его французским коллегой Л. Альтюсером по поводу выражения "делать историю". Дж. Льюис утверждал, что  человек делает историю. Альтюсер ему  резко возражал. Историю, утверждал  он, нельзя делать. Делают предметы, вещи, а не историю. Так, "столяр, который "делает" стол, уже имеет первичную  материю - дерево. Он его превращает в стол13". Но, продолжает Альтюсер, столяр никогда не скажет, что он делает дерево, поскольку прекрасно знает, что это дерево является продуктом природы и существует независимо от него. С точки зрения Льюиса, считает Альтюсер, "человек уже сделал историю, с помощью которой делает историю! Следовательно, в истории человек создает все: не только результат как продукт своего "труда" (история). Но до этого он создал первичную материю (историю), которую превратил в историю" . Но в качестве такого все делающего человека может выступать только Бог, находящийся за пределами самой истории. Не человек, справедливо заключает Альтюсер, а массы и классы делают историю. Субъекты истории - это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности. Дадим более подробную характеристику всех этих субъектов.

В роли субъектов  исторического процесса выступают  также социальные классы. Маркс писал, что экономическую анатомию классов  впервые раскрыли представители  классической политической экономии, а их борьбу между собой - буржуазные историки. Существуют разные определения  классов, но наиболее широко известно ленинское определение. Ленин писал: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному  и оформленному в законах) к средствам  производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают"14. Ленин выделяет четыре классообразующих признака: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) способ получения доли общественного богатства. Главным классообразующим признаком выступает, по Ленину, отношение к средствам производства.

Как же личность «творит» историю? П.А. Сорокин много  внимания уделяет проблемам социальной мобильности. "Под социальной мобильностью, - пишет он, - понимается любой переход  индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что  создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую"15. Сорокин П.А. выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящейся на одном и том же уровне. Скажем, переход из одного гражданства в другое или из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую и т.д. Такая горизонтальная мобильность всегда существовала и будет существовать. Заслуга Сорокина состоит в том, что он ее научно исследовал. Но, пожалуй, больший интерес представляет вертикальная мобильность, под которой "подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой". Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности - восходящую и нисходящую. Восходящая мобильность - это социальный подъем, а нисходящая - социальный спуск. Социальный подъем связан с переходом от низшей группы в высшую, а социальный спуск, наоборот, - с переходом от высшей группы в низшую. Сорокин прав в том, что во всех обществах такие переходы совершались, прав и в том, что такого рода переходы трудны и сложны. Действительно, если брать современное общество, где формально все свободны, то кажется, что любой индивид при желании может добиться самых блестящих успехов. Скажем, рабочий может стать миллионером или главой государства. Но это иллюзорные представления о современной жизни, реалии же показывают, что переход из низшей группы в высшую очень труден и практически не возможен в современных условиях. В самом деле, представим, что человеку из низших слоев захотелось стать президентом страны. Абстрактно это возможно, но на самом деле это исключено. Во-первых, надо иметь образование, получить которое не так-то легко. Во-вторых, нужно обладать очень большими финансами, без которых абсурдно думать о проведении какой-либо избирательной кампании. В-третьих, необходима поддержка финансовых, промышленных, торговых и иных кругов. В-четвертых, следует привлечь на свою сторону средства массовой информации, так как именно они занимаются формированием общественного мнения, поднятием и опусканием рейтингов политиков. В-пятых, нужна поддержка каких-то политических движений и партий. Перечень необходимых условий можно было бы продолжить, но и сказанного достаточно для того, чтобы показать, насколько нереален социальный подъем для тех, кто в современном обществе ничем не владеет. Вообще, в нынешнем западном обществе все высшие ниши заполнены и попасть туда чрезвычайно трудно16

Традиционно под  выдающимися личностями подразумевают  либо политических и государственных  деятелей (царей, монархов, императоров, вождей), либо полководцев и т.д. Однако, это несколько односторонний  подход к выяснению понятия выдающейся личности в истории. Конечно, эти  люди в силу своего социального положения, дающего им возможность принимать  судьбоносные решения, оказывали и  оказывают наибольшее влияние на ход истории, на политику государства  и поэтому, естественно, они попадают под понятие выдающейся личности. Но такими личностями могут быть и  ученые, сыгравшие исключительную роль в науке (И.Ньютон, А.Эйнштейн, Г.Гегель, М.Ломоносов, К.Маркс и многие другие), деятели литературы и искусства, а также успешные руководители фирм и предприниматели. А.С.Пушкин, например, является великой личностью, хотя не занимал высших государственных  постов, но был, по выражению М.Горького, началом всех начал, создателем русского литературного языка. Кто может  отрицать, что величайший композитор всех времен В.Моцарт был выдающейся личностью? Выдающимися личностями являются спортсмены, внесшие значительный вклад в развитие спорта. Таким  образом, понятие выдающейся личности надо трактовать шире. Но сейчас не будем  нарушать традиций и постараемся  выяснить, кого считать великой исторической личностью и какие для этого  нужны объективные критерии.

Итак, творение истории личностью происходит при  помощи ее так называемой социальной мобильности по созданию «нового  всеобщего». Личность как способная  к реализации своего потенциала, направляет свои собственные и «усилия многих»  на достижение нового, необходимого сразу многим результата. По мнению Гегеля, в ходе истории возникают противоречия между существующими порядками и новыми появляющимися возможностями их изменить. Эти возможности содержат в себе некое всеобщее, т.е. нечто такое, что имеет огромное историческое значение. Но оно может быть реализовано только в деятельности личностей, обладающих выдающимися способностями и готовыми к осуществлению всеобщего. И поэтому "историческими людьми, всемирно-историческими личностями являются те, в целях которых содержится такое всеобщее"17. Оригинальные мысли о выдающихся личностях высказывает Н.Г. Чернышевский. Он полагал, что выдающийся человек "должен верно понимать силы и стремления каждого из элементов, движущих обществом; должен понимать, с какими из них он может вступать в союз для достижения своих добрых целей, должен уметь давать удовлетворение законнейшим и сильнейшим из интересов, как потому, что удовлетворения им требует справедливость и общественная польза, так и потому, что только опираясь на эти сильнейшие интересы, он будет иметь в своих руках власть над событиями. Без того его деятельность истощится на бесславную для него, вредную для общества борьбу; общественные интересы, отвергаемые им, восстанут против него, и результатом будут только бесплодные стеснительные меры, которые необходимо приводят или к упадку государственной жизни, или к падению правительственной системы, чаще всего к тому и другому вместе"18. Таким образом, с точки зрения Чернышевского, выдающаяся личность должна в своей деятельности прежде всего исходить из общественных интересов. По его мнению, великий человек должен быть честным, добрым, энергичным и все должен делать для того, чтобы каждое его действие, каждый его поступок приносили только пользу государству и всем его гражданам. Конечно, хорошо, когда великий человек добр и честен, но в реальной действительности редко кто из политических деятелей обладал этими замечательными качествами. И это легко объяснимо. Политика - такая сфера деятельности, где моральные принципы и нормы не работают. Это связано с тем, что хотя политика и мораль играют регулятивную роль, и в этом смысле у них есть нечто общее, тем не менее, они выполняют разные функции. В отличие от морали политика как одна из форм управления отношениями, складывающимися между классами, группами, государствами, обращена к массам, а не к личности. Главное в политике - интересы. Они бывают личными, классовыми и групповыми, кастовыми, сословными, этническими и т.д. Естественно, кроме этих интересов, есть государственные (национальные) интересы, которые играют доминирующую роль. Что касается морали, то в широком смысле слова она есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной деятельности и общения. Мораль оперирует понятиями "совесть", "хорошо", "плохо", "добро", "зло", "справедливость", "несправедливость", "гуманизм" и т.д. Они отражают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы морали, без соблюдения которых общество не может нормально функционировать, оно просто-напросто погибнет.

К их числу великих  личностей Гегель относит Юлия Цезаря, так как намерение его стать  диктатором Рима было "необходимым  определением в римской и всемирной  истории, оно явилось, таким образом, не только его личным достижением, но инстинктом, который осуществил то, что в себе и для себя было своевременно. Таковы великие люди в истории, личные частные цели которых содержат в  себе тот субстанциональный элемент, который составляет волю первого  духа"19 .

Гегель великих  людей называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые   условия  для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждалась сама история. Они лучше постигают суть дела, чем все остальные люди. Таким образом, с точки зрения Гегеля, появление великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели. Гегель отмечает, что когда цель достигается, то великие люди "отпадают как пустая оболочка зерна. Они рано умирают, как Александр, их убивают, как Цезаря, или их ссылают, как Наполеона на остров св. Елены", однако ныне, с этим можно не согласиться, так как по мере развития общества, в результате постоянного совершенствования социальных и производственных отношений в ходе общественного прогресса у людей появляется все больше возможностей перейти к поступку как главному инструменту  самореализации  личности, отказавшись от категории преступления и не выходя на орбиту подвига, чаще всего сопровождающегося гибелью героя.

Поступок - действие, сделанное как свободный и  сознательный выбор с нравственным оттенком (содержанием), за которой  человек готов платить. В поступках  человек утверждает себя как Личность (Личность с большой буквы) - в  своем отношении к другому  человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках  проявляется и формируется Личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Многие поступки, которые оцениваются как поступки самой высокой пробы, которые  характеризуют настоящую социальную направленность личности20.

На  современном  этапе происходит осмыслением качественных изменений труда, деятельности, действия и поступка, сегодня, например труд, оценивается через начало творчества21. Дилемма труда как подневольной деятельности и свободной активности человека снимается в предположении, что в трудовой деятельности человека, с одной стороны, проявляется нужда и необходимость, с другой - продуктивность и полезность блага. Не осмыслив этого, мы окажемся неспособными воспринять новые явления, процессы, которые не минуют и нашу страну тогда, когда она преодолеет кризис и сможет стать реальным субъектом общемирового прогресса. Изменение сущности и характера труда лежит в основе новой парадигмы не только экономики, но и всего общества. Основные изменения, происходящие в труде постиндустриального типа в связи с новым качественным развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». В системе постиндустриальных ценностей формируется новый тип работника. Включенность в деятельность зависит от ряда особенностей, и, прежде всего, от интеллектуального уровня человека, что и определяет мотивацию. Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только  условия  жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления. Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для  самореализации  и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют творческую социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества. Феномен творчества, действительно, имеет прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру.

Существуют многочисленные подходы к анализу природы  творчества. Особенно значимым нам  представляется тот аспект, где внимание сосредоточивается на деятельности субъекта, творчество при этом рассматривается  как важнейшая форма  самореализации  личности. При исследовании креативной деятельности, по мнению И.А.Бесковой, необходим учет «закономерностей организации и функционирования системы личностных смыслов, к которым индивид обращается в процессе творчества, способов оперирования ими, наличия определенной генетической обусловленности компонентов мыслительной активности»22. Элемент «неожиданности» всегда присутствует в акте творчества, творческая личность как бы поднимается над повседневной жизнью с се обыденными проблемами и заботами. Заметим, что любой творческий акт основывается не только на рациональном осмыслении представленных в сознании идей, но обязательно и на неосознанных внутренних импульсах, на неких образах и представлениях, которые лишь частично, фрагментарно могут быть представлены в сфере внимания. Потребность в самовыражении - часто неосознанно - с целью обоснования своей ценности и реализации возможности достижения уникальных результатов, по нашему мнению, и является внутренним импульсом творчества. Необходимо так же подчеркнуть, что творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека. Творческий характер труда по созданию нового основывается на особенностях взаимодействия субъекта с окружающим миром, когда творческая активность субъекта приводит к изменению внешнего мира, прежде всего, под влиянием мира внутреннего. Такая активность - результат внутреннего выбора субъекта, хотя, в конечном счете, на него существенно влияет и окружающая среда. Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение и адаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценке личностями своих потенциальных возможностей.

Информация о работе Воспитательная компонента как условие профессионально-личностной самореализации студентов