Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема профессионально-личностной самореализации является комплексной по своему характеру и исследуется в силу этого многими науками. Она достаточно проработана в психологическом ключе, что позволяет видеть ее внутриличностные аспекты. Педагогика раскрывает аспекты форм и технологий процесса профессионально-личностной самореализации. Однако философское осмысление проблемы не сформировано и ограничено видением общего процесса самореализации личности. Практически отсутствуют философские работы по этой проблеме, что объясняет выбор темы данного диссертационного исследования.
Введение.
Глава I. Социально-философское осмысление проблемы профессионально-личностной самореализации
1.1. Преемственность и новизна понятия профессионально-личностной самореализации в социально-философском дискурсе.
1.2. Проблемы профессионально-личностной самореализации в условиях ценностной амбивалентности российского общества.
1.3. Высшее профессиональное образовании — основа профессионально-личностной самореализации.
Глава II. Воспитательная компонента как условие профессионально-личностной самореализации студентов 1.2. Воспитание в вузе как маркер качества профессионального образования.
2.2. Воспитательная составляющая образования в решении проблем профессионально-личностной самореализации студентов.
2.3. Инновационный потенциал воспитательной деятельности в вузе.
Социально-философский
анализ воспитания показал своевременность
обращения к данной проблеме и
выявил закономерный характер его связи
с профессиональным образованием. Воспитание,
носящее комплексный и
Обозначение возможностей
воспитательной составляющей образования
в решении проблем
Раскрыты традиционные
и новые формы воспитательной
работы, обладающие инновационным потенциалом.
Это, прежде всего, формы межличностного
взаимодействия, построенные на принципе
соучастия и проявляющиеся в
самостоятельной работе студентов
(научные кружки, бизнес-инкубаторы,
малые предприятия, студенческие акции),
налаженная система студенческого
самоуправления. Реализованность инновационного
потенциала обеспечивает формирование
инновационного типа личности^ который
может свидетельствовать об эффективности
начального этапа профессионально-
Проведенное исследование
позволило сформулировать перспективные
направления дальнейшей разработки
данной проблематики в области философии
образования и философии
В целом, работа
рассматривает круг вопросов, содержание
которых напрямую связано с решаемой
в обществе проблемой реформирования
системы образования, а также
формирования нового по своему качеству
образовательного пространства. Обоснование
актуальности данной темы отражает нерешенность
указанной задачи как на уровне концептуального
видения парадигмы новой
Таковы основные
положения работы, выполненной в
качестве диссертации на соискание
ученой степени кандидата философских
наук.
Человек
и его самореализация в
современном обществе
Николаева М.Г.
НФ НАЧОУ СГА,
преподаватель
Термин « самореализация » впервые был предложен К.Марксом в работах Экономическо-философские рукописи (1844) и Немецкая идеология (1846) и означал развитие родовой сущности человека и его сущностных сил в ходе деятельного присвоения мира и преодоления отчуждения. Термин самореализация (self-realisation) затем был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году.
В исторической ретроспективе наиболее продуктивный подход к самореализации был разработан Г.Гегелем и К.Марксом. Они основывались на диалектике деятельности и сущностных сил человека. Например, по К.Марксу, результатом деятельности человека является его отчуждение, но правильно организованная деятельность, становясь всеобщей (родовой) деятельностью общества (при социализме) позволяет преодолевать это отчуждение и способствует самореализации личности.
Не случайно, что в современных условиях немецкие ученые, например, В. Краус, Н. Энкельман1 и др. продолжают активно обращаются к теме самореализации .
Можно высказать идею о существовании готовности к самореализации на уровне общественного сознания. Если использовать понятие "коллективного субъекта", то в данном случае нужно рассматривать понятие "коллективного субъекта жизнетворчества". Это не простой симбиоз социальных и субъектных факторов. Это особая общественная атмосфера, высокий уровень интеллектуально-нравственного потенциала социальной общности, способствующий расцвету и самораскрытию талантов. Примерами таких "очагов самореализации " могут служить, например, древние Афины VI-V вв. до н. эры или итальянская Флоренция XV-XVI вв., давшие высочайшую "пространственно-временную плотность" гениев. Общественно-психологическая готовность к самореализации это, выражаясь метафорически, - "коллективная индивидуальность", ибо она создается интеграцией индивидуальностей и не сводится к системе только социальных факторов развития личности. Это интеллектуально-нравственный фонд, который на уровне человечества объединяется понятием "ноосфера".
Однако, по нашему мнению, самореализацию личности следует определить как материальную и духовную деятельность отдельного человека в ходе личностного роста и активного воплощения в жизнь своих потребностей и идеалов.
Самореализация личности возникает в ходе стремления человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия « самореализация », «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление»…Концепция самореали-зации, как и близкие ей концепции самоактуализации тесно связаны с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине ХХ столетия, прежде всего - в трудах А. Маслоу2 . Однако сходные мысли развивал еще в 1940 году украинский психолог Г. С. Костюк3. Рассматривая сложную диалектику влияния наследственности, среды и воспитания на развитие личности, когда приобретенные качества становятся новыми внутренними условиями развития, он пришел к идее саморазвития: "Возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в ее сознательной целеустремленности, в стремлении работать над собой, вырабатывать у себя те или иные качества, руководствуясь определенным идеалом, подчинять своей власти игру сил своей собственной природы. При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием".
Трактовка самореализации как субъектного уровня развития личности открывает плодотворные перспективы построения моделей личности, ее развития и жизненного мира в самых разнообразных сферах личностного функционирования с использованием понятий "роль", "ролевое взаимодействие", поэтому существуют теории личности, базирующиеся на ролевых, драматургических подходах4. При этом личность рассматривается как субъект жизненных ролей, а не как совокупность черт, несмотря на то, что парадигма черт является более традиционной в современной экспериментальной психологии личности. Самореализация это и осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Вместе с тем человек является таким, каким он сделает себя сам, насколько он сам себя ощущает. Самореализация является атрибутом самого существования человека, но в ходе нее осуществляется развитие и саморазвитие его личности в ходе поступательного движения (восхождения) от потенциального человека к яркой индивидуальности, а только уже затем – к личности5. Личность при этом понимается как всесторонне развитый и «вписанный» и «вписавший» в себя (как свою «самость») общество человек, который знает и умеет, как продвигая вперед свои дела, продвинуть вперед все общество. Индивидуальность же, например, яркая индивидуальность А.Гитлера, знает, как достичь собственных целей, используя общество, что способствует реализации, не личности, а индивидуальности и, разрушению общества.
В ходе становления
личности и осуществления самореализаци
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации . Образ мира также изменяется в течение всей жизни человека. Он должен становиться все более полным и адекватным. Однако условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений.
В принципе, проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие как развертывание врожденных качеств и свойств. Несмотря на то, что еще в античной психологии выдвигаются идеи о зависимости развития личности от образа жизни (Аристотель), тем не менее, очень долго развитие понималось как созревание. В ХХ веке одно из лучших объяснений социальной сущности личности осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л.С.Выготского6, согласно которой личность не "созревает" из внутренних предпосылок, а "формируется", достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества. Связь врожденных задатков и развившихся способностей неоднозначна и опосредована, уточнял автор теории деятельности А.Н.Леонтьев7 утверждал, что задатки "чисто человеческих" способностей не врожденны, а формируются при жизни, и их природа связана с так называемыми "функциональными органами". Это согласуется с данными дифференциальной психологии и психофизиологии, в частности с идеями В. М. Русалова8 о наличии промежуточных звеньев между врожденными качествами и актуальными способностями.
В то же время, совершенно
очевидно, что невозможно все индивидуальные
проявления личности человека объяснить
влиянием системы общественных отношений,
а тем более нельзя вывести
их из индивидных характеристик. Понятий
"индивид" и "личность" оказывается
недостаточно для описания, например,
высших способностей человека и ярких
проявлений его творческой активности.
Это ограничение можно
Ясно одно, что самореализуясь, личность (или несколько личностей) путем создания, как было исследовано выше, очага самореализации , творит историю.
История - это сложный и многогранный процесс, имеющий внутреннюю логику и развивающийся на основе своих имманентных законов. Но вместе с тем история - продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой - она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто все-таки делает историю, всегда находился в центре внимания философии истории. Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою, а им надо "называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело"11 . Другой русский философ - П.Л. Лавров - писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что "прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен"12. Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. На них возлагалась вся надежда по решению сложных социальных и экономических задач. Но их же обвиняли во всем, если общество оказывалось в тупиковой ситуации. Народ же рассматривался как безликая масса, готовая идти за своими лидерами, если даже эти лидеры оказывались недостойными руководителями, а изложение истории ограничивалась деятельностью королей, царей, монархов и войнами. Причем с приходом нового суверена историю начинали заново переписывать в угоду новым власть имущим. Всю историю сводили к политической истории.