Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Проблема профессионально-личностной самореализации является комплексной по своему характеру и исследуется в силу этого многими науками. Она достаточно проработана в психологическом ключе, что позволяет видеть ее внутриличностные аспекты. Педагогика раскрывает аспекты форм и технологий процесса профессионально-личностной самореализации. Однако философское осмысление проблемы не сформировано и ограничено видением общего процесса самореализации личности. Практически отсутствуют философские работы по этой проблеме, что объясняет выбор темы данного диссертационного исследования.
Введение.
Глава I. Социально-философское осмысление проблемы профессионально-личностной самореализации
1.1. Преемственность и новизна понятия профессионально-личностной самореализации в социально-философском дискурсе.
1.2. Проблемы профессионально-личностной самореализации в условиях ценностной амбивалентности российского общества.
1.3. Высшее профессиональное образовании — основа профессионально-личностной самореализации.
Глава II. Воспитательная компонента как условие профессионально-личностной самореализации студентов 1.2. Воспитание в вузе как маркер качества профессионального образования.
2.2. Воспитательная составляющая образования в решении проблем профессионально-личностной самореализации студентов.
2.3. Инновационный потенциал воспитательной деятельности в вузе.
главление:
Введение.
Глава I. Социально-философское осмысление проблемы профессионально-личностной самореализации
1.1. Преемственность
и новизна понятия
1.2. Проблемы
профессионально-личностной
1.3. Высшее профессиональное
образовании — основа
Глава II. Воспитательная
компонента как условие профессионально-
2.2. Воспитательная
составляющая образования в
2.3. Инновационный
потенциал воспитательной
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема профессионально-личностной самореализации является комплексной по своему характеру и исследуется в силу этого многими науками. Она достаточно проработана в психологическом ключе, что позволяет видеть ее внутриличностные аспекты. Педагогика раскрывает аспекты форм и технологий процесса профессионально-личностной самореализации. Однако философское осмысление проблемы не сформировано и ограничено видением общего процесса самореализации личности. Практически отсутствуют философские работы по этой проблеме, что объясняет выбор темы данного диссертационного исследования.
Если уже не
обсуждается положение о том,
что современное общество — это
общество профессионалов, то представляется
совершенно ясным, что профессиональное
становление личности и связанные
с этим личностные изменения, заключающиеся
в изменении отношений и
Актуальность
данного исследования мы обосновываем,
в первую очередь, своевременностью
внимания философов к проблеме формирования
личности профессионала, поскольку
успешность этого процесса существенным
образом влияет на состояние и
перспективы социального
Во-вторых, так
как начальный этап профессионально-лич-ностной
самореализации совпадает с периодом
обучения в вузе, то некачественное
и, следовательно, неэффективное прохождение
этого этапа из-за формальности осуществления
процесса обучения, пассивности и
апатичности части
В-третьих, социальный
институт образования находится
сегодня в состоянии
Неотрефлексированность
общих целей изменений в
В-четвертых, в
определенном смысле масштабная профессиональная
несостоятельность, формирующаяся
в результате неэффективной профессионально-
В условиях настоятельной
необходимости подготовки высококвалифицированных
специалистов во всех областях жизнедеятельности
теоретически и практически значимым
становится определение эффективного
инструментария влияния на процесс
профессионально-личностной самореализации.
В этой связи актуальность данного
исследования определяется попыткой реализовать
философское освещение
Воспитательная деятельность, находившаяся некоторое время в забвении, вновь находится в фокусе внимания современных исследователей и практиков. Подтверждением этому становится внесение в перечень аккредитационных показателей вуза раздела «Воспитательная работа».
Действительно,
сегодня можно наблюдать даже
крайнее проявление того, что мы
называем невоспитанностью или недовоспитанностью,
уровень которой не может не сказываться
на общей профессионально-
Таким образом,
актуальность диссертационного исследования
определяется и недолжной проработанностью
проблемы профессионально-личностной
самореализации в философском русле,
и отсутствием единой концептуальной
парадигмы профессионального
Степень научной
разработанности проблемы. Проблема
профессионально-личностной самореализации
предполагает комплексный и
Составляющая
данного понятия, а именно, личностная
самореализация, находилась и продолжает
находиться в фокусе внимания различных
научных направлений и
Герасимова, М. Кастельса,
С.Г. Кара-Мурзы, Н.В. Наливайко, А. Тоффлера,
В.Г. Федотовой, К. Ясперса и др., в
которых уже находит свое отражение
видение профессиональной составляющей
самореализации личности. Их подходы
позволили увидеть
Рассмотрение
нашей темы предусматривает
Профессиональная
самореализация исследуется, прежде всего,
усилиями педагогики. Однако главное
внимание уделяется технологии и
способам организации данного процесса
с точки зрения педагогического
влияния. В работах Ю.Г. Фокина, И.П.
Подласого, С.Д. Смирнова, Е.В. Бондаревской
раскрывается процесс формирования
квалифицированного специалиста, основывающийся
на воспитании. При проведении диссертационного
исследования мы рассматриваем воспитание
как социокультурную
Идея оптимального
сочетания образования и
Обращение к теоретическому и практическому опыту таких выдающихся философов и педагогов, как Дж. Дьюи, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогов, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, позволило определить воспитание как императив образовательного пространства современного российского общества.
Изучение закономерностей,
факторов и условий развития конкурентоспособного
специалиста отражено в работах
Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, A.A. Деркача
и др., представивших теоретико-
Проблемы профессиональной направленности самореализации личности раскрываются в исследованиях Ю.Д. Байсагурова, Э.Ф. Зеера, P.A. Зобова, В.Н. Келасьева и др., посвященных изучению различных составляющих ценностно-смысловой сферы человека.
Труды таких
исследователей, как E.H. Бандурина, Т.А.
Бондаренко, Э.В. Галажинский, Б.В. Мартынов,
Д.Ю. Мирошниченко, С .Я Подопригора,
В.А. Рамих, JI.B. Рябова, М.И. Ситникова, О.В.
Щелкунова, использованы для рассмотрения
различных аспектов проблем профессионально-
Вопросам идентичности
человека посвящены работы таких
зарубежных авторов, как Э. Гидденс,
Ю. Хабермас, Э. Эриксон и др., а
также отечественных авторов, как
H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев,
B.C. Соловьев, Г.П. Федотов. Их выводы учитывались
при обосновании необходимости
сочетания духовного и
Интерес для
темы диссертационного исследования представляют
теоретические выводы, которые сделали
А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, Э. Эриксон,
касающиеся развития человека, его
личностного роста, самореализации
и ее основных типов. Их теоретические
положения были использованы для
обоснования правомерности
Многоаспектные
исследования социального самочувствия
молодежи на рынке труда, проводимые
Г.Г. Руденко, A.C. Савеловым и др., помогли
расширить понятие
Изучение документов-
Общий анализ теоретической
литературы, нормативных документов,
материалов конференций по данной теме
подтверждает своевременность обращения
к проблеме именно профессионально-личностной
самореализации и определения ее
возможностей на этапе получения
высшего профессионального
Объектом исследования служит профессионально-личностная самореализация в образовательном пространстве современного российского общества.
Предметом исследования
являются возможности
Целью работы является
социально-философское
1. Исследовать
процесс становления понятия
профессионально-личностной
2. Раскрыть профессионально-
3. Рассмотреть
высшее профессиональное
4. Провести социально-
5. Обозначить
возможности воспитательной