Волонтерские движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

Не стоит полагать, что молодежь о будущем не думает, что молодежь развращена западной моралью, а вернее ее отсутствием, испорчена, вульгарна и разнуздана, это совсем не так. Огромное количество молодых  людей хотят быть полезными своей  стране, хотят заниматься любимым  делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, который, к сожалению, в нашей стране стал уже просто перманентным. Но самостоятельно все трудности молодежи решить не удастся. Только целенаправленное систематическое  участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения  сможет разрешить все проблемы молодежи, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая армейской дедовщиной и произволом на рабочих местах.

Одним из основных направлений  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно  реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий  по трудоустройству с помощью  следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест. [35]

Профессиональная  подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального  обслуживания молодежи. Здесь комплектуются  группы юношей и девушек, которые  желают получить профессию. Обучающимся  гражданам предоставляется место  на предприятиях города для прохождения  производственной практики. Примерный  период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи  экзаменов выпускники получают свидетельства  и могут обратиться в отдел  содействия занятости молодежи, где  специалисты оказывают помощь в  трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных  школ, не имеющими возможности обучаться  в учреждениях профессионального  образования.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая  реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью  дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью  реализует различные игровые  технологии, обучает юношей и девушек  умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Агенством по молодежной политике регулярно организуются различные информационные компании, которые проводят члены волонтерских отрядов.

Кампания - это система  мероприятий, объединенных общей стратегической целью и проводимых в определенный, ограниченный период.

Информационная кампания (ИК) - это комплексная система  мер воздействия на определенные группы населения (так называемые целевые  группы) с помощью различных средств  и каналов массового и индивидуального  информирования и обучения с целью  побуждения к принятию новых, полезных для них самих и для общества, моделей поведения в определенной сфере жизни.

На базе Елизовского  Районного Дома культуры был проведен конкурс «Затмение» (скажем наркотикам нет) в конкурсе принимали участие  команды волонтерских движений и  школьников Елизовского района. В  ходе конкурса команды проводили  выездные агитбригады в образовательных  учреждениях района по пропаганде вреда  наркотиков. Участники изучали проблемы наркомании, выступали с докладами, показывали творческие номера о вреде  наркотиков. Девиз конкурса был «Мы  умеем жить и веселиться без наркотиков!!!»

 Агентством по молодежной политики был проведен  социологический опрос  по  изучению интересов молодежи об использовании свободного времени, желании заниматься физкультурой и спортом.[см. приложение 1] 

В целях совершенствования  деятельности участников волонтерского  движения системно проводятся обучающие  профильные смены и семинары с  участием специалистов системы профилактики, оказывается необходимая методическая и консультационная помощь. 

Был проведен  III Краевой  Молодежный Интеллектуальный проект «Содружество Независимых Государств».

Укрепление межконфессионального и межнационального согласия молодежи Камчатского края – такова цель прошедшего III Краевого Молодежного  Интеллектуального проекта «Содружество Независимых Государств».

Данный Форум проходил с 28 февраля по 9 марта 2011 года на базе ДВФ ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития  РФ. В форуме приняли участие молодежные общественные организации г. Петропавловска-Камчатского, Елизовского муниципального района, г. Вилючинска.

В рамках Форума ребята представляли государства в виде творческих произведений, обсуждали  такие важные вопросы, как: 1.Экономика  и торговые связи. 2.Таможенный союз. Перспективы развития. 3.Ужесточение или упрощение правил ветеринарного и фитосанитарного контроля в рамках СНГ. 4.Экология и экологическая безопасность. 5.Сотрудничество государств-членов СНГ в сфере окружающей природной среды. 6.Культура и религия. 7.Пути достижения межнационального мира на пространстве СНГ. 8.Церковь и общество: точки соприкосновения. 9.Отношение молодежи к религии и др. 

 Так же в октября 2010 года в ДОЛ «Альбатрос» Камчатского края состоялся семинар молодежного актива «Школа социального успеха», организованный Агентством по молодежной политике Камчатского края.

«Школа социального  успеха» - уникальная площадка для обмена опытом, получения ценной информации, актуальной для развития молодежной инициативы. Программа Школы включала информационные теоретические и  практические блоки по следующим  направлениям, интересующим молодежь Камчатского края:

- Социальное проектирование;

- Молодежное предпринимательство;

- Развитие добровольчества;

- Порядок регистрации  детских и молодежных общественных  объединений

В 2011 году в семинаре приняло участие 76 молодых людей, представителей Молодежного Правительства  Камчатского края, активисты детских  и молодежных объединений, специалисты  по работе с молодежью муниципальных  образований Камчатского края, студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений Камчатского  края.

Состоялась защита пяти проектов по направлению "Молодежное предпринимательство" и девяти проектов по направлению "Социальное проектирование".

1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью.

Добровольческая деятельность является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать  в процессе социального развития общества, а это профилактика социальных болезней, разработка и участие в  социальных и экологических проектах и другое. Таким образом, любую  социально-значимую деятельность, осуществляемую добровольцем можно назвать участием в социальном развитии. Участие в  жизни общества - есть лучшее средство положительного воздействия на мировоззрение  молодежи. И этого следует, что  добровольчество является одной из эффективнейших форм и методов работы с молодым поколением, что дает им шанс самим поучаствовать в развитии своей страны[37].

Волонтерство - это реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять, как уже было сказано, участие в социальном развитии. Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.

Волонтерство - это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять не только внеклассные часы в школе, но и организовать различного рода практику для студентов. Такая деятельность не только дает прямую пользу получателю данной услуги и добровольцу, но и оставляет у молодых людей опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, доброволец получает некую модель собственной профессиональной социально-ориентированной деятельности.

Можно выделить три  наиболее распространенные причины, почему молодые люди, занимаются волонтерской деятельностью:

1. получение необходимого  опыта работы, знаний, навыков;

2. реализация своих  целей, проектов;

3. налаживание новых  контактов, общение с интересными  людьми, друзьями, единомышленниками.

Волонтерская деятельность в различных организациях может  также послужить хорошим способом поддержки профессиональной квалификации во время поиска оплачиваемой работы через центры занятости населения[38].

Таким образом, можно  сделать вывод, что волонтерство  - это участие, как отдельных граждан, так и различных групп людей, объединенных по какому - либо признаку, в общественно полезной деятельности в форме безвозмездного труда или труд за заведомо значительно заниженную оплату, имея при этом реальную возможность за свои услуги получить более высокий заработок.

Использование механизма  привлечения молодежи к волонтерской деятельности в условиях переходной экономики становиться актуальным, т.к. данная технология не требует больших  денежных и трудовых ресурсов, а  также помимо конкретного результата волонтеров, формирует мировоззрение  молодого поколения и делает их социализацию в обществе более успешной.

Развитие волонтерства  в самых разных сферах жизни, и особенно среди молодежи, является важным не только потому, что труд волонтеров  - весомая поддержка и сила в решении важных проблем, направленных на социальное развитие. Оно оказывает существенное благотворное воздействие на общество и помогает создавать и сохранять более многогранную социальную структуру, укреплять чувство взаимного доверия и сплоченности.

Волонтерство - это еще и формирование навыков и умений, необходимых молодому человеку в жизни, воспитание лучших человеческих качеств, профилактика девиантного поведения, например, пропагандируя здоровый образ жизни, ребенку будет стыдно при этом самому курить или пить в подъезде пиво. Ведь принципы, мотивы добровольчества и собственно добровольческая деятельность способствует формированию у добровольцев таких важных качеств как милосердие, ответственность за себя, порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного и толерантного отношения к другим, способствуют занятости молодежи полезным делом, формируют качества и навыки, важные для взрослой, в том числе профессиональной жизни. Самое главное, чтобы молодежь поверила, что их усилия и они сами кому-то нужны. Этим молодежь учиться быть неравнодушной, а это уже не потерянное поколение.

И в заключении хотелось бы сказать словами Карла Манхейма, что молодежь не прогрессивна, не консервативна  по своей природе, она - потенция, готовая  к любому начинанию. Поэтому очень  важно помочь становлению молодого человека, создать условия для  того, чтобы у него была возможность  получать знания, умения и навыки, необходимые  ему для дальнейшей жизни, а затем  предоставить самостоятельность при  определении целей, задач и форм его участия социальном развитии общества.

Таким образом, сегодня  источниками развития молодежного  общественного движения являются: интерес  молодежи к общению со сверстниками, потребность взаимодействия в группе; заинтересованность педагогов во взаимодействии с молодежным коллективом с целью  воспитательного влияния на его  членов; общественный заказ на гармоничную  социализацию подрастающего поколения, которая проходит более успешно  с помощью развитой системы «общественной  практики» молодежи в общественных организациях.

Незрелость личности школьника, что вполне естественно  для этого этапа жизни человека, и в то же время стремление к  более высокой оценке значимости их индивидуальности требуют корректного  воспитательного влияния и адекватных его форм. Целесообразными формами  развития личности школьника и укрепления в нём положительных тенденций  личностного роста и способности  к социальному творчеству выступают  ДМОО как лаборатория жизненного опыта.

Молодежное движение может развиваться на основе различных  видов деятельности, полезных как  для общества, так и для личности молодого человека: охрана окружающей среды, милосердие, спорт и «здоровье-сбережение», участие в общественных акциях, проводимых по инициативе муниципальных структур. Школьники имеют потребность участия социально значимой деятельности, выдают свой «социальный заказ» на её организацию. Откликнуться на этот заказ, помочь детям в их «самоорганизации» - дело взрослого поколения.

Существуют большие  резервы для более эффективного развития молодежного общественного  движения: корректировка молодёжной политики, изменение системы информационной деятельности в сфере работы с  ДМОО, корректировка воспитательных систем учреждений образования, реформирование системы работы по месту жительства и др.

Проведенное исследование обозначило круг проблем в сферах молодежной политики и организации  молодежных общественных объединений. Основываясь на результатах исследования, можно предложить следующие рекомендации по решению выше названных проблем.

Информация о работе Волонтерские движения