Волонтерские движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.71 Кб (Скачать)

Распространённой  в Германии является система Центров  добровольцев. Они существуют практически  в каждом городе и призваны соединять  организации и волонтёров, гармонизировать  отношения между ними. В Германии считают, что для полноценного развития волонтерства необходимо следующее:

1.                     признание добровольчества (в  том числе, и в сфере производства, и в семье) как общественно  необходимого и важного труда; 

2.                     признание волонтерского труда  в качестве стажа при приеме  на работу; отметки о добровольной  работе в школьных аттестатах  и прочих свидетельствах об  окончании каких-либо курсов;

3.                     признание многолетнего волонтерства в качестве пенсионного стажа; улучшение страхования волонтеров со стороны организаций, в которых они работают;

4.                     безусловное возмещение всех  расходов, понесенных добровольцами  в процессе выполнения своих  обязанностей;

5.                     улучшение обучения и консультирования  волонтеров; целевое образование  для волонтеров, выполняющих квалифицированную  работу;

6.                     пресечение использования труда  волонтеров исключительно в качестве  средства экономии денег; 

7.                     привлекательность волонтерства для безработных (в настоящее время безработным не разрешается работать в качестве волонтеров более 15 часов в неделю!).

Статистика: Каждый третий немец, – что составляет 34 % населения Германии – является волонтером, посвящая работе в добровольческих  ассоциациях, проектах и группах  взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.

Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении  общего уровня благосостояния индустриально  развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях  добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени  зависят от усилий, предпринимаемых  добровольцами.

Вовлеченность в  добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные  платформы и сети добровольческих  некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы  свыше сотни миллионов людей  ежегодно.

Вывод. Изучив теоретические  аспекты волонтерской деятельности, можно сделать следующий вывод, что волонтёрская деятельность как  проявление милосердия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность  людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства  удовлетворять потребности своих  граждан в социальной поддержке. Россия сегодня не исключение в этом вопросе. Для нашей страны волонтёрское движение может стать тем посылом, который объединит усилия различных  людей и снизит социальную напряженность  в обществе.

ГЛАВА 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ ( НА ПРИМЕРЕ Камчатского края) 

Социальная работа среди молодежи рассматривается  как обеспечение наиболее благоприятных  социально-экономических условий  развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению  личности, обретение ею всех видов  свобод и полноценного участия индивидов  в жизни общества[33].

Молодежь, являясь  наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. Молодым  людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется  оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов. 

1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края

Социальную работу с молодежью в Камчатском крае  осуществляет Агенство по молодежной политике Камчатского края под руководством Черемисенной Л.Н.

Деятельность Агентства  направлена на реализацию государственной  молодежной политики в Камчатском крае. Мы стремимся информировать молодежь о возможностях активного общественного участия, привлекать молодежь к активной жизненной позиции, создавать условия для выявления и продвижения талантливых школьников и студентов, развивать систему культурного досуга для молодежи, кадровый потенциал сферы молодежной политики, помогать молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 Различные наши  программы направлены на студентов  и учащихся средних учебных  заведений, работающую молодежь  и молодые семьи. 

Для выяснения степени  информированности молодежи Камчатского края о молодежной политике было проведено специальное исследование.

Задачи исследования:

1.            выявить отношение молодежи к  участию в общественной жизни;

2.            проанализировать знания молодых  людей о деятельности существующих  в городе общественных организаций;

3.            изучить склонность молодежи Камчатского края к социальному творчеству.

Было опрошено 100 человек:90 молодых людей и девушек и 10 экспертов.

Опрошенные респонденты  были разделены на 2 группы:

1.  учащиеся старших классов общеобразовательных школ – 35 человек,

2.  учащиеся средне специальных, высших учебных заведений  – 55 человек,

В состав группы экспертов  вошли специалисты высокой профессиональной квалификации, с богатым опытом работы с молодежью из общеобразовательных  школ и из учреждений дополнительного  образования молодежи: директора, завучи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, психологи, методисты.

В ходе опроса мы пытались выявить «качество гражданственности» юного поколения и его способность  к социальному творчеству через  артикуляцию отношения современных  молодых людей к общественным проблемам, их самооценку гражданских  чувств, осознание ими значимости включённости в некоторые общности, собственной способности повлиять на общественный порядок в границах этих общностей, способности к организованной деятельности, желания участвовать  в общественной жизни. Почти все позиции сравнивались с экспертными оценками, что дало дополнительный материал для анализа проблем молодежного движения.

В ходе исследования мы убедились, что понятие «гражданственность»  знакомо всем молодым людям. О  «гражданственности» они рассуждают на занятиях в учебных заведениях. Однако многих учащихся застал врасплох вопрос: «Ощущаешь ли ты в себе гражданские чувства?». 10% (20 человек) от общего числа опрошенных затруднились на него ответить, причём, наибольшее количество затруднившихся было среди учащихся ПУ. Из числа школьников положительный ответ дали 50% (27 человек), из числа учащихся высших учебных заведений – 15% (19 человек) . Отрицательно ответили на поставленный вопрос 10% (10 человек) учащихся школ, 22% учащихся средне специальных высших учебных заведений (14 человек).

Вероятно, с возрастом  учащиеся более осознанно подходят к оценке своего отношения к государству, сказывается накопленный молодыми людьми определённый отрицательный  жизненный опыт, что является базой социального отчуждения. Нельзя забывать, что на мировоззрение молодежи, на их гражданскую позицию оказывает пример «взрослого окружения», в среде которого распространены социальное отчуждение и аномия.

40% (4 человека) экспертной  группы считает, что современная  молодежь не имеет никаких  гражданских чувств, а 60% (6 человек)  думают, что молодые люди немного  ощущают в себе гражданские  чувства.

Сравнивая самооценку молодых людей и экспертную оценку, следует отметить желание молодежи показать себя с лучшей стороны и  нужно поддерживать и укреплять  в них стремление быть патриотами своего государства. Значительную роль в решении многих проблем патриотического  и гражданского воспитания подрастающего  поколения могут сыграть молодежные общественные объединения.

Интерес к общественной жизни, способность судить о важных стоящих перед обществом вопросах - это одна из граней гражданственности. Среди наиболее острых социальных проблем  в молодёжной среде молодые люди называют те, которые представляют собой либо непосредственную угрозу для жизни, либо угрозу через разрушение условий жизнеобеспечения. По мере убывания значимости в рейтинговом ряду оказались: наркомания, получение образования, пьянство, преступность, курение, проституция, трудоустройство, детская беспризорность, невозможность обрести материальную обеспеченность. Во «втором эшелоне» оказались те проблемы, которые тесно связаны с кризисными явлениями в социальной, политической, духовной сферах общественной жизни: деление на богатых и бедных, нежелание части юношей служить в армии, конфликт между поколениями и т.д.

В целом, группы молодежи, участвующие в исследовании несколько  по-разному оценивают остроту  проблем в молодёжной среде. Учащиеся общеобразовательных школ, чем учащиеся средне специальных и высших учебных заведений такие проблемы, как «отсутствие смысла жизни», «унижение достоинства гражданина России», «профессиональная подготовка». Учащиеся средне специальных высших учебных заведения , в свою очередь, считают значительно более важными, чем школьники, такие проблемы, как «моральная деградация» и «ощущение собственной ненужности обществу и государству».

Интересно отметить, что экспертные оценки совпадают  с мнением молодых людей только в 4-х позициях из 12. Отсюда следует, что:

1.            Мнение молодежи не отражает  истинного положения вещей, так  как деформировано социальной  пропагандой и пропагандой СМИ  об острых проблемах жизни  общества (например, проблемой проституции  больше «озабочены» учащиеся школ, чем учащиеся средне специальных и высших учебных заведений);

2.            Эксперты как представители «старшего  поколения» судят о молодёжи, исходя из ложных установок  о сущностных характеристиках  подрастающего поколения. Возможно, что это одно из проявлений  современного конфликта поколений  «отцов и детей».

Незрелость личности многих молодых людей – участников исследования, недостаток у них социального  опыта, а, следовательно, и нетвёрдость  гражданской позиции проявляются  не только в рейтинге общественных проблем, но и в том, какие дополнения молодые люди сделали к представленному  списку. Дополнительно к ряду острых проблем молодые люди отнесли  только СПИД, а, например, экологические  проблемы, или проблемы здоровья детей  не указаны вообще. В целом полученные в ходе опроса данные вполне согласуются с выводами социологов и педагогов о том, что новые когорты молодёжи ориентированы на ценности индивидуализма, прагматизма, рыночных отношений.

Подавляющее большинство  из всех групп опрошенных считают, что  молодёжные общественные организации (МОО) могли бы сделать существенный вклад в решение молодёжных проблем. Скепсис по отношению к возможностям социального влияния МОО проявляется  в среде молодежи незначительно: отрицательный ответ в среде  школьников дали 3,0% опрошенных (10 человек), в среде учащихся средне специальных и высших учебных заведениях - 6,0% (13 человека), Заметно, что с возрастом неверие в силу организованных молодёжных структур у молодежи возрастает. Это тревожный показатель проявления социального отчуждения в молодёжной среде.

Молодые люди так  оценивали роль молодежных общественных объединений в сфере защиты прав молодежи: «В последнее время самым  модным занятием стало вступление в  различные организации»; «Государственные органы должны поощрять создание детских  и молодежных организаций, имеющих  положительную направленность и  помогать финансово»; ««в связи с  тем, что молодежь является одним  из необеспеченных слоев населения, она наиболее подвержена политическому  влиянию (пропаганде). Также необходимо отметить появление большого количества партий, организаций, одним из путей  развития которых является привлечение  в свои ряды необеспеченные слои населения, т.е молодежь и стариков. Большее количество таких партий приходит в нее из-за недостатка занятости и материальных средств, а не по убеждениям. В связи с этим молодежь нельзя считать настоящими приверженцами этих партий, а скорее лишь временными членами. Также нельзя считать, что политические, общественные организации являются выразителями мнения  и гарантами защиты  прав этих слоев населения».

Вопрос нужности вообще сейчас молодежных организаций  не является спорным: все группы опрошенных дают утвердительный ответ. Эксперты дают более умеренную оценку необходимости молодежных общественных организаций в настоящее время. В целом, более 50% опрошенных молодых людей проявили интерес к работе МОО и указали направление деятельности, в которой они с удовольствием бы приняли участие. Возраст оказывается значимым фактором в интересах молодежи к общественной деятельности: если о своих интересах написали 60% учащихся школ, то учащихся средне специальных и высших учебных заведениях – только 47%.

Информация о работе Волонтерские движения