Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.
Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ……………………………………………………5
1.1. Социальные проблемы молодежи. Технологии социальной работы по их профилактике…………..5
1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики………..9
1.3. Направления волонтерской деятельности по профилактике социальных проблем молодежи в России и за рубежом…………………………………….18
Глава 2. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Волонтерских ОРГАНИЗАЦИИ по профилактике социальных проблем молодежи (на примере Камчатского края)…………………………24
1.1. Социальные проблемы молодежи Камчатского края…….24
1.2. Формы и методы профилактики социальных проблемы молодежи, реализуемые в деятельности волонтерских организаций Камчатского края…………………………………………………………………………...31
1.3. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в социальной работе с молодежью………………………………..33
Заключение……………………………………..…………..………………38
Список литературы…………………………………………….……....41
Приобретение полезных
социальных и практических навыков.
Добровольческая работа позволяет
приобрести полезные практические навыки,
напрямую не относящиеся к
Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:
– развитие коммуникативных способностей;
– опыт ответственного взаимодействия;
– лидерские навыки;
– самоорганизация;
– исполнительская дисциплина;
– защита и отстаивание прав и интересов;
– инициативность и другие.
Возможность общения,
дружеского взаимодействия с единомышленниками.
Добровольческая работа позволяет
приобрести единомышленников, найти
значимый для себя круг общения и
получить поддержку в дружеском
взаимодействии. Среди молодежи особенно
распространена потребность расширения
круга общения, и поэтому, попадая
в какое-либо сообщество, юноша или
девушка для удержания в
Приобретение опыта
ответственного лидерства и социального
взаимодействия. Добровольческая, общественная
работа дает молодому человеку возможность
проявить себя в различных моделях
социального взаимодействия, приобрести
навыки, необходимые в дальнейшей
жизни, для ответственного лидерства
и исполнительской
Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.
Способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.
Выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Организация свободного
времени. Немаловажным мотивом участия
в добровольческой работе является
возможность организации
Волонтерство – это реализация тех наших личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.
Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты[20]. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.
Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как:
– лидерская способность;
– любознательность;
– эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);
– доброжелательность;
– интерес к проблеме;
– проницательность;
– позитивность, оптимизм;
– самокритичность,
уверенность в своих
Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
– умение принимать решения;
– умение вести за собой;
– умение расположить к себе собеседника;
– умение слышать и слушать;
– опыт работы с группой, знание основ психологии;
– организаторские способности.
Научно подтверждено,
что организация и участие
в межличностных контактах
Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.
Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной.
Важным условием
успешности является именно постепенное
включение воспитанников
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:
– учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;
– информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
– коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
На сегодняшний
день многие молодые люди, заканчивающие
ВУЗы, обладают необходимым лидерским
потенциалом и стремлением его
реализовывать в сфере
В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность.
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.
Очень широк спектр
деятельности, где требуется волонтерская
помощь, поэтому каждый молодой человек
может выбрать для себя тот
вид добровольческой
Анализ направлений
деятельности различных
– работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, бездомные, беженцы, бывшие заключенные и другие);
– служба в больницах;
– психолого-педагогическое
сопровождение детей и
– профилактика здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, направленная на профилактику наркомании, СПИДа;
– работа, направленная на восстановление и сохранение исторических и природных памятников;
– помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
– защита окружающей среды;
– досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и др.);
– краеведческая деятельность;
– интернет-добровольчество (Википедия) и другие.
Необходимо отметить,
что добровольческая
Далее мы кратко остановимся на выделенных направлениях работы волонтеров и попытаемся раскрыть специфику каждого из указанных направлений.
Работа с социально незащищенными группами населения
Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот позволяет им стать полноценными членами нашего общества.