Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.
Введение 3
Политика и международные отношения 4
Международные отношения 5
Типология международных отношений 6
Теоретическое обоснование международных отношений 7
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Россия в системе международных отношений 11
Внешняя политика современной России 14
Геополитическое положение современной России 15
Заключение 17
Список литературы 18
Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:
нахождение путей
устойчивого экономического развития
в связи с тем, что современные
технологические структуры
проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;
экологические
проблемы, поставившие человечество
перед угрозой экологического коллапса,
сравнимого с последствиями ракетно-
преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки;
проблема человека,
включая измерение
Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем.
Современная модель
производства и потребления в
условиях доминирования капитализма
на большей части земного шара
по-прежнему выступает в конкретно-
Все серьезные западные мыслители в один голос и с возрастающим беспокойством признают, что по мере становления потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение человека как «винтика тотального общественного механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие.
В потребительском обществе принуждение к труду дополняется принуждением к потреблению различными средствами манипуляции , в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).
Разрешение всего комплекса проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.
Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития . Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.
Концепция устойчивого развития, исходя из анализа современных достижений науки и техники, предусматривает необходимость создания более современного технологического базиса. Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, дезурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.
Создание материального богатства все более будет зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития его субъекта, от степени научного познания человеком и обществом законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного богатства все более становится не рабочее время и создаваемая им меновая стоимость, а свободное время, необходимое человеку для непрерывного развития и самореализации в творчестве .
Эта тенденция свидетельствует о происходящей перемене соотношения объективных и субъективных факторов производства, о выдвижении человека как его главной цели, о распространении принципа «не человек для производства, а производство для человека». Вкупе с необходимостью разумного ограничения потребления ввиду ресурсных и экологических проблем эта перемена вступает в противоречие с капиталистической формой функционирования общества с его главной целью получения максимальной прибыли. Это и требует ныне качественно нового подхода к определению форм производства и потребления. Его смысл не в свертывании производства и потребления, а в практическом выявлении подлинного соотношения человеческих способностей и потребностей.
Это соотношение правомерно определять так: потребности человека определяются способностями человека, а не наоборот, как это еще часто делается. Круг потребностей разумным субъектом определяется в той мере, которая необходима ему для реализации своих способностей в окружающем мире. Владение ненужными вещами – это паразитизм. На смену «сверх потреблению», губительно воздействующему на личность, все более часто приходит разумное потребление как функция развития творческих способностей человека.
Устойчивое развитие, требующее рациональной экономики, снижения расходов материала и энергии на душу населения, диктует необходимость усиления общественного характера материального потребления. Эта задача предполагает глубокую реконструкцию всей инфраструктуры жизни, принципиально новую ступень развития системы общественного транспорта, связи и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров образования и творчества, культурно-эстетического развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек и т.д.
Технологический
процесс устойчивого развития в
своем социально-экономическом
Из всех глобальных
проблем проблема войны и мира
до недавнего времени
Экологическая
проблема в ее современном виде возникла
в 60-х годах текущего столетия. С
этого времени стали
нарушение естественного баланса газового состава атмосферы;
разрушение озонового слоя атмосферы;
состояние живой и неживой природы;
преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.
Мировое сообщество
пока не добилось крупных достижений
в защите окружающей среды, но активно
стремится воспрепятствовать ее
разрушению. Под эгидой ООН и ее
учреждений действуют многочисленные
исследовательские институты, общества,
комиссии, фонды, цель которых предотвращение
экологической катастрофы. Государства
создают министерства, ведомства, научные
организации для перспективного
и оперативно-технического решения
проблем окружающей среды. Однако озабоченности,
адекватной значению проблемы защиты
окружающей среды, во многих государствах
еще не выработано. В явном противоречии
с реальными потребностями
Россия в мировом политическом процессе
Россия в системе международных отношений
Система международных
отношений характеризуется
В истории крах одной системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что замена системы международных отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.
Исследователи
считают, что в 1945-1989 гг. существовала
особая система международных
В условиях перехода
к новой системе международных
отношений Россия (преемник СССР) претерпела
глубокую трансформацию как участник
системы международных
Подобные процессы
не могли не ослабить внешнеполитические
позиции России. На Западе широкое
распространение получил тезис
о том, что СССР проиграл холодную
войну. Однако в холодной войне проиграли
все, и все выиграли от ее окончания.
Тем не менее основу взаимоотношений
в период распада мирового социализма,
Варшавского договора и СССР составляли
заявления западных политиков о
«ненанесении ущерба интересам СССР»
(затем они трансформировались в
«неиспользование нынешней слабости России
в своих односторонних
Россия не в состоянии была оказать противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.
Одним из результатов таких дипломатических усилий стало подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию .