Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:02, реферат

Описание работы

Благодаря удачной конъюнктуре на энергетическом рынке и разумной макроэкономической политике правительства, России удалось создать такую позицию в мировой расстановке сил, какой у неё не было с середины 1980-х гг. Россия воспользовалась этой позицией, чтобы вновь заявить о себе на международной арене как о великой державе - автономном центре силы и влияния.

Содержание

Глава 1. Россия в мировом политическом процессе 3
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции 5
и методы осуществления 5
1.2.. Россия в системе международных отношений 7
1.3. Внешняя политика современной России 12
Глава 2. Внешняя политика современной России 15
2.1. Геополитическое положение современной России 15
2.2. Новые вызовы: Россия на пороге будущего 18
2.3. Взаимосвязь внутренней и внешней политики 21
Заключение
25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Российская академия государственной службы.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

ФГ БОУ  ВПО Омский государственный аграрный универстет

имени П.А. Столыпина  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

реферат  
 

Внешняя политика России 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2011 

 

Содержание 
 
 
 

Глава 1. Россия в мировом  политическом процессе 3
1.1. Внешняя  политика государства: сущность, формирование, функции 5
и методы осуществления 5
1.2.. Россия  в системе международных отношений 7
1.3. Внешняя  политика современной России 12
Глава 2. Внешняя политика современной России 15
2.1. Геополитическое  положение современной России 15
2.2.  Новые вызовы: Россия на пороге  будущего 18
2.3.  Взаимосвязь внутренней и внешней  политики 21

Заключение

25

Список  использованной литературы 27

 

Введение
 

     Благодаря удачной конъюнктуре на энергетическом рынке и разумной макроэкономической политике правительства, России удалось создать такую позицию в мировой расстановке сил, какой у неё не было с середины 1980-х гг. Россия воспользовалась этой позицией, чтобы вновь заявить о себе на международной арене как о великой державе - автономном центре силы и влияния.

     В соответствии со стратегией развития до 2020 г. РФ предстоит занять пятое  место в мире по ВВП, создать многочисленный средний класс и стабильную политическую систему, опирающуюся на принцип  многопартийности. Россия будущего будет на равных конкурировать с США, ЕС и Китаем и станет интеллектуальным центром XXI века. Но на сегодняшний день ситуация достаточно далека от провозглашённых целей.

     Для защиты своих национальных интересов  любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене1.

     Внешняя политика являет собой продолжение  внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны2.

     На  основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене3. 

 

Глава 1. Россия в мировом политическом процессе 

1.1. Внешняя политика  государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 

    Вешняя  политика обладает рядом собственных  специфических особенностей. Она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

    Специфика внешней политики обуславливается  и тем, что в мире существуют различные  государства (в настоящее время  около 200)4 с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

    Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная  деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношении по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений5.

    В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств6.

    Международные отношения

    Формирование  международных отношений происходит под воздействием следующих факторов7:

    • достижений общественно-политических наук;

    • складывающейся мировой экономической  и политической ситуации;

    • баланса военно-стратегических сил;

    • деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и  др.);

    • влияния отдельных государств;

    • состояния природной среды, сырьевых и природных ресурсов.

    В современных условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:

    • рост взаимозависимости и целостности  мира;

    • сохранение социальной неоднородности мира;

    • обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными  подходами к решению проблем;

    • возрастание роли политических средств  в разрешении конфликтов и противоречий. 

1.2. Россия в системе международных отношений 

    Система международных отношений характеризуется  совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и  группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его создателя – Советского Союза8.

    В истории крах одной системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что замена системы международных отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напряженность между двумя противоположными блоками.

    Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой характерными были следующие черты: биполярная структура; придание мировой политике нормативного порядка, создание ООН, других международных организаций и институтов; углубляющиеся противоречия между экономически развитыми и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая международный климат9.

    В условиях перехода к новой системе  международных отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возниковением новых государств и т.д.

    Подобные  процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене10.

    Россия  не в состоянии была оказать противодействие  созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

    Одним из результатов таких дипломатических  усилий стало подписание Основополагающего  акта, регулирующего отношения между  Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию11.

    Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства)12.

    Стать полноценным членом «большой восьмерки» — сложная задача, поскольку членство в ней связано не только с правами, но и определенными финансовыми обязательствами, которые сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних экономических показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».

    Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей  внешней политики самостоятельной  России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.

Информация о работе Внешняя политика России