Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.

Содержание

Введение 3
Политика и международные отношения 4
Международные отношения 5
Типология международных отношений 6
Теоретическое обоснование международных отношений 7
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Россия в системе международных отношений 11
Внешняя политика современной России 14
Геополитическое положение современной России 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение  России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить  вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка»  стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и  не допускать возникновения в  будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными  режимами (создание единого мирового политического пространства).

Стать полноценным  членом «большой восьмерки» — сложная  задача, поскольку членство в ней  связано не только с правами, но и  определенными финансовыми обязательствами, которые сегодняшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних экономических показателей и  выполнение взятых на себя серьезных  обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений  мирового уровня в рамках «восьмерки».

Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной  задачей внешней политики самостоятельной  России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные  Правительством Основные положения  концепции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам  России и ее гражданам, защита которых  и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.

К основным положениям относятся: обеспечение процессов  формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и  экономических реформ; активное и  полноправное участие России в строительстве  новой системы международных  отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений  Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию  в мире. Россия несет ответственность  за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее  входивших в состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности  Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты  в сопредельных государствах рассматриваются  как угроза безопасности страны и  жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное  значение для защиты внешнеэкономических  интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной  системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.

В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и  Центральной Европы, находящихся  в исторически сложившейся сфере  ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

Для России большую  значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки  зрения вхождения в формирующееся  политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

Объективной базой  развития российско-американских отношений  является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых  договоренностей по сокращению и  уничтожению ядерных, химических и  иных вооружений, соблюдение положений  Договора про ПРО.

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и  стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный  консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции  поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и  займет свое неповторимое место в  мире. Положение региональной державы  с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой  России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешняя политика современной  России

Изменения в  мировой политике после окончания  «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили  Россию в положение страны, которая  должна заново определить свое место  в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят  ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии  и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.

Я считаю, что  в наше время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант  выбора внешнеполитической стратегии  связан с попытками сохранения статуса  великой державы и продолжения  прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического  влияния и контроля над другими  государствами. Несмотря на несбыточность  такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего  такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического  руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (анти западнических, шовинистических и др.).

Второй путь предполагает обретение Россией  статуса региональной державы. В  одном случае ее влияние может  основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства  и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном  политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического  влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и  взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых  угроз по отношению к ним и  сознательным уходом от вовлечения в  мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равно удалённости от тех или  иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым  ее общегосударственные интересы будут  формироваться на вне идеологической основе, видоизменяясь в зависимости  от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетаются  элементы каждой из трех возможных  стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных  с выработкой принципиальных отношений  как минимум к трем группам  своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам  «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

создание новой  системы взаимоотношений с бывшими  социалистическими странами;

вхождение в  европейское и мировое сообщество;

разработка новых  принципов межгосударственных отношений  с бывшими республиками СССР;

разработка новой  военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве. 

Геополитическое положение современной  России

Роль и место  России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с  учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения  является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой  ситуации. Эта ситуация сложилась  в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Обеспечение процессов  формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности  считается приоритетной в области  внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления  в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких  республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая  интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства  наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных  месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как  Черноморский и Балтийский, составлял  значительную часть российского  геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что  если контроль над пространством  теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как  геополитического субъекта стал активно  проявлять себя в направлении  Центральной Азии, Поволжья и Северного  Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Для российского  геополитического положения небезразличны  изменения, происходящие на европейском  пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это  означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью  в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка  зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный  кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад  и превращающий Калининградскую  область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка  зрения в менее драматизированной  форме представляет, что ряд стран  Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для  России плацдарм и буфер, а сейчас –только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией  и НАТО.

В нынешних сложных  условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и  восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь  в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части  Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как  он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет  определяться в первую очередь основными  показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории  всегда была серьезным геополитическим  субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в  мире территорией, которая расположилась  на двух континентах.

Задача, которую  Россия сама должна решить, – не допустить, во-первых, ущемления своих позиций  на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешняя политика России