Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.
Введение 3
Политика и международные отношения 4
Международные отношения 5
Типология международных отношений 6
Теоретическое обоснование международных отношений 7
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Россия в системе международных отношений 11
Внешняя политика современной России 14
Геополитическое положение современной России 15
Заключение 17
Список литературы 18
Для западных политиков,
несмотря на определенную слабость, Россия
по-прежнему остается «слишком большой»
и потенциально «слишком сильной» страной.
Не случайным является приглашение
России присоединиться к «большой семерке»
ведущих развитых государств и составить
вместе с ними «большую восьмерку».
По мнению ряда исследователей, «семерка»
стала эффективным регулятивным
центром международных
Стать полноценным
членом «большой восьмерки» — сложная
задача, поскольку членство в ней
связано не только с правами, но и
определенными финансовыми
Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
В складывающейся
системе международных
Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.
Принципиальное
значение для защиты внешнеэкономических
интересов России имеет сохранение
и развитие хозяйственных связей
с бывшими союзными республиками.
В целях создания эффективной
системы комплексной
В фокусе внимания
российской внешней политики остаются
отношения со странами Востока и
Центральной Европы, находящихся
в исторически сложившейся
Для России большую
значимость имеют отношения со странами
Западной Европы. Они важны с точки
зрения вхождения в формирующееся
политическое, экономическое, правовое,
социальное пространство, ядром которого
выступает Европейское
Объективной базой
развития российско-американских отношений
является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных
В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.
Российская внешнеполитическая
концепция имеет целью
Внешняя политика современной России
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.
Я считаю, что в наше время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариант
выбора внешнеполитической стратегии
связан с попытками сохранения статуса
великой державы и продолжения
прежней экспансионистской
Второй путь
предполагает обретение Россией
статуса региональной державы. В
одном случае ее влияние может
основываться по преимуществу на факторах
силового давления на соседние государства
и по сути дела повторять логику
поведения «сверхдержавы» в локальном
политическом пространстве. При другом
варианте завоевание политического
влияния страной может
Третий путь
предполагает, что Россия может занимать
сугубо прагматическую внешнеполитическую
позицию, основанную на принципиальной
равно удалённости от тех или
иных блоков сил и прагматическом
сближении или отдалении от конкретных
коалиций и государств. Тем самым
ее общегосударственные интересы будут
формироваться на вне идеологической
основе, видоизменяясь в зависимости
от конкретной складывающейся ситуации.
При таком подходе к
В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
создание новой
системы взаимоотношений с
вхождение в
европейское и мировое
разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
разработка новой
военно-политической доктрины в изменившемся
геополитическом пространстве.
Геополитическое положение современной России
Роль и место
России в современном мире во многом
определяется ее геополитическим положением,
т.е. размещением, мощью и соотношением
сил в мировой системе
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Для России немаловажным
является вопрос: будет ли она контролировать
нефтепотоки с открытых крупных
месторождений нефти и газа на
шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как
Черноморский и Балтийский, составлял
значительную часть российского
геостратегического потенциала. Одна
из закономерностей
Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас –только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, который будет представлять
собой самый перспективный
Задача, которую
Россия сама должна решить, – не допустить,
во-первых, ущемления своих позиций
на мировой арене, во-вторых, оттеснения
от участия в решении проблем,
затрагивающих ее стратегические интересы.